Цель: Научить ребенка понимать и анализировать собственные эмоции. Развивать умение видеть и понимать эмоции и чувства других людей и корректировать своё поведение согласно им.
Оборудование: видеозапись мультфильма «Крошка Енот», видеомагнитофон, телевизор, иллюстрации к мультфильму «Крошка Енот», 9 карточек со словами, три коробочки, карточки со словами Я.Райниса для каждого ребёнка.
Ход занятия
I. Организационный момент. Разминка.
(Дети рассаживаются в круг.)
Упражнение «Комплимент».
Правила:
- Обращаться к собеседнику по имени.
- Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
- Для чего мы начали наше занятие с упражнения «Комплимент»?
- Что вы чувствуете, когда у вас хорошее настроение?
- На что похоже ваше хорошее настроение?
- А что же такое настроение?
- В словаре настроение толкуется как внутреннее эмоциональное состояние.
II. Работа по теме занятия.
1. Наше эмоциональное состояние выражается не только в виде настроения, но и в виде чувств.
- Какие чувства вы знаете? (Дети перечисляют.)
На карточках, которые лежат перевернутыми, написаны различные чувства.
радость |
гнев |
чувство вины |
удивление |
страх |
интерес |
отвращение |
стыд |
зависть |
- Возьмите каждый по одной карточке, не показывайте друг другу и подумайте, как это чувство можно изобразить без помощи речи так, чтобы мы его отгадали.
- Когда мы испытываем это чувство?
2. - Что нам помогало изображать то или иное чувство? (мимика и жесты)
3. Демонстрация мультипликационного фильма «Крошка Енот».
(Фильм демонстрируется без звука.)
Задание перед просмотром: Постарайтесь определить чувства, которые при помощи жестов и мимики изобразили герои мультфильма.
- Какие чувства вы смогли увидеть на экране?
- Чему научил нас этот мультфильм?
Демонстрируются иллюстрации из мультфильма, помогающие вспомнить их.
4. Некоторые чувства человеку помогают, а некоторые – мешают.
Помогают – положительные.
Мешают – отрицательные.
- Я приготовила три коробочки. На одной из них стоит знак +, на другой стоит –, а на третьей - ?.
- Третья коробочка нам может и не пригодиться, пусть постоит на всякий случай.
- Давайте подумаем и разложим ваши карточки с чувствами по коробочкам. Положительные - в коробочку со знаком +, отрицательные – с-, а те которые могут и помогать, и мешать – их в третью коробочку с ?.
(Выясняется, что больше всего карточек в третьей коробочке с ?)
- Почему так?
- Что помогло Крошке Еноту подружиться с тем, кто живет в пруду?
III. Итог.
Латышский поэт Янис Райнис посоветовал всем вот что:
Улыбнись над своими горестями – горечь их исчезает.
Улыбнись над своим противником – исчезает его озлобление.
Улыбнись и над своим озлоблением – не станет и его.
- Я вам эти слова подарю на карточках. Пусть это будет в качестве шпаргалки: как надо поступать, если вы не будете знать, что делать в той или иной ситуации.