Цель:
1) познакомить обучающихся с придаточными обстоятельственными, их видами;
2) формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи.
3) развивать культуру речи, интерес к предмету.
План
1. Оргмомент.
Домашнее задание: п.24,25;
- 1 группа – упр. 124 (1-3), 126 (3,4);
- 2 группа – выписать из худ.текста по 2 спп с придаточными места, времени.
Посмотрите на тему урока, сформулируйте его цель.
2. Проверка знаний учащихся.
3.1.“Верное - неверное утверждение”.
1) Спп – это такое сложное предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной.
2) Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов: как, который, если, а, но, что.
3) Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов и союзных слов: с которым, когда, чей, что, чего, хотя, если, потому что, пока, как будто.
4) придаточное определительное относится к существительному в главном предложении и отвечает на вопрос какой?
5) Придаточное изъяснительное относится к глаголу в главном предложении, отвечает на вопросы косвенных падежей.
6) В предложении В течение декады стояли заморозки в существительном течении окончание –и.
7) В предложении В продолжение недели все гадали, что будет в продолжении сериала в первом случае: производный предлог, на конце –е; во втором случае: существительное с окончанием –и.
3.2. Словарный диктант (проверка в парах).
3.3. Проверяем синтаксический разбор предложений, выполненный двумя учащимися перед уроком.
а) Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.4
б) Софья, характеризуя Чацкого, говорит, что “он в друзьях особенно счастлив”.4
3.4. Кодированный диктант.
Определить вид придаточного предложения, записать: определительное – о, изъяснительное – и, простое – п.
а) Нет той книги, из которой человек не мог бы не научиться чему-нибудь хорошему.
б) Учение мое состоит единственно в том, чтобы иметь чистое сердце и любить своего ближнего как самого себя.
в) Один из современников Кипренского говорил, что, оставаясь наедине с его портретом, он слышит голоса людей.
г) Сказки Пушкина, услышанные в детстве, мы помним всю свою жизнь.
д) Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом сюртуке…
Ключ: о, и, и, п, о.
4. Объяснение нового материала.
Учитель: сегодня мы будем говорить о придаточных обстоятельственных. Вначале вспомним, что мы знаем о второстепенном члене предложения – обстоятельстве (от чего зависит в предложении, на какие вопросы отвечает, на какие смысловые группы делится). Придаточные обстоятельственные отвечают на такие же вопросы, имеют такие же виды.
Страница 79 в учебнике – кластер “Виды придаточных обстоятельственных, союзы и союзные слова”.
Упражнение для наблюдений в учебнике.
Начертим общие схемы придаточных места и времени.
5. Закрепление материала.
5.1.Устно разобрать, проанализировать предложения, написанные на доске (можно использовать интерактивную доску, распечатать на бумаге):
а) Там, под этими склонами, мы рассчитывали разбить ночной лагерь.
б)Там, где раскинулись обширные полузасушливые земли, люди бережно относятся к воде.
в) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.
г) Когда упала вечерняя роса, дышать стало легче..
д) Я не знаю, когда это будет.
е) Я думал, что он ищет фазана, куропатку или зайца.
5.2. Записать, разобрать предложения:
1) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы…
2) Где бы ни был наш герой, его всюду узнавали.
3) Счастье зачастую оказывается там, где его ждешь.
4) Неповторимы запахи свежевспаханного поля, когда солнце прогревает влажную землю.
5) Не узнаешь прелести ходьбы по лесным тропам, пока досыта не налетаешься на звенящих ТУ.
6. Итог.
“Верное – неверное утверждение”
м | + | И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой. |
м | + | Парусное судно было далеко от берега и шло еще дальше, туда, где море и небо сливались в синюю бесконечность. |
м | - | Не знаю, где он нашел этот гриб. |
м | + | Я смотрел туда, где толпились люди. |
вр. | + | Пока живы люди, они будут слышать звук этого колокола. |
вр. | + | Когда ремесленники Киевской Руси изготавливали шахматы в соответствии с русскими названиями, то изображали ладью с воинами на борту. |
Вывод по уроку. Выставление оценок.