Цель урока:
- повторение изученного материала по теме «Служебные части речи»
- активизация познавательной деятельности учащихся.
Оборудование:
- 3 стула с красочными табличками «Умники и умницы»;
- 3 дорожки: красная (2 «этапа»), желтая (3 «этапа»), зеленая (4 «этапа») - квадраты («этапы») из цветного картона склеены между собой скотчем (можно расчертить цветными мелками линии на полу, обозначающие «этапы» каждой дорожки);
- кроссворд;
- жетоны;
- ордена.
Условия игры:
Игра проводится в 4 тура: победители первых трех туров проходят в финальный тур, где определяется победитель игры. Перед началом игры проводится отборочный тур. Учащиеся в отборочном туре отгадывают кроссворд (приложение №1), получая за каждый правильный ответ жетон. Учащиеся, набравшие большее количество жетонов, выходят в I тур. Участники последующих туров также определяются по количеству полученных жетонов.
Красная дорожка самая короткая – 2 этапа, но чтобы пройти по ней, надо дать два правильных ответа. Желтая дорожка длиннее – 3 этапа. Здесь игрок имеет право на одну ошибку. Зеленая дорожка самая длинная, состоит из 4 этапов, на ней допустимы две ошибки. Но, если участники, идущие по другим дорожкам, достигнут финальной черты, участник покидает площадку.
Выбрать дорожку имеет право участник, имеющий наибольшее количество баллов.
Вопросы, на которые не ответили участники игры, предлагаются теоретикам (учащимся). За правильный ответ выдается жетон.
Ход игры
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Служебные части речи». Он будет проходить в форме игры «Умники и умницы». Все вы, учащиеся, будете теоретиками. Оценивать ваши ответы будут члены уважаемого ареопага. (В роли членов жюри могут выступать родители, учителя, учащиеся старших классов). Они определят, кто является лучшим знатоком русского языка.
Отборочный тур - вопросы кроссворда
- Служебная часть речи.
- Союз, который связывает части сложноподчиненного предложения.
- Разряд союза если.
- Синтаксические единицы, которые связываются при помощи союза.
- Разряд союза чтобы.
- Разделительный союз.
- Разряд союза как…, так и …
- Разряд союза зато.
- Союз, который связывает части сложносочиненного предложения.
- Служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение.
- Глагольный признак, для выражения которого используется частица.
- Наклонение глагола, которое образуется при помощи частицы бы.
- Наклонение глагола, которое образуется при помощи частиц да, пусть, пускай.
- К какому разряду относятся частицы не и ни?
- Служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании.
- Часть речи, из которой образовались предлоги вдоль, около, вокруг, поперек.
- Часть речи, из которой образовались предлоги несмотря на, благодаря.
- Предлоги, образованные путем перехода из других частей речи.
- Служебные части речи – изменяемые части речи или неизменяемые?
- Предлог, союз, состоящие из нескольких слов.
- Слово, которое может употребляться как союз и как частица?
- Что выражает частицы ни, если стоит после слов что…, куда…, что….?
- Разряд союзов потому что, оттого что, так как.
- Целевой союз.
- Отношения, выражаемые предлогами в словосочетаниях: приедут в среду, говорил в течение часа.
- Соединительный союз.
- Частицы, которые служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.
- Разряд союзов как, точно, словно.
- К какому разряду относится союз хотя.
- Временной союз.
- Разряд союзов что, чтобы, как.
I тур по теме «Предлоги».
Зеленая дорожка.
- Какие части речи относятся к служебным?
- Какие производные предлоги пишутся слитно?
- На слайде 2 найти словосочетания с предлогами, объяснить правописание предлогов.
Выполнять (в)течени… года
Увидеть (в)продожени… фильма
Договориться (на)счет встречи - Какие предлоги пишутся через дефис?
Желтая дорожка
- Что обозначают служебные части речи?
- Какие производные предлоги пишутся слитно?
- На слайде 3 найти словосочетания с предлогами, объяснить правописание предлогов.
