Родительское собрание "Тренировка памяти" (2-й класс)

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 2


1. Вступительное слово психолога

– Уважаемые мамы и папы! Сегодняшняя наша встреча посвящена тренировке памяти детей. Роль памяти в развитии личности трудно переоценить. С ее помощью человек усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. Без функции памяти человек не может мыслить, рассуждать, делать выводы. Недаром древние греки считали, что богиня памяти Мнемозина – мать девяти муз, покровительствующая искусствам и наукам. Без памяти невозможно обучение. С приходом ребенка в школу на него обрушивается лавина сведений, правил, заданий. И все это нужно запомнить. И подчас это не всегда получается. Особенно запоминание большого по объему материала вызывает напряжение, утомляемость, ухудшает настроение. А главное, если ребенок не смог запомнить основные правила, формулы, таблицу умножения, это в свою очередь повлияет на успеваемость не только в этом учебном году, но и в последующие годы обучения в школе.

2. Командный конкурс «Мнемозина». Обучение родителей мнемическим приемам

В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли. Именно благодаря игре у ребенка ненавязчиво, без всякого давления формируются необходимые навыки, умения, усваиваются знания. Поэтому я предлагаю родителям принять участие в командном конкурсе «Мнемозина», где вы сможете поиграть в игры, которые помогут тренировать память ваших детей. Оценивать выступление команд будет жюри (классный руководитель, родители). У нас образовались две команды (родители делятся на две команды при помощи жетонов).

В первом конкурсе нужно представить свои команды. Время на подготовку дается 5 минут. Команды готовы! И им сейчас даем мы слово! (Команды показывают самопредставление).

К 7 годам ребенок обычно уже умеет выделять мнемическую задачу (т.е. осознавать цель запоминания), владеет элементарными формами повторения, умеет проводить определенную мыслительную обработку запоминаемого материала. Все это хорошая основа, на которой можно начать формирование мнемических приемов. К ним относятся: повторение, группировка, аналогия, серийная организация материала, схематизация, смысловое соотнесение, составление плана и некоторые другие. Большинству из приемов можно обучить уже в младшем школьном возрасте [1]. О том, как это делать, я расскажу.

Прием «повторение» – это один из самых универсальных способов запоминания. К началу учебы в школе значение этого приема, как способа запоминания, дети могут осознать сами, без помощи взрослых. Однако организованное обучение этому приему значительно расширяет возможности и эффективность его использования. Давайте рассмотрим этот процесс на примере игры «Запомни предметы» [1]. Вы показываете ребенку на короткое время 10 знакомых ему предметов, он должен их запомнить, а потом воспроизвести.

Первое, чему следует обучить ребенка, – это называнию вслух предметов, которые необходимо запомнить. Это важно для того, чтобы ребенок сконцентрировал свое внимание на этих предметах и разобрался в них. Кроме называния предмета вслух, предложите ребенку взять его в руки, потрогать, изучить его форму. Объясните ребенку, что лучше запоминается то, что удается не только увидеть и услышать, но еще и пощупать.

Второй этап – обучение простому повторению запоминаемой информации. Пусть ребенок назовет все предметы два-три раза.

Третий этап – обучение повторению с выделением различных особенностей запоминаемого предмета (например, предмет – зайчик, обратить внимание, что он держит в лапах).

Наконец, четвертый, самый важный этап – обучение самопроверке того, что удалось запомнить. Вы закрываете предметы. Ребенок называет предметы. Если все будет воспроизведено без ошибок, значит, запомнил хорошо. Если были допущены какие-то ошибки или что-то не было воспроизведено, то предложите ребенку еще раз посмотреть на предметы, самостоятельно определить, какие из них были забыты, и назвать их. Как только забытое восстановлено, самопроверку следует провести еще раз. По мере овладения приемом «самопроверки» можно стремиться к сокращению количества простых повторений. Например, сразу после первого повторения проводить самопроверку.

Ну, а сейчас я предлагаю представителям от команд принять участие во втором конкурсе «Запомни предметы». На столе лежат 10 предметов, которые нужно запомнить в течение 1 минуты. Предметы закрываю. А вы на листочках записываете названия предметов, которые запомнили. ( Участвует в конкурсе один представитель от команды).

Следующий мнемический прием – «смысловое соотнесение». Для младшего школьника методика обучения этому приему имеет следующие этапы [1].

Первый этап направлен на закрепление умения находить смысловые связи между словом и картинкой. Вы называете 10 слов и предлагаете столько же картинок, каждая из которых имеет определенную смысловую связь с каким-нибудь словом (например, яблоко – груша). При этом картинки подбираются ребенком сразу по ходу называния слов (вы назвали слово, он подобрал к нему картинку, сходную по смыслу). Затем картинки убираются, вы опять зачитываете последовательно каждое слово, а ребенок должен вспомнить, какую картинку к этому слову он подбирал.

Второй этап – это обучение умению использовать одну картинку («дополнительную») для запоминания другой («основной»). Здесь вы ставите перед ребенком задачу – запомнить «основные» картинки, использовав для этого «дополнительные». Так вы раскладываете на столе 10 «основных» картинок, а затем столько же «дополнительных». Ребенок к каждой «основной» картинке подбирает похожую по смыслу «дополнительную», после чего вы убираете все «основные» картинки и просите его вспомнить их, ориентируясь на оставшиеся, на столе «дополнительные».

