Цели и задачи урока:
- сформировать понятие "вулкан"; представление о происхождении, строении и извержении вулканов; дать представление о действующих и потухших вулканах;
- помочь понять:
- почему вулканы являются опасным явлением природы;
- почему люди не оставляют этих мест;
- для чего ученые изучают эти грозные явления;
- развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, расширять кругозор учащихся;
- воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу и умение слушать других.
Оборудование урока:
- компьютер, мультимедиа проектор, презентация;
- образцы вулканических извержений (камни, "бомбочка", песок);
- карточки с терминами: "конус", "очаг магмы", "жерло", "лава", "кратер"; "продукты извержения".
Примечание: таблички с надписями (Приложение 1) появляются по ходу урока и вывешиваются на доску
Оборудование для опыта: фарфоровый тигель или чашка, дихромат аммония, спирт (описание опыта - Приложение 3).
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо.
"Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".
Сегодня нас ждут новые "открытия".
II. Актуализация знаний.
Но сначала вспомним то, что мы изучали на прошлых уроках.
Что вы можете рассказать о горах?
Как могут образовываться горы?
Как подземные силы влияют на образование гор?
Как устроена наша планета Земля? Что происходит в недрах Земли?
Как называются расплавленные горные породы?
III. Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока учащимися.
Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре. Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много тайн и загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можно заглянуть в земное "нутро" и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли.
Послушайте отрывок и подумайте, что описывал в своей книге один ученый:
":Жара была невыносимой:Мы шли по неровной почве; на нее никогда не ступала нога человека; она едва лишь зародилась; она лишь недавно затвердела, от нее исходил жар огневых бездн. Эта твердая порода переходила в волшебное тесто, из которого слеплена Земля:"
Кто догадался, о каком "волшебном тесте" идёт речь? Что произойдёт, если в земной коре появится трещина?
Кто знает, как называется такое явление в природе? (извержение вулкана)
Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (появляется табличка с надписью "Вулканы") Приложение № 1
Какие же цели мы поставим на уроке, какие "открытия" для себя сделаем?
Сегодня мы должны понять: (табличка)
Что такое вулканы?
Как устроены вулканы и почему происходит извержение?
Какое значение имеют вулканы для нашей планеты?
IV. Совместное "открытие" новых знаний. (Презентация)
1) Что такое вулканы? Почему их так назвали?
Как вы себе представляете вулкан? Что вы уже о них знаете? Откуда?
СЛАЙД №1
Что вы можете сказать о размерах вулканов, прочитав это стихотворение?
Вулкан - (от лат. Vulcanus - огонь, пламя). Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом.
СЛАЙД №2
Как на карте обозначены вулканы?
Интересно, почему?
СЛАЙД № 3
Какую форму имеет вулкан? Кто знает, о каком углублении на вершине горы идет речь?
В чём же их особенность?
2) Как устроен вулкан? (работа с учебником с.22)
Прочитайте первые два предложения второго абзаца и найдите ответ
(СЛАЙД № 4)
Посмотрите на схему. Что ещё можете сказать о строении вулкана?
3) Как же происходит извержение вулкана? Прочитайте, как об этом написано в учебнике. (работа с учебником с.22)
СЛАЙДЫ № 5-6
Что можете добавить?
СЛАЙД № 7
4) Кто такие вулканологи? Для чего изучают вулканы?
Кто уже может сформулировать понятие "вулкан"?
Прочитайте научное объяснение слова "вулкан". СЛАЙД № 8
СЛАЙД № 9
Все, что выбрасывается при извержении вулкана, называется "продукты извержения"
СЛАЙДЫ № 9-10
На предыдущем уроке мы говорили о том, что горы "растут" очень медленно. В отличие от гор, вулканические горы иногда возникают и "вырастают" прямо на глазах человека. Во многих книгах описан случай возникновения вулкана Парикутин в Мексике.
Однажды мексиканский крестьянин увидел на своем поле трещину, из которой пробивался дымок. Крестьянин закрыл трещину камнем, но дым шел все сильнее. К концу дня под землей начались взрывы, а на месте трещины образовалась воронка. Из нее стали вылетать камни - вулканические бомбы и пепел, выливаться потоки раскаленной лавы. Через год над полем возвышалась гора, сложенная продуктами извержения высотой 430 метров, еще через год гора была 457 метров в высоту и 16 км в ширину. Каждый день из него извергалось 100 тысяч тонн лавы.
5) ОПЫТ (описание опыта в приложении № 3 )
А сейчас посмотрим химический опыт, который немного напоминает образование вулкана.(Демонстрация учителем химического опыта "Вулкан на столе").
Что мы наблюдали? Мы видели, как выбрасывались искры, чувствовали запах газа. Посмотрите, какое большое количество пепла образовалось. Вот так засыпает пеплом те здания, которые находятся рядом.
Демонстрация учителем продуктов извержения.
Эти камни я привезла с вулкана Тейде (о. Тенерифе). Последний раз он извергался 100 лет назад, а запах гари чувствуется еще и сейчас. Это спящий вулкан.
6) Виды вулканов.
Как вы понимаете выражение - спящий вулкан? Прочитайте третий абзац.
Как об этом сказано в учебнике? Какие вулканы называются потухшими?
Как вы думаете, какие вулканы будут называться действующими? Ученые специалисты считают, что каждые два года Земля рождает в среднем три новых вулкана.
А бывают ли вулканы на дне океанов? Как вы думаете, где вулканический процесс может быть более активный - на суше или на дне океана? Почему?
Как вы думаете, могут ли вулканы образовываться на территории ЯНАО? Попробуйте объяснить, почему.
7) Чем опасны вулканы?
Можем ли мы сказать, что вулканы - это опасное явление природы? Почему
СЛАЙДЫ № 11-18
8) Приносят ли вулканы пользу?
СЛАЙДЫ № 19 - 22
V. Первичное закрепление и расширение нового знания.
Достигли ли мы поставленных целей? Какие "открытия" сделали на уроке?
VI. Самостоятельная работа (Тест. Приложение № 2) с проверкой по эталону. СЛАЙД №23
VIII. Итог урока.
Рефлексия.
А всё ли мы узнали о вулканах? Где можно узнать?
Как вы думаете, есть ли вулканы на других планетах?
СЛАЙДЫ № 24 - 26
А могут ли у вулканов быть "дети"?
Следующий наш урок будет для самых любознательных, и он будет посвящён "детям" вулканов.
IX. Домашнее задание.
Раскрасить схему вулкана и подписать его части (с.22 задание № 1)
Творческое задание по выбору учащихся: вылепить из пластилина макет вулкана, составить рассказ по тексту на с. 22, сочинить сказку или стихотворение о вулкане.
Принести книги о вулканах для организации выставки.