Обоснование необходимости разработки проекта.
Ролево-игровой проект ориентирован на детей младшего школьного возраста с условием организации досуговой деятельности учащихся (активного общения с природой).
Проект разработан исходя из главных проблем планеты и в частности Красноярского края – экологических.
Современная экология развеяла одно из главных заблуждений человечества, окрыленного своими научными и техническими достижениями. Долгое время считалось, что человек – властелин природы, призванный, ни с чем не считаясь, покорить ее и подчинить своим нуждам. Этот путь, как показывает ход истории, оказался тупиковым в эволюции самого человека. Он привел не только к учащению экологических катастроф, но и грозит гибелью всему живому миру Земли, в том числе и человечеству. Законы экологии диктуют людям, что необходимо коренным образом менять отношение к природе. Главное условие нашей жизни – не покорение, а сотрудничество с природой, бережное и заботливое отношение ко всему живому на Земле. Для этого необходимо перестроить все формы человеческой деятельности, чтобы они приносили не вред, а пользу биосфере, исправить нанесенные ей повреждения и предотвратить новые. Это требует много знаний, средств и объединенных усилий всех государств и народов. Важно, чтобы общество стало обществом экологически грамотных людей. Поэтому сегодня особенно актуальным становится приобретение экологических знаний, развитие экологической культуры, воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе.
Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях ее сохранения и рационального использования – это важная исходная ступень экологического воспитания школьников.
Проект направлен на осмысление ребенком себя, как частицы окружающего мира и обретения уверенности в своей значимости, осознание гражданской ответственности за свои действия, на воспитание чувств человеческого достоинства, формирование понимания ценности человеческой жизни как величайшего дара природы.
Цель:
- расширение познаний о природе;
- воспитание экологической культуры школьников;
- формирование навыков социально-ответственного поведения в окружающей среде.
Задачи:
- воспитывать положительное эмоционально-ценностное отношение к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдение здорового образа жизни.
- организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей, и, прежде всего, активного общения с природой.
- выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную деятельность.
- широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыт, создание отношений сотрудничества, содружества и сотворчества.
Планирование:
- Определение источников информации
- Определение способов сбора и анализа информации
- Определение способа представления результатов
- Установление процедуры и критериев оценки результатов
- Распределение задач (обязанностей) между членами команды
Исследование: Сбор информации, решение промежуточных задач
Сроки реализации проекта: апрель 2010 г.
Этапы реализации проекта.
№ п/п | Этап игры | Содержание деятельности участников | Сроки проведения |
1 | Презентация экологической игры “Зеленая планета”. * “Букварь природы” |
Участие детей в открытии игры. Решение различных ситуаций на правила поведения в природе. |
|
2 | Интеллектуальная игра “Экологический КВН” | Участие команд в интеллектуальном турнире по экологии | |
3 | Викторина “Природа вокруг нас” | Выполнение участниками команд конкурсных заданий. | |
4 | Посещение МОУ ДОД “Станции детского и юношеского туризма и экскурсий” Программа “Природа и экология Красноярского края” | Участие в программе. | |
5 | Конкурсно-познавательная программа, посвященная
всемирному Дню Земли “Необычное в обычном”. Церемония награждения победителей досуговой экоигры “Зеленая планета”. |
Выпуск стенных газет: “Экологический вестник”, “Красная книга”, “Наша планета”, несущих информацию о разных экологических проблемах города, страны, знакомящих с редкими растениями и животными, с рисунками и плакатами детей в защиту природы. |
Ожидаемые результаты:
- Самореализация и оценка творческого потенциала участников проекта “Зеленая планета”
- Создание атмосферы сотворчества, сотрудничества и взаимодействия.
- Занятость детей интересным делом.
- Удовлетворенность детей (реализация потребностей в общении со сверстниками в различных видах деятельности)
- Обобщение опыта использования эффективных форм работы с детьми по экологическому воспитанию.
Показатели результативности:
- Анализ информации.
- Формулирование выводов.
- Выпуск стенных газет.
- Создание “Красной книги” (на местном материале).
- Подготовка презентации.
Участники проекта: учащиеся 4-а класса МБОУ “СОШ №27”
Партнеры проекта: МОУ ДОД “Станция детского и юношеского туризма и экскурсий”
Методическое обеспечение:
Педагогическая (методическая) литература:
- Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
- Селихова Л.Г. Ознакомление с природой: интегрированные занятия.–М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 160 с.
- Методические рекомендации “Организаторам летнего отдыха” г.Красноярск, 1992
- “Начальная школа”. 1997. № 4. Виноградова Н.Ф. “Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы”
- “Начальная школа”. 1998. № 6. Глазачев С.Н. “Сохраним ценности экологической культуры”.
- “Начальная школа”. 1999. № 3. Мухамедьярова Р.Р. “ О работе экологической школы”
- “Начальная школа”. 2000. № 5. Шиловская Т.В. “Есть у природы сердце безотказное”.
- “Начальная школа”. 2001. № 7. Бобылева Л.Д., . Бобылева О.В. “Беседа о культуре поведения в природе”.
- “Начальная школа”. 2002. № 3. Новолодская Е.Г. “Методика развития экологической культуры у младших школьников”.
Материально-техническое обеспечение:
– специализированное помещение (классная комната), которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям учебно-производственной эстетики, быть сухим и светлым, хорошо проветриваемым.
– ТСО: музыкальный центр.
– наличие реквизита.
– призовой фонд;
– наличие печатной продукции (сертификаты)
Механизмы реализации проекта:
Проект представляет собой интеграцию форм и методов культурно-досуговой деятельности. В процессе реализации используются три вида КТД: информационно-просветительский, художественно-публицистический и культурно-развлекательный; и три основных метода: игра, иллюстрирование и театрализация. В соответствии с этим использованы разнообразные формы, как по организации аудитории: индивидуальные, групповые и массовые, так и по содержанию: конкурсы, эстафеты, викторины, интеллектуальные игры и т.д.
В течение месяца, один раз в неделю культурно-досуговые мероприятия проходят в классной комнате. Особенность проекта заключается в завоевании звания “Юный эколог”.
Все участники, организованные в команды, выполняют сменные творческие задания, которые оценивает жюри, состоящее из родителей, учителей. По итогам победитель – одна из команд – получает в качестве победы звание – “Юный эколог”, а всем участникам вручаются сертификаты и памятные сувениры.
Такой элемент соревнования использован в качестве метода активизации детского творчества, мышления и самовыражения участников, что способствует достижению высоких результатов в организации досуговой деятельности школьников.
Список литературы
- В. Петров, Г. Гришина, Л. Короткова “Летние праздники, игры и забавы для детей” г. Москва 2001г.
- Методические рекомендации “Организаторам летнего отдыха” г. Красноярск 1992г.
- Методические рекомендации старшему вожатому оздоровительного лагеря “Организаторам летнего отдыха” г. Красноярск 1992г.
- О. Калашников “Праздники круглый год” г. Волгоград.
- Добрецова Н.В. Экологическое воспитание М. Агропромиздат,1988.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе., М.: Знание, 1984.
- Чеурин Г.С. Школа экологического воспитания. Екатеринбург, 1992
- Казаков К.Г. Попов Г.Р. Таймыр – наш край родной. Красноярское книжное издание,1980