Цель урока:
- закрепить у учащихся вычислительные навыки, основанные на знании состава числа в пределах 10; отрабатывать ранее изученные приёмы сложения и вычитания, закреплять умение решать примеры и задачи; умение работать в парах;
- развивать логическое мышление, память внимание, интерес и творческую активность;
- воспитывать культуру общения на уроке, прилежание, трудолюбие, дружеские отношения между детьми.
Оборудование:
- учебник "Математика, 1 класс (I ч.)" (авт. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова);
- рисунки сказочных героев и их домики (10 штук, см. приложение),
- счётные палочки,
- раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь. А руки?
Дети: На месте!
Учитель: А ноги?
Дети: На месте!
Учитель: А локти?
Дети: У края!
Учитель: А спина?
Дети: Прямая!
II. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в гости к героям разных сказок. Они хотят посмотреть, чему вы научились, как вы умеете решать примеры и задачи. А раз мы отправляемся в гости, давайте вспомним как нужно вести себя в гостях? (Громко не разговаривать, уважительно относиться к хозяевам, не баловаться.)
Мы пойдём по сказочной улице, где в своих домиках живут герои сказок. Как вы думаете, как нам выбрать к кому мы пойдём первым? Как это можно сделать? (С помощью считалки.) А у нас будет математическая считалка. (Учитель задаёт задачи в стихах и записывает ответы на доске.)
На крылечке, возле дома
Забавлялись два щенка.
Вышла Аня на крылечко
И одного домой внесла.
У кого ответ готов:
Сколько на дворе щенков? (1)У пенёчка 6 грибочков,
А под ёлкой только 3.
Сколько будет всех грибочков,
Нy-ка, подскажи! (9)Как-то шестеро ребят
С горки прокатилось.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег свалилось? (4)На одной лесной опушке
Жили-были 3 старушки.
Две кукушки и один безухий кот.
Кто учёт жильцам ведёт? (6)У маленькой Галины
Есть 5 ягод малины.
Две отдала маме,
А сколько оставила, -
Считайте сами. (3)Вот 8 лисят по дорожке идут,
За ними вдогонку ещё 2 бегут.
Так сколько всего по дорожке лесной
Торопятся в школу лисят зимой? (10)4 зайца шли из школы.
И вдруг на них напали пчёлы.
2 зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?.. (2)
Учитель: Итак, наш план похода в гости готов (1 9 4 6 3 10 2).
- Прежде чем мы пойдем в гости, внимательно рассмотрите дома сказочных героев.
- Из каких геометрических фигур они состоят?
- Есть ли одинаковые домики?
- По какому признаку можно объединить эти домики? (по форме; по цвету).
III. Работа по теме урока.
Учитель: Итак, мы идём в домик № 1. Кто же тут живёт? (Белочка Рица) Она приготовила для нас задания:
- Посчитайте до 10 в прямом и обратном порядке.
- Какое число следует за числом 7?
- Какое число стоит перед числом 6?
- Назвать число, которое стоит между числами 6 и 8?
- Назвать число, которое стоит между числами 4 и 6?
- Какое число больше трёх на 2?
- Какое число меньше восьми на 2?
- 5 увеличить на 2.
- 5 уменьшить на 2.
Учитель: Давайте скажем белочке спасибо, попрощаемся с ней и отправимся в гости к девочке, рост которой не больше дюйма. Догадались кто это? (Дюймовочка).
Дюймовочка живёт в доме № 9. Мимо домов с какими номерами мы пойдём, если будем двигаться только по левой стороне улицы? (1 3 5 7 9)
Какие это числа? (нечётные)
Посмотрите на ёлочки, которые растут возле дома Дюймовочки. Она предлагает нам повторить состав чисел 6, 7, 8.
Учитель: Скажем Дюймовочке до свидания и отправимся в домик № 4, а кто тут живёт узнаете, отгадав загадку: Бабушка девочку очень любила.
Шапочку Красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну, отгадайте, как звали её? (Красная Шапочка)
Учитель: Что нам нужно сделать, чтобы попасть в этот дом? (перейти через дорогу).
А как вы будете переходить через дорогу? (По пешеходному переходу. Сначала посмотрим налево, а на середине дороги - направо.)
Красная Шапочка приготовила вам задания. Она просит вас сравнить числа:
8 * 5 5 + 2 * 7 4 * 6 8 - 3 * 4
IV. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся.
Руки в сторону развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
V. Продолжение работы по теме урока
Учитель: А теперь мы пойдём в гости в домик № 6. Жалко, что дома никого нет, но житель этого дома оставил нам записку с заданием. Давайте откроем тетради, пропишем цифру 6 с наращиванием и выполним задание.
- Соедините точки по порядку.
- Что у вас получилось? (ключик)
- Как вы думаете, кому он может принадлежать? (Буратино)
- Теперь вы знаете, кто живёт в этом доме.
Учитель: Буратино предлагает нам решить задачи. Откройте учебник на с.104, задача №1. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?
- Назовите условие этой задачи.
- Какой вопрос можно поставить? (Сколько игрушек стало у Милы?)
- Что для этого нужно сделать?
(Записать только решение (ответ устно).
Учитель: А теперь мы отправимся в домик № 3. Кто же там живёт, мы узнаем, если угадаем загадку: Над мальчишкой все смеются:
Всё он делает не так!
Не желает он учиться -
Несознательный чудак! (Незнайка)
Учитель: Незнайка решал домашнее задание, но никак не может справиться с одним заданием. Давайте решим за него. Ребята, а мы правильно поступим, решив примеры за Незнайку? Почему? А что надо сделать? (объяснить решение)
5 + 1 = 5 + 1 - 2 = 9 + 1 = 9 + 1 - 2 = 7 - 2 = 7 - 2 + 3 =
Учитель: Идём дальше в домик № 10. Здесь живёт Лиса Патрикеевна. Она приготовила нам "хитрые" задания:
1).Сколько треугольников на этом рисунке?
2). Возьмите 6 палочек и выложите фигуру по образцу (работа в парах).
- Сколько треугольников вы выложили?
- Добавьте ещё 1 палочку, чтобы стало 3 треугольника.
Учитель: Некоторые герои просят нас угадать, где они живут?
Заяц: Мои соседи не Буратино и не Дюймовочка. В каком домике я живу? (№ 5)
Медведь: Я живу по соседству с Лисой Патрикеевной и Буратино. В каком домике я живу? (№ 8)
Чебурашка: Моя соседка девочка, но не Красная Шапочка. В каком домике я живу? (№ 7)
Учитель: Остался у нас ещё один домик, куда мы не заглянули. Это домик № 2. Живёт в этом доме Снеговик. Он приготовил нам подарки. Скоро Новый год и он дарит вам новогодние игрушки, но они белые. Вы должны их раскрасить.
Примеры с ответом
- 5 - синим
- 8 - жёлтым
- 7 - красным
- Какие это цвета? (основные)
- Как получить зелёный (оранжевый) цвет?
VI. Рефлексия.
- Оцените свою работу: кому на уроке всё понравилось?
- Кто хорошо отвечал?
- Кто испытывал трудности?
- С героями, каких сказок мы встретились на уроке?
- Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке математики?