Анализируя «Программу трудового обучения для специальных (коррекционных) школ VIII вида для 1-4 класса» под редакцией В.В, Воронковой, рекомендованной к работе в 2006 году, мы пришли к выводу о необходимости изменений некоторых блоков программы. Эти изменения связаны с достижениями в области науки и техники, новыми методическими рекомендациями, базирующимися на изучении и обобщении передового педагогического опыта. Мы привнесли новые наработки в области ручного труда, чтобы сделать уроки максимально интересными, познавательными, развивающими и воспитывающими творческое начало. Уроки трудового обучения следует строить так, чтобы учащиеся овладевали знаниями и умениями, чтобы у детей развивалась творческая инициатива и самостоятельность. Особенно важно привить детям интерес к труду в самых различных формах.
Задачи.
- Формирование умения организовать свой труд, рабочее место, развитие самостоятельности в труде.
- Сообщение элементарных знаний по видам труда.
- Развитие творческих способностей.
- Коррекция недостатков познавательной деятельности (мышления, воображения, речи, наблюдательности) и недостатков физического развития (мелкой моторики рук, координации).
- Развивать точность движения пальцев рук под контролем сознания.
- Улучшить способность следовать устным инструкциям.
- Развивать фактор успеха, как поддержку уверенности в собственных силах.
Основными методами и формами работы на уроках труда являются, беседа, фронтальная практическая работа, самостоятельная практическая работа по составленному плану, коллективная работа, работа в парах (сильный - слабый), выставка лучших работ, обсуждение работ.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, срок реализации программы 4 года:
- 1 класс - 68 часов (2 часа в неделю);
- 2 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
- 3 класс – 68 часов (2 часа в неделю)
- 4 класс – 138 часов (4 часа в неделю)
Учебный материал в программе распределен по блокам, которые включают в себя различные виды ручного труда:
- Работа с пластилином, соленым тестом, гипсом.
- Работа с бумагой и картоном.
- оригами,
- аппликация
- конструирование.
- папье-маше
- Работа с природным материалом.
- мозаика из окрашенной крупы
- Работа с текстилем.
- изонить
- вязание
Содержание программы
1 класс /2 часа в неделю/ 68 часов
Вид ручного труда |
Политехнические знания и умения |
1. Работа с пластилином и соленым тестом /14 часов./ |
Знать свойства пластилина (холодный - твердый, мягкий - пластичный); соленого теста (мягкое, липкое, пластичное). Знать и различать цвета пластилина. Знать и различать геометрические формы: овал, шар, квадрат. Уметь правильно держать стек, кисть, печатку, пользоваться ими в работе, соблюдая ТБ. Знать способы соединения деталей из пластилина и соленого теста. |
2. Работа с природным материалом. /14 часов/ |
Свойства природного материала (цвет, форма, размер, хрупкость). Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Способы соединение деталей в поделке из природного материала. Знать и выполнять правила ТБ при работе с ножницами, клеем. Уметь работать с шаблоном. Собрать поделку по технологической карте с помощью учителя. Организовать и убрать рабочее место с помощью учителя. |
3. Работа с бумагой и картоном /28 часов/
|
Основные свойства бумаги. Уметь сложить пополам, на угол, знать линию сгиба, делить прямоугольный лист пополам (2 способа). Вырезать детали по линии разметки, надрезать детали. Уметь правильно составить элементы поделки, создавая задуманный образ. Работать, соблюдая ТБ при работе с клеем, ножницами. Работать по составленному учителем плану, опираясь на технологическую карту. |
4. Работа с текстилем. /8 часов/ |
Знать и различать свойства ниток (толщина, цвет). Знать правила ТБ. Уметь вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, выполнять шов «вперед игла» на картоне и ткани, заканчивать шов. Шнуровать, завязывать на бант и на узел, пришивать плоскую пуговицу, подобрать цвет ниток к цвету пуговицы. |
2 класс /2 часа в неделю/ 68 часов
Вид ручного труда |
Политехнические знания и умения |
1. Работа с пластилином, соленым тестом. /14часов / |
Знать инструменты, применяемые в лепке пластилином, соленым тестом, названия, назначение. Знать ТБ при работе с инструментами Виды лепки на плоскости (барельеф), объемная скульптура. Уметь самостоятельно лепить следующие формы (шар, овал, жгут, квадрат, прямоугольник); соединять детали из пластилина путем примазывания. Знать правила работы с шаблоном при барельефной лепке. Знать состав соленого теста, уметь соединять детали из теста, сушить, подбирать цвет, окрашивать. Сравнивать поделку с образцом, находить недостатки, выполнять поделку, опираясь на технологическую карту |
2. Работа с природным материалом. /14часов/ |
Знать виды природного материала, правила сушки, хранения. Знать особенности природного материала (цвет, качество, форма), использовать эти знания при изготовлении поделок. Знать материалы, используемые для крепления деталей (клей, пластилин, палочки, проволока). Уметь организовать и убрать рабочее место, с подсказкой учителя; соблюдать ТБ при работе с инструментами. Уметь работать с шаблоном. Выполнять поделки по намеченному плану. Составлять мозаику из элементов природного материала, для создания задуманного образа. |
3. Работа с бумагой и картоном. /34 часа/
|
