Цель:
- Раскрыть значение природы в жизни человека.
- Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.
- Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление.
- Формировать умение работать в группе.
Тип занятия: Обобщение знаний.
Форма: Коллективная, групповая.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, словесный, практический.
Средства: Задания развивающего характера.
Ход занятия
I. Подготовительная работа.
Кабинет украшен плакатами о защите природы. Игра сопровождается слайдами с мультимедийного комплекса. (Приложение 1)
II. Организационный момент.
- Сегодня будем говорить о природе.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять Родину.
М. Пришвин.
- Как понимаете слова М. Пришвина?
- Родина включает в себя всё: и птиц, и рыб, и зверей, и горы, и воздух. Земля - это дом, в котором мы живём, здесь нам жить, пить воду, дышать воздухом. Человек – частица природы.
- Сегодня мы узнаем, хорошие ли вы знатоки природы.
- Для начала, разделим вас на группы (создаются смешанные группы из параллели третьих классов по 6 человек).
- А помогать нам будут сказочные герои Маша и Витя. Они пришли к нам из музыкальной сказки « Новогодние приключения Маши и Вити».
III. Конкурсная программа.
Диалог Маши и Вити.
Маша. Я получила сегодня такую телеграмму:
Телеграмма
Была я красива, Была я пригожа, А стала сама на себя не похожа!
Молодую травку на мне вытоптали. Первоцветы для букетов оборвали. Черёмуху -красавицу обломали. Берёзку белоствольную всю ножами изрезали. Забросали меня банками, грязной бумагой, щепками, тряпками. Помогите! Погибаю!
Лесная полянка.
Витя. Да, видно, теперь мольба о спасении раздаётся не только с тонущих кораблей. Всё чаще и чаще звучит сигнал SOS в природе.
Учитель. А давайте предложим решение экологических задач нашим командам?
- Решая задачи, составьте правила поведения в природе.
Конкурс «Правила в природе»
Задача 1. Какие цветы можно дарить на день рождения?
а)Любые цветы, которые тебе нравятся.
б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.
Задача 2. Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?
а) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.
б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей - искать укромные места.
Задача 3. Можно ли весной брать с собой в лес собаку?
а)Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
б)Собаку можно выгуливать в лесу в любое время года, чтобы она не мешала людям.
Задача 4. Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь всего три-четыре цветка?
а)Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы.
б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе.
Задачи 5. Нанесешь ли ты вред природе, выискивая мелкие грибочки?
а)Да, нанесешь. Выискивая мелкие грибочки, ты разроешь весь мох и подстилку,
погубишь грибницу, возраст которой может достигать 300-500 лет.
б)Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.
Пока команды составляют ответы, проводится пауза «В мире интересного». Выслушиваются сообщения детей об интересных моментах из жизни растений и животных.
Колокольчик уменьшает содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма - в 2 раза. Единственный костер загрязняет воздух так же, как 5200 человек, выдохнувших одновременно. Место под костром не зарастает 5-7 лет. Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы - принеси жабу, и они исчезнут. Оберегая лягушек мы помогаем выжить цапле, которая ими питается. Крапива вычистит и заживит раны, так как в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, останавливающие кровь. Также это растение укрепляет волосы.
Диалог между Машей, Котом Матвеем и Витей.
Кот. Игре конец - я Дикий Кот. Мой первый ход - последний ход.
Я кот Матвей, мой метод прост: Я не люблю тянуть кота за хвост.
Ну, вот и добегались по лесам! Вот и допрыгались до неприятностей! Попались, которые кусались!
Маша. Мы не кусались, а пришли помочь тем, кому от вас досталось!
Кот. Ш - ш - ш ! Много о себе воображаете, а всё туда же: меня перевоспитывать взялись. «Берёзовые стволы ножом не режь, ходи только по тропинкам, первоцветы не рви...» Да что вы знаете о первоцветах? Вы их на базаре в городе только благодаря нам видели!
Маша. А вот и не правда! Мы про первоцветы книги читали, газету выпустили. А что сами не знаем, то у друзей спросим.
Кот. А это мы сейчас и проверим! Разгадайте-ка мой кроссворд, который я на досуге составил.
Маша. Ребята, поможете нам?
Кот. В красном вертикальном столбце написано слово «первоцветы». Чтобы убедить меня в том, что вы всё знаете, вы должны будете отгадать 8 слов - названий первоцветов. Кстати, а почему это их так назвали?
Кроссворд «Первоцветы»
1. Какое растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик»?
Это медуница. Когда она распускается, щетки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.
- Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.
2. Какое растение цветет только в сезон сильных весенних ветров?
Это растение называется ветреница.
3. Видел я однажды по весне в лесу, как медведь выдрал из земли какое-то растение и начал его лизать. Лизал, лизал, да так и уснул. Что это было за растение? Почему его так называют?
Медведь выкопал корень сон-травы, который обладает снотворным действием. Поэтому он и заснул.
Ученик 1 читает стихотворение И. Токмаковой «Усни-трава»:
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
4. Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.
Это растение называется хохлатка.
5.Какое растение называют «золотыми ключиками весны»? Первоцвет.
Ученик 2 читает стихотворение «Первоцвет весенний»:
Первоцвет весенний,
Желтенький цветок.
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.
Первоцвет весенний –
Ключик от весны,
Не тебе ли снятся
Золотые сны?
Будь же осторожен,
Не сорви его,
Мягкого, душистого
Друга моего.
6. Какое травянистое растение без листьев цветет? За что его так прозвали?
Это растение мать-и-мачеха. Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь - вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая - гладкая и холодная. Теплая - это мать, холодная - мачеха.
7. А это растение выглядит этаким крепышом: бодрым, свежим, умытым, полным здоровья. Чистяк.
8. Растение - символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.
