Технология встречных усилий. Урок в 6-м классе по теме "Соединительные гласные О и Е в сложных словах"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • восстановить в памяти учащихся сведения об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е; способствовать усвоению орфограммы № 3;
  • формировать личность ребёнка, реализуя принципы индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении;
  • развивать любознательность, сообразительность, внимательность,
  • орфографическую зоркость;
  • воспитывать трудолюбие, ответственность, честность;
  • следить за утомляемостью в классе.

Тип урока: синтетический.

Оборудование: карточки разных цветов (жёлтые для экспертов, зелёные - мастеров, синие - контролёров, красные - организаторов) дифференцированного характера; шары с загадками, иллюстрация Незнайки, плакат для рекламы, листы для схем, билеты со сложными словами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность класса к уроку.

2. Эмоциональная разминка.

Один заранее подготовленный ученик читает высказывание о русском языке (это дом.задание-3 уровень)

Самая большая ценность народа -его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает.

- Как понимаете слова Д.С.Лихачёва? Что знаете об этом человеке?

Подготовленный ученик рассказывает об учёном. Приложение 1.

2) Отсроченная отгадка (ответ учащиеся должны дать в конце урока)

"Может ли приставка оказаться в середине слова?" (записано на доске)

3. Контрольно-подготовительный этап.

- Назовите раздел науки о языке, который мы изучаем, а я вам подскажу:

Интересная цепочка получилась у меня: слово, слово, слово...

Что это, друзья?

(Словообразовательная цепочка. Раздел науки - словообразование)

- На доске один мальчик (вы его знаете) составил таблицу

"Морфологические способы образования слов" с примерами.

- Посмотрите, прав ли он.

(В таблице перепутаны способы образования слов).

Учащиеся самостоятельно исправляют допущенные ошибки

Диалог "Согласен - не согласен"

Обратимся к морфологическому способу словообразования: сложение основ

НА ДОСКЕ

паровоз пар возить

земледелие земля делать

- Как называются образованные таким образом слова? (сложные)

- Почему? (состоят из двух корней)

- Что связывает корни этих слов?(соединительные гласные О и Е)

- Они и будут сегодня героями нашего урока. ( Учитель выставляет иллюстрации двух букв О и Е)

Запишем в тетради число и тему урока.

4. Постановка учебной цели, создание ситуации "вызова".

Учитель, сообщая основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои цели учебной деятельности и записать их в тетрадь.

Представление учебных групп:

1 группа - мастера

2 группа - эксперты

3 группа - контролёры

4 группа - организаторы

(У каждой группы своя карточка определённого цвета)

5. Сотворчество.

1) Загадки

- Незнайка принёс 2 шарика. Что на них написано? Загадки!

1) Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор - глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)

2) Хвостом пьёт, а клювом отдаёт.

(водопровод)

Учитель показывает отгадки, которые записал Незнайка.

ПЫЛИСОС ВАДАПРАВОД

- Какие правила не знает Незнайка?

2) Работа с учебником.

-Давайте понаблюдаем, где 0, а где - Е. (Чтение правила стр.71)

Учащиеся (5 человек из 3-ей группы) получают индивидуальное задания. (Приложение 2).

После выполнения карточки проверяет и оценивает учитель.

3) Анализ предложений (одного учащегося к доске)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг:

Самолёт постепенно набирал высоту, им управляли опытные пилоты.

В Японии часто бывают землетрясения

В это время - 4 учащихся (мастеров) работают по карточкам

Задание:

образуйте сложные слова от данных.

лес, рубить -атом, ходить -огонь, тушить -

каша, варить -буря, ломать -лист, падать -

мышь, ловить - пуля, метать - небо, свод ----

Карточки сдаются экспертам на проверку.

5) Путешествие по станциям. (Игру проводят уч-ся 4-ой группы)

- А теперь мы отправимся в путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов. Вот ваши билеты. (Учитель раздаёт каждому ученику 1-ой группы карточку, на которой записано слово с пропущенной соединительной гласной).

Выполните задание в билете и на нужной станции отдайте билет контролёру

1станция Аппетитная (пищеварение кофемолка кофеварка картофелечистка мясорубка соковыжималка скороварка овощерезка хлебокомбинат)

2 станция Природоведческая (солнцепёк листопад снегопад ледоход землетрясение)

З станция Географическая (мореплавание путешествие кораблекрушение)

4 станция Историческая (полководец кораблестроитель)

5 станция Литературная (летописец баснописец Кожемяка лежебока)

6. Рефлексия

1) Выступление экспертов и учителя по результатам работы на уроке

2) Учащиеся озвучивают свой рекламный ролик.

3) Отсроченная отгадка

-Вернёмся к загадке, которую я загадала в начале урока: "Может ли приставка оказаться в середине слова?"

Ребята отвечают на вопрос учителя, приводя примеры, услышанные на уроке

4) Оценка урока и своей работы на уроке (на листах "настроения")

7. Домашнее задание

Ученики получают разноуровневое домашнее задание

1 уровень ("обязательный") - упражнение 168

2 уровень ("понятийный") - выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов "исследователь", "закрепитель"

3 уровень ("творческий") - составить сложные слова с корнем ДОБРО- и МИР-.