Знать понятия «сложить пополам», «сложить на угол», «сложить к центру», «базовая форма». Уметь складывать поделку в технике оригами с опорой на чертеж. Уметь выполнять аппликацию по контуру «методом обрыва». Уметь анализировать образец по вопросам учителя. Уметь получать квадрат из прямоугольного листа без чертежных инструментов, делить квадрат пополам двумя способами. Уметь работать в паре. |
4. Работа с текстилем. /6 часов/ |
Знать свойства ниток, операции над ними (рвать, резать, плести, шнуровать). Знать правила ТБ при работе с ножницами, иглой. Знать и выполнять шов вперед игла. Уметь завязывать узелок на конце нитки, подбирать цвет ниток к поделке, нарезать нитки одинаковой длины, оплетать форму при помощи ниток. Уметь составлять план работы при помощи учителя, повторить последовательность с опорой на план, сравнить поделку с образцом, находить и исправлять недостатки при помощи учителя. |
3 класс / 2часа в неделю / 68 часов
Вид ручного труда |
Политехнические знания и умения |
1. Работа с соленым тестом, пластилином. /14 часов / |
Знать компоненты соленого теста, уметь замесить тесто с помощью учителя. Знать ТБ при работе с теркой, стекой. Знать виды украшений изделия из соленого теста, какими инструментами при этом нужно пользоваться. Знать правила сушки, окрашивания, выполнять эти операции. Уметь соединять детали из соленого теста, решать поделку в цвете. Уметь анализировать образец при косвенной помощи учителя; восстанавливать последовательность работы по пунктам плана; выполнять поделку по плану, находить и исправлять недостатки при косвенной помощи учителя. |
2.Работа с природным материалом. /10 часов / |
Знать виды и особенности природного материала, использовать эти знания при изготовлении поделки. Знать ТБ при работе с ножницами, иглой. Уметь составить план работы, восстановив последовательность. Уметь выполнить поделку с опорой на рисунок. Уметь вносить дополнения в поделку. Сравнивать поделку с образцом, находить и исправлять недостатки с косвенной помощью учителя. |
3.Работа с бумагой и картоном. /36 часа /
|
Знать геометрические фигуры, чертить их на нелинованной бумаге с опорой на показ учителя. Знать и выполнять ТБ. Знать понятия: «базовая форма», «линия сгиба»; уметь складывать изученные базовые формы, опираясь на чертеж. Уметь анализировать образец при косвенной помощи учителя; работать по составленному плану, опираясь на технологическую карту. Уметь работать в паре. Уметь вырезать полосы различной ширины, опираясь на рай бумаги, без разметки. Уметь рисовать и вырезать дополнительные детали самостоятельно. Анализировать свою работу, исправлять недостатки с косвенной помощью учителя. Уметь организовать рабочее место и содержать его в порядке. |
4. Работа с текстилем. / 10часов / |
Знать правила ТБ при работе с иглой, ножницами, уметь работать с ними: вдевать нитку в иголку, закреплять нить. Знать шов «вперед игла», выполнять его. Уметь вышивать крестом на картоне, соблюдая рисунок и цветность. Уметь закреплять нить после выполненного шва. Уметь анализировать работу, находить недостатки с косвенной помощью учителя. |
4 класс /4 часа в неделю/ 138 часов
Вид ручного труда |
Политехнические знания и умения |
1. Работа с соленым тестом, гипсом. /20 часов/ |
Знать основные свойства соленого теста, гипса: вязкость, мягкость пластичность, время высыхания. Знать компоненты соленого теста, гипса, замешивать. Знать правила лепки по шаблону, заливки в формы. Уметь анализировать образец. Уметь планировать работу, работать в коллективе. Уметь организовать рабочее место, содержать в порядке и убрать. Уметь использовать в работе: стек. терку. чеснокодавку для украшения изделий, соблюдая ТБ. Уметь самостоятельно решать поделку в цвете. Уметь сравнивать поделку с образцом и устранять недостатки. |
2. Работа с бумагой. /66 часов/
|
Знать последовательность выполнения поделки в технике папье-маше; правила оклеивания, сушки окраски поделки в технике папье-маше. Знать базовые формы, складывать их опираясь на чертеж. Знать ТБ при работе с клеем, ножницами, аккуратно работать. Уметь резать по воображаемой линии с опорой на край бумаги. Уметь делить круг на 2,4,6,8 12 частей. Уметь найти подсказку в случае затруднения. Уметь работать в паре, коллективе. Уметь рационально вырезать одинаковые детали. Уметь наклеивать детали в объемной аппликации. Уметь анализировать образец, планировать работу, находить и исправлять недостатки. |
3. Работа с текстилем. /40 часов/
|
Знать геометрические понятия: окружность, угол, сторона угла; Уметь чертить окружность, угол на нелинованной бумаге. Уметь делить окружность, стороны угла на определенное количество равных отрезков. Знать лицевую, изнаночную петли, их обозначение. Знать ТБ при работе со спицами, ножницами, иглой. Уметь работать со спицами, набирать петли, заканчивать ряд. Различать узоры: лицевая гладь, изнаночная гладь, вязать их. Уметь подбирать цвет ниток к поделке, находить сочетание цветов. Уметь планировать работу, контролировать правильность выполнения, исправлять недостатки. Уметь вышивать окружность, угол, линию в технике изонить. Уметь организовать рабочее место, содержать его в порядке. |
4. Работа с природным материалом. /12 часов/
|
Уметь окрашивать природный материал (пшено, рис) гуашью, сушить. Уметь использовать особенности крупы при изготовлении поделки. Уметь отбирать одинаковые по величине и цвету детали. Уметь равномерно и аккуратно наклеить крупу на рисунок, создавая задуманный образ; |