Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях деления слов на слоги, развитие умения переносить слова с одной строчки на другую.
Задачи:
- Вывести правила переноса слов, закрепить применение его на практике.
- Развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность и любовь к родному языку.
Оборудование:
- рабочая тетрадь №1 С.В. Иванова «Русский язык», Вентана-Граф, М., 2008.
- карточки для индивидуальной работы,
- кубики для работы в группе,
- магнитофон, запись Венгерова «В гостях у сказки»,
- компьютер, интерактивная доска Smart Board, презентация Power Point (Приложение).
Тип: знакомство с новым материалом.
Технологии: элементы проблемной технологии.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, улыбнитесь, у вас хорошее настроение. Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте: голубое небо, плывут красивые облака, кружатся белые снежинки, свежий морозный ветерок приятно дует в лицо. Лучик бодрости, пронизывает вас. Вы готовы к работе!
II. Ознакомление с новым материалом.
Звучит сказочная музыка.
– Мы отправляемся в необычную страну, страну «Грамматики». Её жители - сказочные герои, которые очень дружат с правилами русского языка. Голубое небо, белые облака, все радует их. А правила вселяют в душу чувство прекрасного.
– Откроем тетради. Но что это? Нам пришло письмо. (Слайд 1)
Письмо:
Дорогие ребята!
Помогите нам, пожалуйста. Злой волшебник похитил несколько правил. Мы в опасности!
Жители страны «Грамматика».
– Только письмо невозможно прочитать!
– Ребята, а почему мы не можем прочитать письмо?
– Что необходимо сделать с текстом, чтобы его можно было прочитать?
(раздвинуть слова, оставить свободное место на строке, разделить слово пополам)
Работа с текстом письма:
- Слайд 2 – раздвигаем слова. Результат – слова не уместились на строчке.
- Слайд 3 – оставляем свободные места. Результат – некрасивое оформление.
- Слайд 4 – делим слова на части. Результат – переносим по слогам.
– Как вы думаете, какое же первое правило украл злой волшебник?
– Вывод. Слова переносят с одной строки на другую по слогам.
– Я думаю, что теперь волшебник отдаст нам правило. (Слайд 5)
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Только так и нравится словам!
– Правило мы теперь знаем, давайте докажем волшебнику, что мы умеем его применять. (Слайд 6)
Настрой на работу.
Выполнение упражнения в тетради (стр. 45 упр. 5)
– Первый столбик выполняем все вместе с комментированием.
– Второй столбик выполните самостоятельно.
У доски Smart Board, с помощью карандаша ученик выполняет предложенное задание.
– Проверим, что же у нас получилось. (Слайд 7)Перенос – пе-ре-нос
Буква – бук-ва
Вопрос – воп-рос
Конверт – кон-верт
Думать – ду-мать
Правило – пра-ви-ло
Строка – стро-ка
Слово – сло-во
Стоит – сто-ит
Указать – у-ка-зать
Бабушка – ба-буш-ка
Тетрадь – тет-радь
Статуя – ста-ту-я
– Как вы думаете, почему буквы плачут?
– Верно. Им грустно, одиноко.
– Как мы можем помочь буковкам? (присоединить к части слова)
Слайд 8 – присоединяем букву. Результат – буквы смеются.
– Подумайте и скажите, какое правило забрал злой волшебник?
– Вывод. При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку.
– Теперь волшебник отдаст нам второе правило. (Слайд 9)
Кто сделал больно буковке!
Важнее нет вопроса!
Тот, кто оставил букву на строке –
Не знает правил переноса!
III. Физминутка. (Слайд 10)
Стал волшебник очень мил
Звездопад нам подарил. Звучит музыка. Появляются звёзды.
Сверкающая звёздочка Округленные руки перед собой
Поднялась над крышей. Поднять руки над головой
Устремилась звёздочка
Выше, выше, выше. Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Ветер эту звёздочку
Принёс к ребятам в класс.
Превратилась звёздочка в задание для нас. (Слайд 11) Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.
Выполнение задания на звёздочках.
– Используя правило, запишите слова, разделяя для переноса. (Слайд 12)
Дорога, еноты, герои, ягода, буква.
Взаимопроверка. (Слайд 13)
До-ро-га, ено-ты, ге-рои, яго-да, бук-ва.
IV. Закрепление.
Работа в группах.
– А сейчас я предлагаю поработать в группах.
– Каждая команда получит определенное количество кубиков. Ваша задача всем вместе составить из букв слова, а затем слова разделить для переноса.
Проверка. (Слайд 14)
Шко-ла, де-тям, на-ша, зна-ния, да-рит.
– Из этих слов составьте предложение.
Наша школа дарит детям знания.
– Запишите предложение на звёздочках. (Слайд 15)
Дополнительное задание.
– Составьте свое предложение о школе. Запишите, разделяя слова для переноса.
V. Итог урока. (Слайд 16)
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Давайте подведём итог.
– А итог урока нам поможет подвести тест.
– Возьмите в ладошку фишки красного и жёлтого цвета:
- если вы согласны с ответом красного цвета, положите фишку соответствующего цвета перед собой;
- если вы согласны с ответом жёлтого цвета, положите фишку соответствующего цвета перед собой;
Тест.
- Как переносятся слова? (Слайд 17)
а) по слогам;
б) как поместятся. - Можно ли переносить одну букву? (Слайд 18)
а) да;
б) нет. - Оставлять одну букву на строчке? (Слайд 19)
а) да;
б) нет. - Пригодятся ли вам в жизни, полученные на уроке знания? (Слайд 20)
а) да;
б) нет.
– Если перед вами все фишки красного цвета, значит, на все вопросы вы ответили правильно. (Слайд 21)
– Если вы допустили ошибку, не расстраивайтесь, на следующих уроках мы продолжим изучение этой темы. (Слайд 22)
– Вы сегодня молодцы. Справились со всеми заданиями. Спасибо за урок!