Цели игры:
- Обучающая : научить применять математические знания для решения нестандартных, занимательных задач.
- Развивающая: развивать логическое мышление, умение рассуждать, обосновывать решения, делать выводы, расширять кругозор.
- Воспитательная: прививать навыки работы в коллективе, воспитывать сосредоточенность и внимание, аккуратность, умение трудиться над решениями задач.
Ход игры
Вступление.
Ведущий
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Явился гость - царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Математика - наука сложная и очень разнообразная. Подобно тому, как из разноцветных стекляшек складываются в калейдоскопе прекрасные узоры, так и математика представляет собой калейдоскоп, состоящий из чисел, формул, правил, геометрических фигур, а также из логических рассуждений, правильного применения математических законов. А узоры математического калейдоскопа - увлекательные задачи и примеры.
Ученики исполняют "Песню о математике".
Чтоб водить корабли,
Чтоб в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!
Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать,
Надо прежде всего
Арифметику знать.
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Ма-те-ма-ти-ка!
Ведущий.
В конкурсе участвуют 3 команды ( разбиение на команды - группы проводится перед уроком, путем складывания рисунков, которые предварительно разрезаются на части по числу учеников в группах)
Каждая команда выбирает название, обосновывает выбор, пишет его крупно на листе.
Первый тур. Разминка.
Первый тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарады.
За разгадку - всем награды.
Ведущий
Ребята, сейчас вы услышите вопросы, а ответы должны будете записать в таблицу, которую по окончании разминки сдадите жюри. Будьте очень внимательны, не забывайте, вы работаете в группе и важно учесть мнение каждого члена команды.
Вопрос первый:
Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?
Вопрос второй:
Что легче: пуд ваты или пуд железа?
Вопрос третий:
Сколько горошин может войти в пустой стакан?
Вопрос четвёртый:
К 7 прибавить 5. Как правильно записать: "О-диннадцать" или "А-диннадцать"?
Вопрос пятый:
Спутник Земли делает один оборот за 1ч 40мин, а второй оборот за 100 мин. Как это получается?
Вопрос шестой:
Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?
Вопрос седьмой:
Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/ч, а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи?
Команды сдайте ваши ответы жюри.
Ведущий
Сейчас вы услышите стихотворение-шутку под названием "Треугольник и квадрат". В исполнении ваших одноклассников.
1-й ученик:
Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
3-й ученик: "Почему ты злишься, брат?"
1-й ученик: Тот кричит ему:
2-й ученик:
"Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,-
У тебя же их четыре!"
З-й ученик:
"Брат!
Я же старше, я - квадрат".
1-й ученик: И сказал еще нежней:
3-й ученик: "Неизвестно, кто нужней!"
1-й ученик:
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
2-й ученик:
"Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился - был квадратным,
А проснешься без углов!"
1 - й ученик:
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он - нет Квадрата.
Онемел... стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Для подведения итогов первого тура слово предоставляется жюри. Жюри оглашает правильные ответы и баллы, которые набрали команды.
Ответы:
Один.
Равны
Горошины ходить не умеют.
Двенадцать.
1ч 40 мин = 100 мин
4 часа
На одинаковом расстоянии.
Ведущий
Как вы думаете, что важно было уметь при решении этих задач?
Ответ. Внимательно слушать условие задачи.
Второй тур. Задачи.
Тур второй: пусть всякий знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать!
Ведущий.
Каждая команда получает тексты задач, решает их, сдает ответы жюри.
Задача о комариной семье (из стихотворения И. Демьянова "О комарятах")
Над болотцем тихо, тихо...
В теплом воздухе парят
Сам Комар да Комариха
С ними - туча комарят!
Комариха с Комаром говорят:
- Сосчитай-ка, Комар, комарят.
- Как же счесть, Комариха, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.
Насчитала Комариха сорок пар.
А продолжил этот счет сам Комар.
Комарят Комар до вечера считал.
Насчитал тринадцать тысяч и устал...
А теперь считайте сами вы, друзья:
Велика ли комариная семья? (Ответ: 13082.)
Задача о машине "Волга"
Вы шофер на "Волге" той,
Что зовется легковой.
Но приходите вы в класс.
Вдруг учитель спросит вас:
- От Москвы до Ленинграда
В 5 часов доехать надо,
Скорость в час - 125.
Сколько в путь бензина взять?
Что еще вам надо знать,
Чтоб машину заправлять?
После того как ученики проанализируют условие и скажут, что надо еще знать расход бензина, учитель дает дополнительные сведения: машина "Волга" расходует на каждый километр пути 140 г бензина. Далее дети решают задачу самостоятельно.
(Ответ: 87 кг 500 г.)
Ведущий
Как вы думаете, что важно было уметь при решении этих задач?
Ответ. Внимательно читать условие задачи, провести анализ условия, рассуждать, применить формулу, работать с различными единицами массы (прикрепляются на доску).
Третий тур. Домашнее задание " Живая математика "
Ведущий
Каждая команда представляет на доске листы с интересными фактами в числах из жизни растений (животных, небесных тел и т.д.). Знаете ли вы что :
Как вы думаете, что научились делать ребята в процессе подготовки этого задания.
Ответ. Работать с источниками информации (книги, журналы, Интернет), развивали кругозор (прикрепляются на доску).
Слово жюри для подведения итогов второго и третьего туров.
Четвёртый тур. Художественная геометрия.
Ведущий
Итак, после небольшого обсуждения, команды должны изобразить животное из геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников, кругов.
Как вы думаете, что научились делать ребята в процессе подготовки этого задания.
Ответ. Собирать единое целое из частей, работать с геометрическими фигурами (прикрепляются на доску).
Итог игры.
Объявление победителя, награждение.