Тема: Короли, президенты и граждане.
Цели:
- Осмысление того, что единое человечество складывается из общностей граждан разных государств;
- Знакомство с основными политическими правами человека;
- Знакомство с различиями между государствами, которое достигается при знакомстве с первичными представлениями о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое государство и недемократическое государство и существующих в них органах власти – парламент, президент, король, диктатор.
Оборудование: слайды с изображением королевы Великобритании, портреты Медведева Д. А., Путина В. В., Горбачева М. С. и обычных людей, контурная карта, кроссворд, учебник истории.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
– Что мы называем эпохой Новейшего времени?
– Какие испытания выпали на долю человечества в
Новейшее время?
– Найдите и прочитайте цитату из Декларации об
образовании ООН, где говорится о том, какое
отношение к войне проявилось в Новейшее время?
2. Изучение нового
– Сегодня в заставке нашего урока изображены
фотографии. Что между ними общего? (Люди)
– А как называем всех людей, живущих на Земле? (Человечество)
– Давайте посмотрим и разберемся, кто изображен
на следующих фотографиях? (Показ слайдов)
Подведем итоги:
– На данных фотографиях изображены королева
одного государства, президенты другого
государства и граждане третьего.
– Значит, что общего в этих фотографиях? (На
всех фотографиях люди, которые составляют единое
человечество)
– Чем они отличаются? (Они представляют разные
государства)
– Как вы думаете, какая будет тема урока?
– Прочитайте название новой главы и первый урок
этой главы.
– А какие государства вы знаете?
3. Работа по учебнику
Чтение начала статьи на странице 87.
4. Работа по карте
– Посмотрите на карту и найдите самые крупные государства. Найдите эти государства на контурной карте, подпишите их и нарисуйте флаги этих государств.
5. Работа по учебнику
– Но государства отличаются друг от друга не
только размерами и флагами, но и формой
правления.
– Есть две формы правления: МОНАРХИЯ и
РЕСПУБЛИКА. (на доске вывешиваю
карточки с названиями)
Выступления детей:
МОНАРХИЯ – те государства, где главой является король, царь или император, и власть передается по наследству.
– Сейчас в Великобритании, Швеции, Японии, как и в Средние века, монарх – государь является символом государственной власти. Ему оказываются особые почести. Например, гимн Великобритании начинается словами « Боже, храни королеву».
РЕСПУБЛИКА – те государства, где власть передается в результате народных выборов, а главой государства является президент или первый министр.
– В России, Франции, США в законе сказано, что властью в государстве может распоряжаться только народ – все граждане. Главу государства – президента – выбирают на определенный срок граждане страны. В Древнем мире и Средневековье государств было очень мало, а сейчас большинство стран на планете – республики.
Работа с иллюстрацией учебника на стр. 90:
– Определить, на каких иллюстрациях изображены главы республик, а на каких – главы монархий?
– Государства также можно разделить на ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ и НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ. (на доске вывешиваю карточки с названиями)
Выступления детей:
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА – так можно назвать государства, в которых все самые главные решения на самом деле зависят от воли народа. В таких государствах действуют конституция и парламент.
ПАРЛАМЕНТ – собрание избранных народом депутатов, которые могут принимать законы.
НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА – так можно назвать государства, в которых один человек захватывает всю власть в стране в свои руки. Такой правитель сам назначает нужных ему людей на все государственные должности. Такого человека называют диктатором, а его правление – диктатурой. Выборы в такой республике проводятся с нарушением правил, парламент перестает обсуждать законы, людям не позволяют спорить с диктатором, законы не соблюдаются.
– Как вы думаете, это справедливо?
– Поэтому в современном мире считают
общечеловеческим законом право на участие
в управлении государством и свободу слова. (Карточки
на доске)
– Как вы понимаете эти понятия? (В учебнике на
стр. 91 – 92)
– Давайте посмотрим и определим, в каких случаях
на рисунках стр. 92 изображены жители
демократических государств, а в каких – жители
недемократических государств?
– Докажите, что в нашей стране есть признаки
демократического государства. (Конституция,
Государственная дума (парламент), права и свободы
человека).
6. Итог урока
– Кто может руководить государством?
– Чем монархическое государство отличается от
республики?
– Чем демократические государства отличаются от
диктатур (недемократических государств)?
– Решить кроссворд (у каждого ученика – Приложение)
1. Механизм управления обществом в какой – либо
стране.
2. Избранный народом глава государства.
3. Один из символов государства.
4. Правитель, захвативший всю власть в стране в
свои руки.
5. Государство, в котором власть передается в
результате народных выборов. 6. Собрание
избранных народом депутатов, которые могут
принимать законы.
7. Один из символов государства.
8. Форма правления в недемократической
республике.
9. Человек, который связан с каким-то определенным
государством.
10. Государство, в котором главой является король,
царь или император и власть передается по
наследству.
11. Способ управления государством, при котором
власть принадлежит народу.
7. Домашнее задание
8. Выставление оценок