План урока
Этап |
Время, мин |
Приемы и методы |
1. Организационный |
3 |
|
2. Проверка знаний и умений учащихся, полученных на предыдущих уроках |
8 |
Фронтальная письменная работа (физический диктант) |
3. Постановка учебной проблемы. Изучение нового материала |
15 |
Беседа, эксперимент, записи в тетрадях |
4. Закрепление знаний |
11 |
Беседа, решение задач, эксперимент |
5. Закрепление новой темы. Домашнее задание |
3 |
Фронтальный опрос, заключение учителя. Записи на доске и в дневнике |
Ход урока
1. Организационный момент
а) Отметить отсутствующих.
б) Проверить подготовленность учащихся к уроку.
Дать установку на слушание. На каждой парте лежит памятка этой установки.
Слушай и ты сможешь:
- понять и задать вопросы;
- пересказать;
- проанализировать;
- оценить.
2. Проверка знаний и умений учащихся, полученных на предыдущих уроках.
Учитель: Тема нашего урока «Плотность вещества». Какое слово вам уже знакомо в названии темы.
Учащиеся: Вещество.
Учитель: Дайте определение понятию «Вещество».
Учащиеся дают различные определения этому понятию.
Учитель: Физический диктант поможет вам вспомнить свойства вещества.
Вопросы для диктанта:
- В каких состояниях могут находиться вещества? (Твердом, жидком, газообразном).
- В каком состоянии промежутки между молекулами самые большие? (В газообразном).
- Существует лед, вода, пар. Ребята как вы думаете, в каком веществе число молекул больше в 1 м3 объема? (Лед).
- Какую физическую величину измеряют с помощью весов? (Массу).
- Запишите единицы измерения в СИ для массы? (Кг).
- Сколько в 1 г – кг, а в 1 см3 – м3 (0,001 кг; 0, 000001 м3).
3. Постановка учебной проблемы. Изучение нового материала.
Учитель: Теперь рассмотрим второе слово из названия темы. Что вы понимаете под словом «плотность».
Учащиеся: Плотность ткани (технология), населения (география), популяции (биология), плотная фигура.
Учитель: А теперь послушайте, какое определение этому понятию дается в словаре русского языка Ожигова. Плотность – масса единичного объема вещества.
Проведем эксперимент: сравним массы двух брусков одинакового объема (взвешивают бруски из металла и пенопласта).
Учащиеся: В металле. Так как в пенопласте имеются пустоты, в которых находится воздух. А в нем промежутки между частицами намного больше. Поэтому в пенопласте число молекул в 1 см3 меньше, чем в металле, а значит и масса этого объема будет меньше.
Таким же образом сравниваются массы меда и воды.
Учитель: Правильно, каждая единица объема металла имеет большую массу, чем единица объема пенопласта. Значит, чем больше частиц в единице объема вещества и чем больше их масса, тем тело будет более плотным.
Учащиеся записывают определение плотности в тетрадь (Плотность – это физическая величина, показывающая, какая масса приходится на единицу объема вещества).
, где
- плотность, m – масса тела, V – объем тела
Единица плотности в СИ:
Учитель: плотности различных веществ уже определены их значения вы найдете в учебнике. Найдите в таблице вещество с наибольшей и наименьшей плотностью (наиб. – осмий; наимен. - водород). Что означает это число? (Осмий – 22600 кг/м3, 1м3 осмия имеет массу 22600 кг). Найдите массу 1м3 железа (7800 кг).
Учитель: Решите задачу – Кусок металла массой 461,5 г имеет объем 65 см3. Что это за металл? Выразите эту величину в
4. Закрепление новой темы
Учитель: Ответьте на ряд вопросов
- С понятием какой физической величины вы познакомились?
- Как определите плотность вещества?
- Одинакова ли плотность вещества находящегося в различных состояниях (твердом, жидком и газообразном).
Домашнее задание: § 21, упр. 7 (2,4).