Урок изобразительного искусства по теме "Травы как люди"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель: Создание условий для осознания выразительных свойств линий через ведущие модальности.

Задачи:

  • Формировать умение графически изображать характер линии, ее настроение.
  • Развитие познавательных процессов младших школьников через ведущие каналы восприятия.
  • Воспитание таких качеств личности как доброта, отзывчивость, чуткость.

Оборудование для детей: альбомный лист, акварельные краски, кисти, тушь, палочка, сухие веточки.

Оборудование для учителя: альбомный лист, акварельные краски, кисти, тушь, палочка, сухие веточки, репродукции, рисунки.

Музыкальное сопровождение:

  1. В. А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 1.
  2. Э. Григ. В пещере горного короля.
  3. И. Штраус-мл. На прекрасном голубом Дунае.
  4. М. Мусоргский. Картинки с выставки. Баба Яга.
  5. Бетховен. К Элизе.
  6. П.И. Чайковский. Адажио из балета “Щелкунчик”.
  7. И.С. Бах. Ария из оркестровой сюиты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовительная работа.

У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?

3. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами постараемся увидеть, услышать и почувствовать красоту природы, ее краски и звуки. А все свои впечатления вы изобразите у себя на бумаге.

Щедра земля, подарившая нам красоту, и как совершенна в своем великолепии волшебница-природа, создавшая такое чудо. Чудо многообразия красок. У каждой краски свое лицо, свое настроение, свой характер. Вот поэтому все времена года природа рисует по-разному.

Дома вам нужно было подобрать стихотворения о разных временах года.

Итак, зима.

Дети.

Зима пришла… За окнами,
Где черных елок ряд,
Пушистые и легкие
Снежиночки летят.
Летят, порхают, кружатся,
Пушистые летят,
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.

Учитель. А какими красками природа рисует зиму?

Дети. Зима у нас цвета хрусталя звонкая, холодная, морозная с переливающимся блестящим снегом, с серебристо-голубыми узорами.

Учитель. А сейчас как воспевают поэты весну.

Дети.

А. К. Толстой

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз неторопливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет…

Учитель. Назовите краски весны.

Дети. Весну природа рисует более теплыми красками, появляются первые прозрачно-зеленые листочки, первые нежные робкие цветы.

Учитель. Как меняются краски летом?

Дети.

Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела;
Повернется к солнцу боком
Вся нальется алым соком.
В поле красная гвоздика,
Красный клевер… Погляди-ка;
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом…
Видно люди не напрасно
Называют лето красным!

В картину лета природа вливает более яркие краски: деревья становятся густо-зелеными, будто цветут цветы, показывая нам многообразие цветов: бордово-красных, алых, оранжевых, теплых, перламутровых, фиолетовых, ярко-голубых, и очень много оттенков зеленого.

Учитель. Теперь послушаем настроение осени.

Дети.

Осень (отрывок) А. С. Пушкин

… Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В богрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы.
И отдаленные седой зимы угрозы…

Осенью природа одевает последний прозрачный наряд из яркого многоцветия красок. В поразительной синеве небес утопает золотой багрянец листвы.

Учитель. Знаете, оказывается, красками можно изобразить свое настроение. Человек расстроен, у него плохое настроение. Какие краски подойдут?

Дети. Темные, холодные, серые.

Учитель. Человек веселый, жизнерадостный, настроение отличное. Как это отразится на красках?

Дети. Яркие, светлые, нежные, теплые.

Учитель. Настроение можно показать на листе бумаги акварелью. Сначала я смачиваю лист водой, чтобы краски хорошо вливались друг в друга. Посмотрите, как я буду тонировать лист. У меня сегодня хорошее настроение, какие мне лучше взять краски? <Рисунок 1>

Дети. Светлые, яркие, теплые.

4. Практическая работа.

  1. откройте альбом,
  2. смочите краски водой,
  3. смочите лист водой,
  4. начните вливать краски друг в друга, подбирайте их по настроению.

Отложите работы на край парты.

5. Подготовка к графической работе.

Учитель. Хорошо художнику-живописцу. Он властелин огромного цветового богатства, другое дело – художник-график, он рисует только линиями и пятнами. Но ему тоже удается передать настроение, характер. Посмотрите на эти рисунки. Похожи ли веточки друг на друга?

Дети.

Учитель. У каждой веточки свое настроение, свой характер. Посмотрите на первую веточку. Какой у нее характер? <Рисунок 2>

Дети. Ветка как острие ножа. Никого не подпустит.

Учитель. Бывают ли такие люди, которые по характеру похожи на эту веточку? Какие они?

Дети. Злые, задиристые, драчуны.

Учитель. А какой характер у этой веточки? <Рисунок 3>

Дети. Сила, мудрость, старость, ветка старого дуба, сколько сильных ветров перенесла, потому и корявая.

Учитель. На кого она похожа?

Дети. На мудрого, старого, доброго дедушку.

Учитель. У этой веточки какой характер? <Рисунок 4 >

Дети. Тянется к солнцу, юность, веселье, радость. Веточка похожа на молодого, энергичного человека.

Учитель. И последняя веточка. Ее характер. <Рисунок 5>

Дети. Нежная, грустная, печальная. Как молодая девушка.

Учитель. И эти настроения удалось передать при помощи линий. Толстые, четкие яркие линии передадут силу, мудрость, стойкость, мужество, а тонкие линии – хрупкость, нежность, юность, беззащитность.

А вот изображение двух сказочных персонажей. Охарактеризуйте их, зная секрет художника-живописца и художника-графика. <Рисунок 6>

Дети.

Учитель. Настроение и характер можно изобразить при помощи слов, красок, линий. А как еще?

Дети. При помощи музыки.

Учитель. Я буду включать музыкальные отрывки, а ваша задача – услышать настроение и характер музыки.

Звучит музыка.

Учитель. Что вы увидели, услышали и почувствовали, когда слышали звуки?

6. Практическая работа.

Учитель. Теперь рассмотрите травинку на парте. Все они неповторимы, у каждой свое настроение, свой характер.

Чтобы нарисовать линии разной толщины, мы будем пользоваться палочкой, которая заточена в виде лопаточки. Для того, чтобы нарисовать толстую линию, нужно вести палочку по всей ее ширине, а более тонкую – ребром палочки.

Чтобы травинка красиво уместилась на вашем листе, чтобы ей не было тесно или слишком свободно, отступите небольшое расстояние внизу и вверху.

Рассмотрите свою веточку очень внимательно, прикоснитесь к ней, расположите перед собой. Подумайте, какими линиями вы рисуете ее, какой у нее характер, настроение. Приступим к работе:

  1. положите лист перед собой
  2. обмакните палочку в тушь
  3. посмотрите, какое место она займет на листе
  4. начните рисовать с главной, толстой центральной линии.

Звучит музыка. Дети рисуют.

7. Анализ работ.

8. Подведение итогов.