«Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире.
Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитывать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск» [7]
Всё вышеупомянутое легло в основу создания научного общества в начальных классах МОУ «Абазинская средняя школа№49». Своё научное общество мы так и назвали: «Поиск» (Познание, Открытие, Исследование, Совершенствование, Креатив). Эта модель - одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно-исследовательской деятельности школьников.
Целью научного общества учащихся является создание в начальной школе образовательной и воспитательной среды, способствующей развитию самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей школьников. [2]
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать - важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условие для исследовательского обучения. Это особенно характерно для одарённых детей. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. [1]
Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Как известно возраст 6-12 лет - очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.
Научное общество учащихся начальных классов – добровольное творческое объединение школьников, совершенствующих свои знания в определённой области науки, искусства, техники, развивающих свой интеллект, приобретающих умения и навыки научно – исследовательской деятельности под руководством педагогов.
Работой научного общества руководит педагог, рекомендованный МО учителей начальных классов.
Членами НОУ могут быть учащиеся 1-4 классов на основании желания участвовать в научно-исследовательской работе и результатов диагностических исследований, рекомендаций педагогов.
Работа научного общества была начата с создания инициативной творческой группы учителей, которые желали заниматься с учащимися своего класса проектно-исследовательской деятельностью.
Был проведён обучающий семинар для учителей начальных классов по теме: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся».
Перед педагогами были поставлены задачи: воспитывать интерес учащихся к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин; развивать у учащихся навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний.
Следующим шагом стала диагностика участников НОУ, которую педагоги проводили совместно с психологом.
Дальнейшее сотрудничество учеников и педагогов предполагает различные формы работы:
- Индивидуальная и групповая работа учащихся над проектами под руководством педагогов;
- Массовая работа НОУ «ПОИСК»:
- заседания;
- творческие мастерские;
- научно-практические конференции;
- предметные школьные и муниципальные олимпиады по русскому языку и математике;
- международный математический конкурс «Кенгуру»
- конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»
- молодёжный математический чемпионат;
- молодёжный филологический чемпионат;
- молодёжный чемпионат по английскому языку;
- молодёжный чемпионат «Старт»;
- муниципальный конкурс чтецов;
- муниципальный конкурс «Умники и умницы»;
- предметные недели.
Заседания НОУ «ПОИСК» проводятся 1 раз в четверть, где ребята в доступной форме знакомятся с постановкой цели и задач исследования, с различными методами исследования, учатся оформлять свои работы.
Заключительным этапом является проведение школьной ученической конференции. Защита - венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. [5]
Ученическая конференция «Первые шаги в исследовательскую деятельность» проводится 1 раз в год. По её итогам победители направляются для участия в городской научно-практической конференции.
В 2008 году в городской научно-практической конференции участвовало 7 учащихся нашей начальной школы, предоставив 5 проектов на суд строгого жюри. Свои исследования ребята защитили достойно: из 5 – 3 проекта заняли призовые места.
I место – Пеньдяк Карина «Особенности профессии стоматолог»;
II место – Шатова Алена, Пакина Соня, Кротова Валя «Создание классной газеты»;
III место – Пастухов Данил «Исследование слова «земля».
В 2009 году – снова из 5 участников нашей начальной школы – 3 заняли призовые места.
I место – Авраменко Даша «Путешествие в страну кукол»;
II место – Андрианов Иван «Односложные слова со стечением согласных»;
III место – Токмашова Даша «Какие бывают дожди».
План работы научного общества учащихся начальных классов «ПОИСК»
Месяц |
Содержание работы |
Ответственный |
сентябрь |
Проведение диагностики участников НОУ. |
Учителя. психолог |
октябрь |
Проведение заседания НОУ Тема: «С чего начать свою исследовательскую работу?» |
Руководитель НОУ |
ноябрь |
|
Научные руководители. |
декабрь |
|
Руководитель НОУ, учителя. |
январь |
|
Руководитель НОУ, учителя. |
февраль |
|
Руководитель НОУ, учителя. |
март |
|
Руководитель НОУ. |
апрель |
Участие в городской научно-практической конференции. |
учителя |
май |
|
Руководитель НОУ. |
Нужно так же отметить, что ученики начальных классов нашей школы делятся своим опытом и на федеральном уровне, третий год участвуя в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Педагоги уверены, что развивая исследовательское мышление младших школьников, они учат их сомневаться, искать, сравнивать, активно развивать свой творческий и интеллектуальный потенциал, что, без всякого сомнения, очень пригодится ребятам в последующем обучении в средних и старших классах. [6]
Список литературы:
- Балакшина Л. Г. Исследовательская деятельность младших школьников.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008.
- Вдовина Е. А. Проект «Первые шаги в науку».- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008.
- Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.//Нач. школа плюс До и После.-2007.-№9
- Зубова О. А Исследовательская работа в начальной школе.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008.
- Пермякова В. С. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008.
- Саломатова О. С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.-Абакан,2006.
- Яннова И. Г. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008.