Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Литературное творчество проявляется не только в сочинении стихов, оно гораздо разнообразнее. Побуждать к нему - значит обращать внимание детей на внутренний, духовный мир.
Развивать способность к самостоятельной творческой активности можно на литературном кружке, занятиях по внеклассному чтению. Представление о литературе формируется на встречах с местными поэтами, а затем расширяется в процессе поиска материалов о творчестве поэтов, систематизации найденных источников, их изучение.
Знакомство с литературным творчеством поэтов и писателей может стать толчком творческой энергии юного читателя.
Доброй традицией литературных встреч стало то, что гости дарят нам свои книги и книги коллег с автографами. В результате воспитанники детского дома обрели памятные подарки: от музея Анны Ахматовой книгу Попова Н.И., Рубенчик О.Е. "Ахматова и фонтанный дом", от дочери В. Бианки, В. Новикова, В. Золотухина серию детских книг, от В. Десятирика серию миниатюрных книг. На таких встречах воспитанники расширяют свой кругозор о людях интересных профессий. Дети задают много вопросов о творчестве авторов, и появляется живой интерес к книге.
Благодаря тесному сотрудничеству с местной газетой "Знамя труда" многие наши воспитанники имеют свои публикации. Эти детские произведения помогают не только юным авторам, но и многим взрослым - не дают отвердеть душой, заставляют верить в светлое будущее, которое строят наши воспитанники в своих фантазиях. Стихи собственного сочинения дети читают на конкурсах в детском доме. Содержание их разнообразно: дети мечтают о будущем, пишут о любви, высказывают чувства благодарности людям, которые их воспитали. В их поэзии переплетается выдумка и реальность. Все, связанное с родным краем, вызывает у ребят переживания. С большой любовью и гордостью пишут они о своей малой родине. На занятиях в "мастерской творчества" воспитанники в стихотворной форме пишут сценарии к различным праздникам.
Юные поэтессы недавно представили на суд читателей сборник стихов "Пишу для Вас и для души:".
Поэзия способна исцелять словом, врачевать детские души. Как это необходимо воспитанникам детского дома. Литература и поэзия воздействует на душу и чувства. Наши дети с огромным удовольствием участвуют в викторине "Литературная аптека". Здесь они находят различные рецепты, которые помогали литературным героям справляться с недугами и на примере героев дети находят душевное успокоение. Стараемся развивать в своих читателях тягу к работе мысли, побуждать воображение, дать стимул к формированию и высказыванию собственных суждений о жизни, о литературе. Проявление творческого воображения стимулирую в творческих темах сочинений, как например "Я хочу вам рассказать:", "Вместе с книгой я расту". Такие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, умение размышлять над известными фактами. Воспитанники детских домов рассказывают о своих мечтах, рассуждают о выборе профессии.
Особое значение придаю эмоциональным темам сочинений, так как мало задействовать на интеллектуальную сферу, должны быть затронуты чувства ребёнка. Предлагаю такие темы "Природа и вдохновение", "Душевное здоровье и поэзия".
С младшими школьниками мы увлеченно играем в слова, понятия, составляем смысловые цепочки, сочиняем стихи - буриме, где дети находят удобное сочетание звуков. Дети с большим удовольствием фантазируют над продолжением произведений. Многие дети сочиняют добрые, веселые сказки. Эти сказки собственного сочинения вселяют в детские души веру, надежду в светлое будущее.
Всё то, что мы называем "воспитанием гражданственности", "формированием высокой морали", "выработкой широких эстетических вкусов" всё буквально включает литературное творчество. Ведь слово - поэтическое, художественное мощно воздействует на умы и сердца людей. Тем самым литературное творчество участвует в воспитании - общественном, интеллектуальном, эмоциональном, здоровьесберегающем.
Список литературы:
- Воспитание творческого читателя. - М.: Просвещение, 1981. - 212с.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.: Просвещение, 1996. - 157с.
- Литовченко Э. Души детские согреем // Библиотека. - 2000. - № 6. - с. 43-44.
- Родари Д. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс, 1978. - 207с.
- Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 128 с.
- Темнова В.Ю. Радость детей. Читательские впечатления в детском рисунке // детская библиотека: традиции, духовность, возрождение. - СПб.: ОДБ, 1998. - с. 44 - 48.