Цели:
Образовательные:
- обобщить и закрепить знания по теме “Грамматика”;
- повторить грамматические категории частей речи;
- закрепить навык различения частей речи и членов предложения;
- закрепить навык морфологического и синтаксического разбора;
- закрепить навык орфографического и пунктуационного повтора;
- повторить типологическую и стилистическую характеристику текста;
- формировать навык создания текста по заданному началу.
Развивающие:
- развитие навыка лингвистического анализа текста;
- развитие творческих способностей учащихся;
- актуализация навыка причинно-следственной связи при работе с опорной схемой;
- развитие навыка объединения различных областей в единое лингвистическое пространство.
Воспитательные:
- формирование правильного отношения к семье, ее членам;
- формирование ответственного отношения к своим обязанностям перед семьей;
- формирование понятия “значимость семьи для человека и общества”.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- система голосования “Вердикт”;
- карточки с текстом для орфографического и пунктуационного анализа;
- опорные схемы для самостоятельной работы;
- карточки с заданиями для итогового контроля;
- учебник Русский язык. 7 класс. / М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.
Капинос и др.; под. ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. –
М.: Дрофа, 2005.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дети, садитесь.
Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
Итак, мы начинаем наш урок.
2. Введение в тему урока и проверка домашнего задания.
Вступительное слово учителя: 2008 год объявлен в России годом семьи. Что такое семья для нас?
Учитель читает стихотворение:
Что семья для меня?
Это дом мой родной,
Это бухта спокойствия,
Остров любви.
Это мама родная,
Бабуля и дед,
И дочурка моя,
Словно солнышка свет.
– Ребята, а что для вас значит слово “семья”?
– Дома вы должны были сочинить несколько строк о вашей семье. Давайте послушаем желающих.
(Ответы детей. 3–4 чел.)
– Спасибо за ответы, такие интересные и разнообразные. Видно, что вы серьезно отнеслись к заданию.
3. Объявление темы и целей урока (запись числа и темы в тетрадях)
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока “Грамматика: морфология и синтаксис”.
Возникает вопрос, как связана тема урока с домашним заданием.
Ваше домашнее задание было неслучайным.
В работе над обобщением грамматических знаний и умений нам поможет тема “Семья”
4. Актуализация знаний.
Работу по теме мы начнем с повторения теории.
Давайте подумаем и вспомним, что включает в себя грамматика как наука? (Какие разделы)
А что изучает каждый раздел?
Проверим себя по учебнику – упражнение 160 на с. 62 п. 6 (работа с учебником - самопроверка)
А теперь вспомним, что нам необходимо знать при изучении слова как части речи?
(Что такое самостоятельные и служебные части речи, признаки частей речи - постоянные, непостоянные, синтаксическая роль частей речи).
А при изучении синтаксиса?
(Синтаксическая роль слова в предложении, виды предложений по цели высказывания, интонации, синтаксической структуре, количеству главных членов, наличию второстепенных членов, степень осложненности (у простых).
Как вы думаете, почему два этих раздела объединены наукой грамматикой?
С каких сторон рассматривают слово эти 2 раздела? (Слово как часть речи и член предложения.)
5. Практическая часть.
Итак, мы переходим к следующему этапу нашего урока.
Применить наши теоретические знания поможет работа с текстом по картине Ф.П.Решетникова “Опять двойка!”
А) Слово учителя об авторе картины.
Федор Павлович Решетников – известный русский художник, с юных лет увлекался рисованием. Мысль написать картину “Опять двойка!” (1952 г.) родилась у Ф.П.Решетникова в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Художник живо представил себе, как встретят мальчишку с двойкой дома и решил написать об этом картину. |
Да, невесело приходить домой с двойкой! Почему?
(Ответы детей. Вывод – этим ты расстраиваешь своих близких, родных тебе людей)
Б) Работа над грамматической и синтаксической характеристикой текста.