Сделать (в)продолжени… месяца
Задержаться (в)следстви… дождя
Отменит (в)виду плохой погоды
Красная дорожка
- Какими членами предложения являются служебные части речи?
- Как отличить предлоги в течение, в продолжение, вследствие от омонимичных существительных с предлогами?
II тур по теме «Союзы».
Зеленая дорожка.
- Какую функцию выполняют союзы в сложносочиненном предложении?
- Рассказать о правописании союза чтобы.
- Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
- Какие союзы употребляются и в сложном, и в простом предложениях?
Желтая дорожка
- Какую функцию выполняют союзы в сложноподчиненном предложении?
- Рассказать о правописании союзов тоже, также.
- Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?
Красная дорожка
- Как определить сочинительные и подчинительные союзы?
- Определить, как пишутся слова то(же), так(же), что(бы) в следующих примерах. (слайд 4)
А) Тучи ползли так(же) медленно, как и раньше.
Б) Корчагин заворачивает коня, что(бы) узнать причину остановки.
В) Он то(же) привык все делать аккуратно.
III тур по теме «Частицы».
Зеленая дорожка.
- На какие разряды делятся частицы?
- Определить частицы не и ни: (слайд 5)
Кто (н…) слушал пение, каждый восхищался.
Хорь (н…) раз заговаривал со мною.
(Н…) будем отклоняться от темы урока. - Рассказать о правописании частиц.
- Исправить ошибки в написании частиц: (слайд 7)
Вряд ли я успею.
Решика пример.
Сыграл – бы в футбол.
По небу плыли все те же тучи.
Задачу то решил.
Желтая дорожка
- Назови формообразующие и отрицательные частицы.
- Определить частицы не и ни: (слайд 6)
Где он только (н…) побывал!
Куда (н…) оглянусь, повсюду рожь густая.
Куй железо, пока (н…) остыло. - Привести не менее трех фразеологизмов, где употребляются частицы ни и не.
Красная дорожка
- На какие группы делятся смысловые частицы?
- Непременно запишите всех, кто ни явится на кружок.
Непременно запишите всех, кто не явится на кружок.
Определите, кого должен записать ученик, получивший это задание?
IV тур – финальный.
Вы - служебные части речи. Расскажите о себе, чтобы вас узнали. Участникам предлагается три карточки с названиями служебных частей речи: предлог, сою, частица.
Зеленая дорожка.
- Рассказать о выбранной вами служебной части речи.
- Найти в предложениях выбранную вами служебную часть речи.
- Исправить ошибки в следующих предложениях: (слайд 12)
В нашем лесу благодаря обильных дождей появилось много грибов.
Согласно указания директора на участке посажены деревья.
Вопреки предсказания синоптиков погода была хорошая. - Составить по предложению с отрицательной, формообразующей, смысловой частицами.
Желтая дорожка
- Рассказать о выбранной вами служебной части речи.
- Найти в предложениях выбранную вами служебную часть речи.
- Исправить ошибки в следующих предложениях: (слайд 13)
По окончанию института в нашу школу прибыло несколько учителей.
Из горизонта появилась черная туча.
Скрозь толпу пробирался старичок.
Красная дорожка
- Рассказать о выбранной вами служебной части речи.
- Найти в предложениях выбранную служебную часть речи.
Задания для второго этапа – найти в предложениях выбранную служебную часть речи.
Предлог. (слайд 9)
В часы прилива океан гонит на сушу волну за волной. Волны ходят вследствие ветерка. Возле берега бег волн замедляется благодаря трению.
Союз. (слайд 10)
Грачи вернулись с юга и начали вить гнезда. Скворцы да жаворонки тоже прилетели. Поэтому ребята стали делать домики для птиц.
Частица. (слайд 11)
- Что бы ни увидел теперь Петя, ничто бы не удивило его.
- Пусть всегда будет солнце!
- Неужели никто не поможет ему?
- Что за чудо!
- Именно он допустил ошибку.
Жюри подводит итоги, определяет победителей игры «Умники и умницы», вручает ордена «Умник», «Умница».
Приложение 2. Презентация