Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с кастовым делением в Индии.
- Привлечь внимание учащихся к основателю древнейшей мировой религии – Будде.
- Формировать навыки беглого чтения, умения работать с линией времени, с картой.
- Развивать речь, внимание, интеллект.
- Воспитывать интерес к предмету, уважение к одноклассникам и к учителю.
Оборудование: карта «Древняя Индия», магнитики и картинки с животными, разноцветные листочки с описанием каст, листочки с особенностями жизни всех изученных стран, «черный ящик» с метелкой или кисточкой, рисунки: бог Брахма, брахман, воин, земледелец, слуга или презентация урока.
Ход урока
Ход урока |
Примечание |
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания А) работа у доски по линии времени. Задача: «Известно, древние города Индии достигли расцвета примерно лет за 500 до правления вавилонского царя Хаммурапи. К какому времени относится расцвет индийских городов?» Вычисления производите на доске столбиком. Если не помнишь даты, посмотри на форзаце учебника. Подготовить полный ответ на вопрос. Б) Из данных животных выбрать тех, которые обитают в Индии, при помощи магнитиков прикрепить их на карту. Вспомните, какие из животных почитались древними индийцами. В) Покажите на карте территорию Индии. Расскажите о географическом положении и климатических особенностях страны. Г) Вопрос - загадка. В черном ящике находится предмет, без которого ни один житель Индии не выходил из дома. Что это за предмет? С чем он связан? 3. Изучение нового материала. А) Работа с учебником. Читаем первый пункт в параграфе. - Какое новое слово встретилось? (Касты) - Что оно обозначает? (читаем определение на странице учебника) - На сколько каст делилось индийское общество? |
У доски одновременно работают три ученика, у каждого индивидуальное задание. |
Учит. В Индии неравенство людей объясняли волей бога Брахмы. Он считался верховным богом и покорителем вселенной. Индийцы верили, что у него 4 лица, 4 тела, 8 рук, в которых он держит жемчужное ожерелье, цветок лотоса, сосуд с водой из священной реки Ганг и другие предметы. Брахма могуч и непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы, а передвигается на лебеде. |
Кадр 1 |
- Как называлась первая каста? Учит. Брахманы созданы из уст Брахмы и могут говорить от имени богов. Только они знали, как правильно произносить молитвы и задабривать богов. Убийство брахмана считалось самым большим грехом. Его даже называли «тот, кого нельзя убить. |
Кадр 2 |
(Аналогично учитель знакомить учащихся с остальными кастами и кратко характеризует их). В касту воинов входили цари, военачальники, воины, сражавшиеся на колесницах и в конном строю. Им доставалась большая часть военной добычи. В мирное время они пировали, охотились, состязались в стрельбе из лука. Земледельцы были созданы из бедер Брахмы. Они обрабатывали землю и выхаживали скот, платили налоги, которые шли в государственную казну. Каста слуг была создана из запыленных ступней Брахмы. Их удел – быть слугами, питаться остатками со стола своего хозяина, носить его изношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Им запрещалось участвовать в жертвоприношении богам. У них было мало прав. 4. Закрепление изученного материала с дополнением нового. Игра «Живые картинки» Ребята выбирают карточку определенного цвета. Цвета карточек соответствуют цвету одежд, которые носили представители каждой касты. На карточке дано описание каждой касты. Ученик, познакомившись с описанием, должен отгадать, к какой касте он относится и занять свое место : брахманы – стоят на стуле, воины стоят по краям около стульев, земледельцы сидят у ног брахманов на стульях, слуги – сидят на полу. Несколько ребят не войдут ни в одну касту. После того, как ребята заняли свои места, предложить им проверить себя: у каждой касты листочки одинакового цвета. Но у нас осталось несколько ребят, которые не смогли определить своего места. Почему? (Предложить одному из этих учеников прочитать, что написано у него на листочке.) «Нам приходится хуже всего. Нам не разрешают даже жить в деревне. С нами никто не садится за один стол. А питаемся – отбросами. Мы носим особую одежду, чтобы никто не подошел и случайно к нам не прикоснулся. Мы выполняем самую грязную работу в деревне и в это время нет никого на улице.» Учит. Это группа неприкасаемых Почему они не встали вместе со всеми? (Это не каста, а социальная группа.) Садитесь все на места и запишите название каст и группы населения в тетрадь, только отступите одну строчку для темы урока. Мы ее запишем в конце урока, а сформулируете вы ее сами. 5. Знакомство с Буддой и буддизмом. - Как сами индийцы относились к кастовому делению? (Читаем вслух пункт 6 в учебнике). - Кто такой Будда) (Сообщение ученика о Будде.) Запишите в тетрадь «Будда – основатель мировой религии буддизма». |
Кадры 3, 4, 5 |
6. Домашнее задание предлагается на выбор: разгадать кроссворд или решить тест по теме «Древняя Индия». 7. Итог урока. - Как будет звучать тема нашего урока? 8. Закрепление. Игра «Полет на воздушном шаре». Выбираю 4 участника. Они встают на стульчики. Это воздушный шар. Полетели. Но вот беда: шар стал падать. Необходимо сбросить лишний груз, чтобы шар снова поднялся. А не нужно то, что не относится к Индии. Учитель выдает листочки, где написаны утверждения относящиеся ко всем изученным уже странам. Например: протекает река Нил, корова – священное животное и т.д. Пока эта группа ребят будет выполнять свое задание, в классе проводится игра «Зоопарк». Ребята должны говорить утверждения, которые связаны с Индией. Учитель за правильный ответ выдает картинку с животным, обитающим в Индии. Подводим итоги игр. |
Приложение |
Приложение вы можете получить у автора статьи.