Третий этап аналогичен предыдущему, с той лишь разницей, что вместо «основных» картинок ребенок должен запомнить слова. Вы последовательно читаете 10 слов. После каждого слова ребенок подбирает «дополнительную» картинку, которая подходит по смыслу и может облегчить запоминание этого слова. Через 1-2 минуты после того, как подобраны все картинки, вы просите ребенка назвать те слова, которые он запомнил. При воспроизведении слов он должен опираться на наглядно представленные «дополнительные» картинки.

На четвертом этапе появляется усложнение. После того как вы зачитали все слова, и ребенок подобрал к ним картинки, вы эти картинки со стола убираете и просите восстановить слова.

Пятый этап – заключительный. Здесь уже моделируются условия, максимально приближенные к «боевым». Запоминать нужно тоже слова, но уже без использования вспомогательных картинок. При назывании слов ребенок должен мысленно выбрать для себя подходящие для них образы.

Второй этап обучения мнемическому приему «смысловое соотнесение» вы испытаете в конкурсе «Картинка помогает картинке». Команды получают два комплекта по 15 картинок: первый – «основной», второй – «дополнительный». Вы раскладываете на столе «основной» комплект картинок, которые нужно запомнить. К каждой «основной» картинке подбираете «дополнительную», сходную с ней по смыслу. После того как вы разложили картинки по парам, я убираю все «основные» картинки. А вы, опираясь на «дополнительные» должны написать название «основных» картинок.

Одним из самых эффективных мнемических приемов, на мой взгляд, является «схематизация». Этапы обучения «схематизации» следующие [1].

Первый этап – обучение умению схематически изображать простейшие предметы и использовать эти изображения для воспроизведения. Например, вы предлагаете ребенку 10 картинок различных предметов и просите его изобразить максимально простые, но понятные схемы этих предметов. После этого убираете картинки и предлагаете вспомнить изображенные на картинках предметы. При воспроизведении ребенок пользуется схемами. Начинать лучше с таких предметов, схемы которых ребенок может изобразить легко.

Второй этап обучения проводится с использованием слов. Вы называете ребенку 10 понятий, обозначающих различные предметы и явления, а он должен изобразить схематически. После того как схемы готовы, предложите ребенку воспроизвести названные вами слова. Здесь тоже важно начать с простых понятий, обозначающих конкретные предметы, а затем постепенно включать более сложные, абстрактные понятия (например, ветер, радость и др.). Скорее всего, для того, чтобы научиться изображать такие понятия, ребенку понадобятся ваши примеры.

Третий этап – это работа с текстом. Для обучения понадобятся небольшие рассказы или сказки, а также их схематические изображения в виде «кадров». Вы даете ребенку эти изображения и рассказываете или читаете соответствующую историю. Ребенок должен установить связь между «кадрами» и отдельными моментами сюжета и, используя эти «кадры», воспроизвести рассказ.

Четвертый этап. Здесь вы тоже зачитываете ребенку текст, но не даете ему готовых схем. Он должен подготовить их самостоятельно. Самой сложной задачей при выполнении этого задания является мысленное расчленение текста на кадры. Чтобы облегчить ребенку задачу, читайте текст так, чтобы между такими смысловыми «кадрами» были заметные паузы. В случае затруднения можно использовать и такой метод: вы читаете часть текста, ребенок рисует к нему «кадр», затем вы читаете следующую часть текста, он готовит следующий «кадр» и т.д. Когда все «кадры» готовы, вы просите ребенка пересказать по ним прочитанную историю.

Наконец, последний, пятый этап предназначен для того, чтобы научить ребенка по ходу восприятия текста создавать мысленные, а не реальные «кадры» основных частей. Вы читаете текст, делая паузы после каждой смысловой части, а ребенок мысленно рисует для этих частей подходящие «кадры». После этого он воспроизводит прочитанный вами текст.

Большинству детей справиться с заданиями пятого этапа будет очень трудно. Для достижения успеха нужны будут регулярные тренировки и время…

А мы с вами «проиграем» прием «схематизация» в конкурсе «Схема – слово». Я читаю 15 слов, а вы рисуете схемы к каждому слову. После того как вы закончите изобразительное творчество, вы, пользуясь схемами, на листочках записываете все слова, которые запомнили.

Научиться запоминать стихи очень важно. Сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памяти.

Если ребенок испытывает трудности в заучивании стихов, необходимо научить его нескольким методам, облегчающим этот процесс [1].

Первый метод – это метод постепенного увеличения объема материала. Начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Далее ребенок запоминает вторую строку. После паузы просите ребенка повторить обе строки – первую и вторую. Эти строки повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д.

Второй метод предназначен для «перевода» словесной информации в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень трудно. Просите ребенка во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности.

Третий метод – это метод «пересказа» стихотворения своими словами. Ребенок читает все стихотворение. После этого рассказывает вам, о чем говорится в стихотворении, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можете помочь ребенку наводящими вопросами. Такая смысловая обработка материала значительно облегчает его последующее запоминание.

Неплохо помогает ребенку при запоминании стихов прием «схематизация». К каждой строке стихотворения ребенок рисует схему. После этого ребенок, пользуясь своими схемами, рассказывает стихотворение.

А сейчас я предлагаю командам принять участие в заключительном конкурсе «Драматизация стихотворения». Вам нужно изобразить содержание стихотворения (командам дается текст небольшого стихотворения). Время на подготовку дается 10 минут.

Жюри подводит итоги. Команды награждаются грамотами.

3. Заключительное слово психолога

Главное условие работы с ребенком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только он один.

Хвалите ребенка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.

Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребенка интереса к развитию самого себя.

Если ребенок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

4. Рефлексия собрания, оценка родителями результативности собрания

Литература:

1. Барташников А. Учись мыслить. – М., 2001.