Компоненты детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ как средства обогащения социального опыта дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


Важнейшим фактором социализации подрастающего поколения является приобщение дошкольников к детской субкультуре, которая является неотъемлемой частью общекультурной среды, где формируется целостный, жизненный опыт ребёнка. Среда – природная, информационная, культурная – рассматривается не только как социальный феномен, а как жизненное и воспитательное пространство в самореализации и социализации личности ребёнка-дошкольника.

Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.

Одним из интересных компонентов детской субкультуры в нашей группе является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности. Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться.

Так, после знакомства с коллекциями морских сокровищ Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района у наших детей появился интерес и желание собрать собственную групповую коллекцию. Это послужило началом реализации детско-взрослого проекта «Наши морские сокровища». Экспонатами коллекции стали: морские звёзды, раковины, красивые камушки, которые дети вместе с родителями привезли из отпуска. В уголке природы «Наш зелёный островок» дети сами определили место для коллекции, которое стало своеобразным поисковым центром, где каждый ребёнок имеет возможность исследовать любой предмет, общаться, а потом транслировать полученные знания родителям. Этот центр постоянно пополняется новыми предметами и познавательным художественно-литературным материалом (энциклопедиями, книгами, журналами, открытками и фотографиями).

Возросший интерес к созданию коллекций послужил толчком к появлению в группе семейной коллекции минералов «Сокровища Земли», которую предоставила семья воспитанницы группы Вали Илюшко. Эта коллекция вызвала живой познавательный интерес воспитанников к сокровищам и богатствам Земли, послужила темой общения между взрослыми и детьми. Дети стали использовать названия минералов в выборе «пароля» дня.

Коллекционирование и собирательство – очень увлекательный процесс для детей и взрослых. Так в группе стали «рождаться» новые коллекции. В спортивно-оздоровительном центре «Мы растём здоровыми» появилась коллекция значков и медалей спортивной тематики, а в познавательном центре «Моя родина – Россия» - коллекция значков Норильска и разных городов нашей страны.

Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.

Следующим интересным компонентом является введение обще-групповых правил, отражающих своеобразие норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками. В результате совместного обсуждения с детьми были установлены правила поведения: в группе, в центрах «Наш зелёный островок», «Островок чудесных превращений», в спальне и в приёмной. Ребёнок, попадая в пространство любого помещения группы или центра, опираясь на красочно представленные там правила, самостоятельно узнаёт как играть, общаться и взаимодействовать со сверстниками. Это правила вступления в различные формы, виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные способы детского общения, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных конфликтных ситуаций. Приобщаясь к детской субкультуре, ребёнок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы и овладевает собственным поведением, что формирует его как личность.

Специально спроектированная предметно-развивающая среда не ограничивается пространством одной группы. В зону социально-личностного взаимодействия с каждым ребёнком и его семьёй включено пространство спальни и приёмной.

Так, с целью удовлетворения важнейшей социальной потребности ребёнка в изоляции от взрослых, в групповой спальне появился ещё один интересный компонент детской субкультуры – «Полочка нежности и ласки», где каждый ребёнок может уединиться. Здесь дети помещают свои фотографии с мамой или любимой игрушкой в красивой сюжетной рамочке, которые подбираются вместе с родителями. Каждый ребёнок имеет возможность перед сном мысленно пообщаться с любимой мамочкой или с другом, по которому скучает. Дизайн нашей спальни, выполненный по авторскому проекту, и «Полочка нежности и ласки», создают каждому ребёнку некое «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий окружающего мира, тем самым, выполняя и психотерапевтическую функцию. Это очень важно для детей, проживающих в северном регионе.

Таким образом, приобщение ребёнка к детской субкультуре через компоненты предметно-развивающей среды обогащает его социальный опыт путем усвоения ценностей, норм, присущих как отдельной группе, так и обществу в целом, что в дальнейшем, несомненно, поможет ребенку в условиях школы.