Игра для учащихся 5-го класса "Математический калейдоскоп"

Разделы: Математика


Цели игры:

  • Обучающая: научить применять математические знания для решения нестандартных, занимательных задач.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, умение рассуждать, обосновывать решения, делать выводы, расширять кругозор.
  • Воспитательная: прививать навыки работы в коллективе, воспитывать сосредоточенность и внимание, аккуратность, умение трудиться над решениями задач.

Ход игры

Вступление.

Ведущий

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Явился гость - царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Математика - наука сложная и очень разнообразная. Подобно тому, как из разноцветных стекляшек складываются в калейдоскопе прекрасные узоры, так и математика представляет собой калейдоскоп, состоящий из чисел, формул, правил, геометрических фигур, а также из логических рассуждений, правильного применения математических законов. А узоры математического калейдоскопа - увлекательные задачи и примеры.

Ученики исполняют "Песню о математике".

Чтоб водить корабли,
Чтоб в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!
Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать,
Надо прежде всего
Арифметику знать.
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Ма-те-ма-ти-ка!

Ведущий.

В конкурсе участвуют 3 команды ( разбиение на команды - группы проводится перед уроком, путем складывания рисунков, которые предварительно разрезаются на части по числу учеников в группах)

Каждая команда выбирает название, обосновывает выбор, пишет его крупно на листе.

Первый тур. Разминка.

Первый тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарады.
За разгадку - всем награды.

Ведущий

Ребята, сейчас вы услышите вопросы, а ответы должны будете записать в таблицу, которую по окончании разминки сдадите жюри. Будьте очень внимательны, не забывайте, вы работаете в группе и важно учесть мнение каждого члена команды.

Вопрос первый:

Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?

Вопрос второй:

Что легче: пуд ваты или пуд железа?

Вопрос третий:

Сколько горошин может войти в пустой стакан?

Вопрос четвёртый:

К 7 прибавить 5. Как правильно записать: "О-диннадцать" или "А-диннадцать"?

Вопрос пятый:

Спутник Земли делает один оборот за 1ч 40мин, а второй оборот за 100 мин. Как это получается?

Вопрос шестой:

Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?

Вопрос седьмой:

Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/ч, а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи?

Команды сдайте ваши ответы жюри.

Ведущий

Сейчас вы услышите стихотворение-шутку под названием "Треугольник и квадрат". В исполнении ваших одноклассников.

1-й ученик:

Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:

3-й ученик: "Почему ты злишься, брат?"

1-й ученик: Тот кричит ему:

2-й ученик:

"Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,-
У тебя же их четыре!"

З-й ученик:

"Брат!
Я же старше, я - квадрат".

1-й ученик: И сказал еще нежней:

3-й ученик: "Неизвестно, кто нужней!"

1-й ученик:

Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:

2-й ученик:

"Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился - был квадратным,
А проснешься без углов!"

1 - й ученик:

Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он - нет Квадрата.
Онемел... стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Для подведения итогов первого тура слово предоставляется жюри. Жюри оглашает правильные ответы и баллы, которые набрали команды.

Ответы:

Один.

Равны

Горошины ходить не умеют.

Двенадцать.

1ч 40 мин = 100 мин

4 часа

На одинаковом расстоянии.

Ведущий

Как вы думаете, что важно было уметь при решении этих задач?

Ответ. Внимательно слушать условие задачи.

Второй тур. Задачи.

Тур второй: пусть всякий знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать!

Ведущий.

Каждая команда получает тексты задач, решает их, сдает ответы жюри.

Задача о комариной семье (из стихотворения И. Демьянова "О комарятах")

Над болотцем тихо, тихо...
В теплом воздухе парят
Сам Комар да Комариха
С ними - туча комарят!
Комариха с Комаром говорят:
- Сосчитай-ка, Комар, комарят.
- Как же счесть, Комариха, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.
Насчитала Комариха сорок пар.
А продолжил этот счет сам Комар.
Комарят Комар до вечера считал.
Насчитал тринадцать тысяч и устал...
А теперь считайте сами вы, друзья:
Велика ли комариная семья? (Ответ: 13082.)

Задача о машине "Волга"
Вы шофер на "Волге" той,
Что зовется легковой.
Но приходите вы в класс.
Вдруг учитель спросит вас:
- От Москвы до Ленинграда
В 5 часов доехать надо,
Скорость в час - 125.
Сколько в путь бензина взять?
Что еще вам надо знать,
Чтоб машину заправлять?

После того как ученики проанализируют условие и скажут, что надо еще знать расход бензина, учитель дает дополнительные сведения: машина "Волга" расходует на каждый километр пути 140 г бензина. Далее дети решают задачу самостоятельно.

(Ответ: 87 кг 500 г.)

Ведущий

Как вы думаете, что важно было уметь при решении этих задач?

Ответ. Внимательно читать условие задачи, провести анализ условия, рассуждать, применить формулу, работать с различными единицами массы (прикрепляются на доску).

Третий тур. Домашнее задание " Живая математика "

Ведущий

Каждая команда представляет на доске листы с интересными фактами в числах из жизни растений (животных, небесных тел и т.д.). Знаете ли вы что :

Как вы думаете, что научились делать ребята в процессе подготовки этого задания.

Ответ. Работать с источниками информации (книги, журналы, Интернет), развивали кругозор (прикрепляются на доску).

Слово жюри для подведения итогов второго и третьего туров.

Четвёртый тур. Художественная геометрия.

Ведущий

Итак, после небольшого обсуждения, команды должны изобразить животное из геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников, кругов.

Как вы думаете, что научились делать ребята в процессе подготовки этого задания.

Ответ. Собирать единое целое из частей, работать с геометрическими фигурами (прикрепляются на доску).

Итог игры.

Объявление победителя, награждение.