Я. Маршак «Ландыш»:
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят,
А уж на кончиках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
Витя. Ну что, убедился, Дикий Кот, что не только мы, но и наши друзья знают цветы-первоцветы?
Маша.
Мы растенья эти знаем.
Бережем и охраняем.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Кот. А что это за Красная книга такая? Я такую не читал!
Витя. В Красную книгу природы заносят названия тех растений животных, которые находятся на грани вымирания.
Маша. Под угрозой исчезновения - сон-трава, гусиный лук, ветреница, хохлатка, медуница, ландыш.
Витя. Все они взяты под охрану!
Маша. Но это вовсе не означает, что все остальные растения можно спокойно рвать и вытаптывать.
Конкурс «Веришь ли ты?»
- Веришь ли ты, что в глубоких колодцах иногда даже летом на дне лежит лёд и не тает? (Зимой колодец промерзает до дна, вода — плохой проводник тепла.)
- Веришь ли ты, что водоплавающим птицам холодной осенью теплее в воде, чем на земле? (Вода теплее воздуха.)
- Веришь ли ты, что облака и туман не одно и то же? (Туман и облака – это мельчайшие капельки воды.)
- Почему у деревьев весной клейкие листочки? (Смолистые вещества защищают от заморозков.)
- Почему древесина не тонет в воде? (В древесине есть воздух.)
- Почему листья на верхушке дерева опадают последними? (Они моложе остальных.)
- Почему грязная посуда, бельё становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? (Вода растворитель.)
- Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды в природе.)
- Почему во время ледохода лёд не тонет, а плывёт по поверхности воды? (Лёд легче воды.)
Музыкальная пауза.
Диалог Маши и Вити.
Витя.
По лесочку мы прошли
И полянку ту нашли.
Маша.
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки
И, как будто всем на зло,
Даже битое стекло.
Витя.
Знать, злодеи здесь гуляли -
Все кусты позаломали,
Склянок, банок набросали.
Маша.
Мусор весь мы соберём
И полянку приберём. (Убирают мусор.)
Ой, Витя, я, кажется, руку поранила!
Витя. Потерпи немного. Сейчас поищу где-нибудь подорожник, приложим его к ране. Садись на пенёк. Отдохни!
Конкурс «Лекарственные растения»
- Какая команда быстрее и правильнее ответит, та и получит балл за отгадку.
Загадки.
Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица!
Что это за диво?
Это же ...
Дети. Крапива.
Крапива в переводе с древнерусского языка значит «шёлк». В старину из неё вязали грубую одежду, как Эльза из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дикие лебеди».
Из молодой крапивы весной варят щи, готовят салаты, пюре, которые богаты витаминами.
Отвар крапивы в молоке с добавлением орехов может послужить хорошей начинкой для пирогов.
Я имею кислый вкус
И для щей всегда гожусь,
Я люблю в тени таиться,
А зовут меня...
Дети. Кислица.
Кислица ослабляет воспалительные процессы и хорошо заживляет гнойные раны. Применяют её и против глистов. Однако это растение ядовито и требует осторожного применения.
Стоит в лесу кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
Дети. Ромашка.
«Ромашка»:
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Знакомые с детства родные ромашки.
Вот лёгкий поповник у нашей реки.
Как белые звёзды, средь розовой кашки
В букете сияют его лепестки.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки,
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Дети. Подорожник.
В. Ванюшева «Подорожник».
Вырастает подорожник,
Лишь наступит срок,
На земле сухой и твёрдой
Около дорог.
Говорят о нём в народе
Добрые слова:
Всем поможет подорожник -
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ноги сбил,
Он тебе залечит рану
И прибавит сил.
Стоек наш «мышиный хвостик»
На жаре, в пыли:
Эти сила и терпенье -
От родной земли.
Помогает молча людям,
Не боясь невзгод,
Рядом с нами подорожник
На земле живёт.
Есть один такой цветок -
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка -
Был цветок - и нет цветка.
Дети. Одуванчик.
Одуванчик часто называют жизненным эликсиром.
Сок молодого растения и молодые корни помогают выводить веснушки и тёмные пятна на коже.
Из листьев молодого одуванчика готовят сачат для повышения аппетита. Одуванчик применяют при укусах змеи.
Конкурс «Экологические задачи».
1. В Красную книгу России занесено 17 видов грибов. Это на 12 видов меньше, чем лишайников, и на 7 видов больше, чем папоротников. Сколько видов лишайников и папоротников занесено в Красную книгу нашей страны?
(17+7=29; 17-7=10)
2. Наблюдения за качеством морских вод осуществляются на 29 станциях в Чёрном море, это на 10 больше, чем в Азовском море. Сколько всего станций ведут наблюдения за качеством морских вод в Чёрном и Азовском морях?
(29-10+29=48)
3. В Баргузинском заповеднике 4 вида рептилий. Это в 2 раза больше, чем амфибий. Сколько всего видов рептилий и амфибий в заповеднике?
(4: 2+4=6)
Подведение итога.
- Вы, ребята, выполнили все задания, показали, что вам не безразлична природа.
- Уважаемое жюри награждает участников по следующим номинациям:
- «3наток природы».
- «Друг природы».
- «Любитель природы».
Маша и Витя прощаются с ребятами:
Маша.
Чтоб могли цветы расти
Всюду без опаски,
Их в букеты ты не рви -
Относись к ним с лаской.
Витя.
Другом ты природе будь:
Ствол ножом не трогай,
Лишь тропой держи свой путь
И смотри под ноги.
Маша.
Мусор ты не оставляй
На лесной полянке,
Красоты не оскверняй -
Убери все склянки.
Витя.
Всем на свете наконец
Нам запомнить можно,
Что природу - храм чудес
Сохранить несложно.