Рабочая программа учебного курса

Разделы: Администрирование школы


В статье  9 п.6. Закона об образовании Российской Федерации сказано: «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Пункт 2.7 статьи 32 того же документа определяет, что «К компетенции образовательного учреждения относятся: разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)»

Таким образом, в каждом образовательном учреждении, реализующем основные общеобразовательные программы, на основе локального «Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины» (далее Положение) педагоги составляют рабочую программу учебного курса.

Что же такое рабочая программа учебного курса?

  • нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога;
  • документ, показывающий как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственного образовательного стандарта;
  • нормативно-управленческий документ учителя, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса.

Нами рабочая программа определена как, индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

При составлении рабочей программы педагогом учитываются такие факторы как:

– целевые ориентиры и ценностные основания деятельности Учреждения;
– состояние здоровья обучающихся;
– уровень их способностей;
– характер учебной мотивации;
– качество учебных достижений;
– образовательные потребности;
– возможности самого педагога;
– состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения Учреждения.  

В основе разработки рабочей программы лежат:

  • государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компонент);
  • базисный учебный план;
  • типовые (примерные) учебные программы;
  • образовательная программа школы и учебный план.

Положением нашего образовательного учреждения определена следующая единая для всех педагогов структура рабочей программы:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • федеральный государственный образовательный стандарт;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • содержание обучения;
  • поурочно-тематический план;
  • перечень учебно-методического обеспечения (паспорт комплексного методического обеспечения);
  • список литературы (основной и дополнительный);
  • приложения.

1. Титульный лист – структурный элемент рабочей программы, представляющий сведения о  названии программы, обсуждении и согласовании, принятии и утверждении, об авторе и рецензентах:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа  с углублённым
изучением отдельных предметов №61 г.Кирова

Рабочая программа составлена на основе
программы по химии 10-11 классов
общеобразовательной школы (автор Н.Н.Гара)
и в соответствие с федеральным компонентом
государственного стандарта среднего (полного)
общего образования.
Утверждаю
Директор
МОУ СОШ    № 61  г. Кирова
________________В.Л. Русских
«17»  августа 2009 года.
Приказ  № 01-09/04
Рассмотрено на заседании предметной кафедры
естественных и общественных наук
«16»  июня 2009 года.
Протокол  № 5
Руководитель кафедры
________________ Ходырева Е.Ю.
Принято на заседании педагогического  совета
«01» июля 2009 года
Протокол  № 5
Рекомендовано в качестве рабочей программы по изучению ХИМИИ.

Рабочая   программа  курса ХИМИИ 10-11 класса (140 часов)

Составитель: Котегова Марина Михайловна,                учитель химии высшей категории
                            (фамилия, имя, отчество)                                                   (учитель)

2. Пояснительная записка – структурный элемент рабочей программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практические задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. При составлении рабочих программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.), которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, сроки реализации, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов целям и задачам обучения.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт – структурный элемент рабочей программы, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, т.е. обобщенное содержание образования, которое Учреждение обязано представить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

4. Требования к уровню подготовки выпускников – структурный элемент рабочей программы, определяющий установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования (разрабатываются учителем для каждой темы учебного курса).

5. Содержание обучения – структурный элемент рабочей программы, включающий толкование (учебный материал, который изучается в обязательном порядке и в порядке ознакомления) каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.

6. Поурочно-тематический план – структурный элемент рабочей программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия, контроль знаний обучающихся).

Составляется в виде таблицы:

Номер урока Тема урока, основное содержание Контрольные работы Лабораторные опыты и практические работы Дата проведения Примечание
Тема 1. Первоначальные химические понятия (19 часов)
1.1 Химия как часть естествознания. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.        
1.2 Практическая работа 1. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.   1    

При заполнении поурочно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы содержания обучения рабочей программы, поурочно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

7. Перечень учебно-методическое обеспечения (паспорт комплексного методического обеспечения) – структурный элемент рабочей программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.

8. Список литературы (основной и дополнительный) – структурный элемент рабочей программы, включающий перечень использованной автором литературы при составлении рабочей программы, а также перечень литературы для обучающихся. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Приложения – структурный элемент рабочей программы, включающий:

  • глоссарий (понятийный аппарат) представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список основных понятий с определениями, который характеризует содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и формирует компактное представление о курсе в целом (при необходимости).
  • содержание итоговых форм контроля, приведенных в календарно-тематическом планировании. Также итоговые формы контроля могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестам;
  • лабораторные (практические) работы;
  • тексты проверочных, самостоятельных работ (при необходимости);
  • списки тем рефератов, эссе, проектов, курсовых, творческих, исследовательских работ и т.д.;
  • методические рекомендации.

Рабочая программа утверждается до начала учебного года (июль-август) приказом директора Учреждения.

До утверждения рабочей программы происходит обсуждение и согласование  на заседаниях кафедр (методических объединений); принятие на педагогическом совете; проводится процедура получения экспертного заключения (согласования) у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. Допускается проведение экспертизы рабочей программы с привлечением внешних экспертов.

При несоответствии рабочей программы установленным данным положением требованиям, директор (заместитель директора) Учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. и утверждены приказом директора Учреждения.

На основе Положения нами было разработано обучающее занятие для педагогов по составлению рабочей программы. В данной работе предлагаем презентацию к данному занятию (Приложение 1), примеры рабочих программ курса химии 8-9, 10-11 классы, составленные на основе программы по химии общеобразовательной школы (автор Н.Н.Гара) и в соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования (Приложение 2, Приложение 3).