Давайте познакомимся с текстом, написанным по картине “Опять двойка!”, точнее, с его началом, и вместе поработаем над этой частью (Приложение 1)
Спишите третье/четвертое предложение, разобрав его по членам и
указав все части речи. Дайте характеристику этому предложению, укажите
грамматические признаки причастия в 9 предложении (устно) Проверка.
|
В) Работа над составлением собственного текста по заданному началу и его анализ.
Учитель: Итак, мы с вами прочитали начало текста, его вступительную часть, поработали над его грамматической стороной.
Следующее задание – творческое.
Основную часть рассказа вам предстоит составить самим.
Давайте подумаем, какой она будет.
На доске мы видим 3 схемы, соответствующих трем типам речи (устный анализ схем типологической характеристики текста с опорными словами). (Приложение 2)
Самостоятельно по вариантам пишем текст по опорным слова. (3–4 предложения) (дети зачитывают свои тексты, выясняем, какую роль играют глаголы, существительные, прилагательные, наречия с точки зрения изобразительной задачи)
Г) Орфографический и пунктуационный повтор.
Последней задачей по работе с текстом станет выполнение орфографических и пунктуационных заданий (ведь морфология немыслима без орфографии, а синтаксис – без пунктуации)
Перед вами листочки с заключительной частью текста (Приложение 3)
Ваша задача – вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Того, кто справится быстрее всех, ждет сюрприз.
Работу первого справившегося учитель сканирует на доску (фронтальная проверка).
Д) Подведение итогов по тексту.
Какова основная мысль нашего текста? Какой заголовок можно придумать? (Варианты, предлагаемые учащимися) Стиль речи?(Художественный) Типы речи – разные (наиболее часто встречается смешение стилей).
6. Домашнее задание.
Дома вместе с родителями составьте небольшой текст-сочинение (не менее 100 слов) на тему “Идеальная семья” (тезис “идеальная семья это”) либо “Сказку о Любви и Семье” (повествование).
7. Итоговый контроль.
Учитель: Подводя итоги, мы проверим свои знания.
1-й вариант – работает в вердикте. 2-й вариант – на листочках. (Приложение 5)
|
Итоги – оценки за работу – 1в на доске.
2 в – к следующему уроку.
8. Итоги урока.
Учитель: Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
Как вы считаете, достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?
В завершении урока хотелось бы вернуться к теме нашего разговора – “Семья”.
Мы с вами знаем, что семьи бывают разные. Какие? (Дети называют – счастливые, несчастные, дружные, спортивные, многодетные, разрушенные войной).
Вспомните художественные произведения, в которых освещается тема семьи.
(М.Шолохов “Судьба человека”,Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”, В.Г.Короленко “Дети подземелья”, М.Ю.Лермонтов “Песня про царя…”, В.Железников “Чучело”, В.Распутин “Уроки французского”, А.И.Куприн “Белый пудель” и др.) Мы видим на этих примерах, что тема семьи довольно популярна среди художников слова.
“Поэтическая минутка” (при наличии свободного времени).
Л.Н.Толстой утверждал, что “все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по- своему”.
Мы можем посмотреть изображения счастливых семей (видели).
А вот как М.И.Цветаева изображает одну картину из жизни несчастливой семьи.
Настя Санталина подготовила выразительное чтение стихотворения “Столовая”. (Приложение 6)
Да, печальную, даже ужасную картину нарисовала нам поэтесса.
А что мы с вами должны делать, чтобы наши семьи не были похожими на эту, а были счастливыми и благополучными?
Что делал неправильно герой картины Ф.П.Р. “Опять двойка!”?
(Ответы детей)
Составьте рейтинговую лексическую цепочку значимых ценностей для вашего понятия семья (можно в качестве домашнего задания как опорные слова для сочинения). (Приложение 7)
Можете добавить свои понятия в эту цепочку.
Дома при написании сочинения можете воспользоваться этими словами как опорными.
Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке.