Цели урока:
- восстановить в памяти учащихся сведения об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е; способствовать усвоению орфограммы № 3;
- формировать личность ребёнка, реализуя принципы индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении;
- развивать любознательность, сообразительность, внимательность,
- орфографическую зоркость;
- воспитывать трудолюбие, ответственность, честность;
- следить за утомляемостью в классе.
Тип урока: синтетический.
Оборудование: карточки разных цветов (жёлтые для экспертов, зелёные - мастеров, синие - контролёров, красные - организаторов) дифференцированного характера; шары с загадками, иллюстрация Незнайки, плакат для рекламы, листы для схем, билеты со сложными словами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность класса к уроку.
2. Эмоциональная разминка.
Один заранее подготовленный ученик читает высказывание о русском языке (это дом.задание-3 уровень)
Самая большая ценность народа -его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает.
- Как понимаете слова Д.С.Лихачёва? Что знаете об этом человеке?
Подготовленный ученик рассказывает об учёном. Приложение 1.
2) Отсроченная отгадка (ответ учащиеся должны дать в конце урока)
"Может ли приставка оказаться в середине слова?" (записано на доске)
3. Контрольно-подготовительный этап.
- Назовите раздел науки о языке, который мы изучаем, а я вам подскажу:
Интересная цепочка получилась у меня: слово, слово, слово...
Что это, друзья?
(Словообразовательная цепочка. Раздел науки - словообразование)
- На доске один мальчик (вы его знаете) составил таблицу
"Морфологические способы образования слов" с примерами.
- Посмотрите, прав ли он.
(В таблице перепутаны способы образования слов).
Учащиеся самостоятельно исправляют допущенные ошибки
Диалог "Согласен - не согласен"
Обратимся к морфологическому способу словообразования: сложение основ
НА ДОСКЕ
паровоз пар возить
земледелие земля делать
- Как называются образованные таким образом слова? (сложные)
- Почему? (состоят из двух корней)
- Что связывает корни этих слов?(соединительные гласные О и Е)
- Они и будут сегодня героями нашего урока. ( Учитель выставляет иллюстрации двух букв О и Е)
Запишем в тетради число и тему урока.
4. Постановка учебной цели, создание ситуации "вызова".
Учитель, сообщая основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои цели учебной деятельности и записать их в тетрадь.
Представление учебных групп:
1 группа - мастера
2 группа - эксперты
3 группа - контролёры
4 группа - организаторы
(У каждой группы своя карточка определённого цвета)
5. Сотворчество.
1) Загадки
- Незнайка принёс 2 шарика. Что на них написано? Загадки!
1) Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор - глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)
2) Хвостом пьёт, а клювом отдаёт.
(водопровод)
Учитель показывает отгадки, которые записал Незнайка.
ПЫЛИСОС ВАДАПРАВОД
- Какие правила не знает Незнайка?
2) Работа с учебником.
-Давайте понаблюдаем, где 0, а где - Е. (Чтение правила стр.71)
Учащиеся (5 человек из 3-ей группы) получают индивидуальное задания. (Приложение 2).
После выполнения карточки проверяет и оценивает учитель.
3) Анализ предложений (одного учащегося к доске)
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг:
Самолёт постепенно набирал высоту, им управляли опытные пилоты.
В Японии часто бывают землетрясения
В это время - 4 учащихся (мастеров) работают по карточкам
Задание:
образуйте сложные слова от данных.
лес, рубить -атом, ходить -огонь, тушить -
каша, варить -буря, ломать -лист, падать -
мышь, ловить - пуля, метать - небо, свод ----
Карточки сдаются экспертам на проверку.
5) Путешествие по станциям. (Игру проводят уч-ся 4-ой группы)
- А теперь мы отправимся в путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов. Вот ваши билеты. (Учитель раздаёт каждому ученику 1-ой группы карточку, на которой записано слово с пропущенной соединительной гласной).
Выполните задание в билете и на нужной станции отдайте билет контролёру
1станция Аппетитная (пищеварение кофемолка кофеварка картофелечистка мясорубка соковыжималка скороварка овощерезка хлебокомбинат)
2 станция Природоведческая (солнцепёк листопад снегопад ледоход землетрясение)
З станция Географическая (мореплавание путешествие кораблекрушение)
4 станция Историческая (полководец кораблестроитель)
5 станция Литературная (летописец баснописец Кожемяка лежебока)
6. Рефлексия
1) Выступление экспертов и учителя по результатам работы на уроке
2) Учащиеся озвучивают свой рекламный ролик.
3) Отсроченная отгадка
-Вернёмся к загадке, которую я загадала в начале урока: "Может ли приставка оказаться в середине слова?"
Ребята отвечают на вопрос учителя, приводя примеры, услышанные на уроке
4) Оценка урока и своей работы на уроке (на листах "настроения")
7. Домашнее задание
Ученики получают разноуровневое домашнее задание
1 уровень ("обязательный") - упражнение 168
2 уровень ("понятийный") - выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов "исследователь", "закрепитель"
3 уровень ("творческий") - составить сложные слова с корнем ДОБРО- и МИР-.