Игровой проект "Зеленая планета"

Разделы: Классное руководство


Обоснование необходимости разработки проекта.

Ролево-игровой проект ориентирован на детей младшего школьного возраста с условием организации досуговой деятельности учащихся (активного общения с природой).

Проект разработан исходя из главных проблем планеты и в частности Красноярского края – экологических.

Современная экология развеяла одно из главных заблуждений человечества, окрыленного своими научными и техническими достижениями. Долгое время считалось, что человек – властелин природы, призванный, ни с чем не считаясь, покорить ее и подчинить своим нуждам. Этот путь, как показывает ход истории, оказался тупиковым в эволюции самого человека. Он привел не только к учащению экологических катастроф, но и грозит гибелью всему живому миру Земли, в том числе и человечеству. Законы экологии диктуют людям, что необходимо коренным образом менять отношение к природе. Главное условие нашей жизни – не покорение, а сотрудничество с природой, бережное и заботливое отношение ко всему живому на Земле. Для этого необходимо перестроить все формы человеческой деятельности, чтобы они приносили не вред, а пользу биосфере, исправить нанесенные ей повреждения и предотвратить новые. Это требует много знаний, средств и объединенных усилий всех государств и народов. Важно, чтобы общество стало обществом экологически грамотных людей. Поэтому сегодня особенно актуальным становится приобретение экологических знаний, развитие экологической культуры, воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе.

Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях ее сохранения и рационального использования – это важная исходная ступень экологического воспитания школьников.

Проект направлен на осмысление ребенком себя, как частицы окружающего мира и обретения уверенности в своей значимости, осознание гражданской ответственности за свои действия, на воспитание чувств человеческого достоинства, формирование понимания ценности человеческой жизни как величайшего дара природы.

Цель:

  • расширение познаний о природе;
  • воспитание экологической культуры школьников;
  • формирование навыков социально-ответственного поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • воспитывать положительное эмоционально-ценностное отношение к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдение здорового образа жизни.
  • организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей, и, прежде всего, активного общения с природой.
  • выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную деятельность.
  • широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыт, создание отношений сотрудничества, содружества и сотворчества.

Планирование:

  • Определение источников информации
  • Определение способов сбора и анализа информации
  • Определение способа представления результатов
  • Установление процедуры и критериев оценки результатов
  • Распределение задач (обязанностей) между членами команды

Исследование: Сбор информации, решение промежуточных задач

Сроки реализации проекта: апрель 2010 г.

Этапы реализации проекта.

№ п/п Этап игры Содержание деятельности участников Сроки проведения
1 Презентация экологической игры “Зеленая планета”.
* “Букварь природы”
Участие детей в открытии игры.
Решение различных ситуаций на правила поведения в природе.
 
2 Интеллектуальная игра “Экологический КВН” Участие команд в интеллектуальном турнире по экологии  
3 Викторина “Природа вокруг нас” Выполнение участниками команд конкурсных заданий.  
4 Посещение МОУ ДОД “Станции детского и юношеского туризма и экскурсий” Программа “Природа и экология Красноярского края” Участие в программе.  
5 Конкурсно-познавательная программа, посвященная всемирному Дню Земли “Необычное в обычном”.

Церемония награждения победителей досуговой экоигры “Зеленая планета”.

Выпуск стенных газет: “Экологический вестник”, “Красная книга”, “Наша планета”, несущих информацию о разных экологических проблемах города, страны, знакомящих с редкими растениями и животными, с рисунками и плакатами детей в защиту природы.  

Ожидаемые результаты:

  • Самореализация и оценка творческого потенциала участников проекта “Зеленая планета”
  • Создание атмосферы сотворчества, сотрудничества и взаимодействия.
  • Занятость детей интересным делом.
  • Удовлетворенность детей (реализация потребностей в общении со сверстниками в различных видах деятельности)
  • Обобщение опыта использования эффективных форм работы с детьми по экологическому воспитанию.

Показатели результативности:

  • Анализ информации.
  • Формулирование выводов.
  • Выпуск стенных газет.
  • Создание “Красной книги” (на местном материале).
  • Подготовка презентации.

Участники проекта: учащиеся 4-а класса МБОУ “СОШ №27”

Партнеры проекта: МОУ ДОД “Станция детского и юношеского туризма и экскурсий”

Методическое обеспечение:

Педагогическая (методическая) литература:

  1. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
  2. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой: интегрированные занятия.–М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 160 с.
  3. Методические рекомендации “Организаторам летнего отдыха” г.Красноярск, 1992
  4. “Начальная школа”. 1997. № 4. Виноградова Н.Ф. “Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы”
  5. “Начальная школа”. 1998. № 6. Глазачев С.Н. “Сохраним ценности экологической культуры”.
  6. “Начальная школа”. 1999. № 3. Мухамедьярова Р.Р. “ О работе экологической школы”
  7. “Начальная школа”. 2000. № 5. Шиловская Т.В. “Есть у природы сердце безотказное”.
  8. “Начальная школа”. 2001. № 7. Бобылева Л.Д., . Бобылева О.В. “Беседа о культуре поведения в природе”.
  9. “Начальная школа”. 2002. № 3. Новолодская Е.Г. “Методика развития экологической культуры у младших школьников”.

Материально-техническое обеспечение:

– специализированное помещение (классная комната), которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям учебно-производственной эстетики, быть сухим и светлым, хорошо проветриваемым.

– ТСО: музыкальный центр.
– наличие реквизита.
– призовой фонд;
– наличие печатной продукции (сертификаты)

Механизмы реализации проекта:

Проект представляет собой интеграцию форм и методов культурно-досуговой деятельности. В процессе реализации используются три вида КТД: информационно-просветительский, художественно-публицистический и культурно-развлекательный; и три основных метода: игра, иллюстрирование и театрализация. В соответствии с этим использованы разнообразные формы, как по организации аудитории: индивидуальные, групповые и массовые, так и по содержанию: конкурсы, эстафеты, викторины, интеллектуальные игры и т.д.

В течение месяца, один раз в неделю культурно-досуговые мероприятия проходят в классной комнате. Особенность проекта заключается в завоевании звания “Юный эколог”.

Все участники, организованные в команды, выполняют сменные творческие задания, которые оценивает жюри, состоящее из родителей, учителей. По итогам победитель – одна из команд – получает в качестве победы звание – “Юный эколог”, а всем участникам вручаются сертификаты и памятные сувениры.

Такой элемент соревнования использован в качестве метода активизации детского творчества, мышления и самовыражения участников, что способствует достижению высоких результатов в организации досуговой деятельности школьников.

Список литературы

  1. В. Петров, Г. Гришина, Л. Короткова “Летние праздники, игры и забавы для детей” г. Москва 2001г.
  2. Методические рекомендации “Организаторам летнего отдыха” г. Красноярск 1992г.
  3. Методические рекомендации старшему вожатому оздоровительного лагеря “Организаторам летнего отдыха” г. Красноярск 1992г.
  4. О. Калашников “Праздники круглый год” г. Волгоград.
  5. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание М. Агропромиздат,1988.
  6. Захлебный А.Н. На экологической тропе., М.: Знание, 1984.
  7. Чеурин Г.С. Школа экологического воспитания. Екатеринбург, 1992
  8. Казаков К.Г. Попов Г.Р. Таймыр – наш край родной. Красноярское книжное издание,1980