Урок истории в 4-м классе по программе "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа


Тема: Короли, президенты и граждане.

Цели:

  • Осмысление того, что единое человечество складывается из общностей граждан разных государств;
  • Знакомство с основными политическими правами человека;
  • Знакомство с различиями между государствами, которое достигается при знакомстве с первичными представлениями о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое государство и недемократическое государство и существующих в них органах власти – парламент, президент, король, диктатор.

Оборудование: слайды с изображением королевы Великобритании, портреты Медведева Д. А., Путина В. В., Горбачева М. С. и обычных людей, контурная карта, кроссворд, учебник истории.

ХОД  УРОКА

1. Проверка домашнего задания

– Что мы называем эпохой Новейшего времени?
– Какие испытания выпали на долю человечества в Новейшее время?
– Найдите и прочитайте цитату из Декларации об образовании ООН, где говорится о том, какое отношение к войне проявилось в Новейшее время?

2. Изучение нового

– Сегодня в заставке нашего урока изображены фотографии. Что между ними общего?  (Люди)
– А как называем всех людей, живущих на Земле?  (Человечество)
– Давайте посмотрим и разберемся, кто изображен на следующих фотографиях?  (Показ слайдов)

Подведем итоги:

– На данных фотографиях изображены королева одного государства, президенты другого государства и граждане третьего.
– Значит, что общего в этих фотографиях? (На всех фотографиях люди, которые составляют единое человечество)
– Чем они отличаются? (Они представляют разные государства)
– Как вы думаете, какая будет тема урока?
– Прочитайте название новой главы и первый урок этой главы.
– А какие государства вы знаете?

3. Работа по учебнику

Чтение начала статьи на странице 87.

4. Работа по карте

– Посмотрите на карту и найдите самые крупные государства. Найдите эти государства на контурной карте, подпишите их и нарисуйте флаги этих государств.

5. Работа по учебнику

– Но государства отличаются друг от друга не только размерами и флагами, но и формой правления.
– Есть две формы правления: МОНАРХИЯ и РЕСПУБЛИКА. (на доске вывешиваю карточки с названиями)

Выступления детей:

МОНАРХИЯ – те государства, где главой является король, царь или император, и власть передается по наследству.

– Сейчас в Великобритании, Швеции, Японии, как и в Средние века, монарх – государь является символом государственной власти. Ему оказываются особые почести. Например, гимн Великобритании начинается словами « Боже, храни королеву».

РЕСПУБЛИКА – те государства, где власть передается в результате народных выборов, а главой государства является президент или первый министр.

– В России, Франции, США в законе сказано, что властью в государстве может распоряжаться только народ – все граждане. Главу государства – президента – выбирают на определенный срок граждане страны. В Древнем мире и Средневековье государств было очень мало, а сейчас большинство стран на планете – республики.

Работа с иллюстрацией учебника на стр. 90:

– Определить, на каких иллюстрациях изображены главы республик, а на каких – главы монархий?

– Государства также можно разделить на ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ и НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ. (на доске вывешиваю карточки с названиями)

Выступления детей:

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА – так можно назвать государства, в которых все самые главные решения на самом деле зависят от воли народа. В таких государствах действуют конституция и парламент.

ПАРЛАМЕНТ – собрание избранных народом депутатов, которые могут принимать законы.

НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА – так можно назвать государства, в которых один человек захватывает всю власть в стране в свои руки. Такой правитель сам назначает нужных ему людей на все государственные должности. Такого человека называют диктатором, а его правление – диктатурой. Выборы в такой республике проводятся с нарушением правил, парламент перестает обсуждать законы, людям не позволяют спорить с диктатором, законы не соблюдаются.

– Как вы думаете, это справедливо?
– Поэтому в современном мире считают общечеловеческим законом право на участие в управлении государством и свободу слова. (Карточки на доске)
– Как вы понимаете эти понятия? (В учебнике на стр. 91 – 92)
– Давайте посмотрим и определим, в каких случаях на рисунках стр. 92 изображены жители демократических государств, а в каких – жители недемократических государств?
– Докажите, что в нашей стране есть признаки демократического государства. (Конституция, Государственная дума (парламент), права и свободы человека).

6. Итог урока

– Кто может руководить государством?
– Чем монархическое государство отличается от республики?
– Чем демократические государства отличаются от диктатур (недемократических государств)?
– Решить кроссворд (у каждого ученика – Приложение)
1. Механизм управления обществом в какой – либо стране.
2. Избранный народом глава государства.
3. Один из символов государства.
4. Правитель, захвативший всю власть в стране в свои руки.
5. Государство, в котором власть передается в результате народных выборов. 6. Собрание избранных народом депутатов, которые могут принимать законы.
7. Один из символов государства.
8. Форма правления в недемократической республике.
9. Человек, который связан с каким-то определенным государством.
10. Государство, в котором главой является король, царь или император и власть передается по наследству.
11. Способ управления государством, при котором власть принадлежит народу.

7. Домашнее задание

8. Выставление оценок