В настоящее время, в связи с изменениями в законе об образовании становиться актуальным разработка учебных программ по учебным предметам. В сентябре 2008 мы разработали и начали апробацию рабочей программы интегрированного курса "Технология 10-11".
Программа составлена на основе примерной программы по технологии 10-11 классов общеобразовательных учреждений и в соответствие с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.
Программа учитывает опыт трудовой и технологической деятельности, полученный учащимися при обучении в основной школе. Программа по технологии для базового уровня обучения реализуется в учебных заведениях с базовым уровнем подготовки.
Основным предназначением образовательной области "Технология" в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- творческая, проектная деятельность;
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Практически все образовательные линии в какой-либо мере требует наличие компьютерной техники и использование информационных технологий учащимися.
Поэтому программа представляет интегрированный курс уроков, проводимых в кабинете технологии и уроков, проводимых в компьютерном классе с выходом в Интернет.
Если класс делится на группы, то предлагается вести параллельно две группы двум учителям: учителю технологии и учителю информатики. Важным моментов является совместная работа учителей по подготовке не только теоретического, но и практических заданий, что способствует формированию технологической компетентности.
Программа разработана для обучения школьников X и XI классов с учетом использования времени национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения (34 часа в десятом классе и 34 часа в одиннадцатом классе) и рассчитана на 68 часов.
Тематическое планирование интегрированного курса технология в 10-11 класс
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы и темы. | Количество часов. |
|||
10 класс. | 11 класс. | |||
Технология. | Информац. технологии. | Технология. | Информац. технологии. | |
ТЕХНОЛОГИИ И ТРУД КАК ЧАСТИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. | 11 | |||
Влияние технологий на общественное развитие. | 1 | 1 | ||
Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы. | 2 | 1 | ||
Технологическая культура и культура труда. | 1 | 1 | ||
Производство и окружающая среда. | 2 | 1 | ||
Рынок потребительских товаров и услуг. | 1 | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА. | 8 | |||
Структура современного производства. | 2 | 2 | ||
Нормирование и оплата труда. | 1 | 1 | ||
Научная организация труда. | 1 | 1 | ||
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. | 20 | 12 | ||
Проектирование в профессиональной деятельности. | 2 | 2 | ||
Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда. | 2 | 2 | ||
Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация. | 4 | |||
Введение в психологию творческой деятельности. | 2 | |||
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. | 2 | 2 | ||
Функционально-стоимостной анализ. | 2 | |||
Основные закономерности развития искусственных систем. | 4 | |||
Защита интеллектуальной собственности. | 4 | |||
Анализ результатов проектной деятельности. | 1 | 1 | ||
Презентация результатов проектной деятельности. | 2 | 2 | ||
Профессиональное самоопределение и карьера. | 4 | |||
Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования. | 1 | 1 | ||
Планирование профессиональной карьеры. | 1 | 1 | ||
Творческая проектная деятельность. | 3 | |||
Резерв учебного времени. | 2 | 1 | 5 | |
Итого. | 34 часа | 34 часа |
Основное содержание практической деятельности на уроках
10 класс.
Производство, труд и технологии.
Технология | Информационные технологии |
Технологии и труд как части
общечеловеческой культуры (11 часов) Влияние технологий на общественное развитие (2 час) |
|
Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации промышленного производства. | Поиск информации в Интернете: о деятельности предприятия сферы обслуживания (информационные услуги). Анализ технологий, структуры и организации предоставления информационных услуг. |
Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы (3 часа) | |
Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания | Ознакомление с современными
технологиями информационными технологиями в
промышленности, сфере услуг. Рабочее место секретаря: ПК, принтер, сканер, факс, Интернет. |
Технологическая культура и культура труда (2 час) | |
Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения. Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося. | Характеристика основных составляющих
научной организации труда учащегося. Программное обеспечение для эффективной организации труда учащегося. Создание визитки. |
Производство и окружающая среда (4 час) | |
Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов. | Поиск информации в Интернете об
источниках экологического загрязнения
окружающей среды, методах утилизации отходов, о
последствиях загрязнения местности и продуктах. Оформление проекта в форме Презентации. |
Рынок потребительских товаров и услуг (1 час) | |
Изучение рынка товаров и услуг в
Интернет. Чтение маркировки различных товаров |
|
Технологии проектирования и
создания материальных объектов или услуг (22 часа) Проектирование в профессиональной деятельности (4 час) |
|
Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей. | Поиск информации в Интернете по инновационному проекту. Разработка эскизов средствами графических редакторов, просмотр оформления документации. |
Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (4 час) | |
Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. | Подготовка опросов, анкет на ПК. Источники информации, систематизация материала, способы хранения и правильного оформления. Моделирование объекта. |
Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация (4 час) | |
Ознакомление с нормативной
документацией. Согласование проектной
документации. Учебные задачи, по подбору материала в Интернете, Консультант+. |
|
Введение в психологию творческой деятельности (2 час) | |
Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий. | |
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (4 часа) | |
Формулирование реальных и желаемой
ситуации, формулирование проблемы, целей, задач
проекта. Выдвижение гипотез и варианты решения их. Проработка лучшей идеи и апробирование. Проведение испытаний модели или объекта. |
Проведение испытаний модели или объекта. Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация. |
Анализ результатов проектной деятельности (2 час) | |
Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности. | Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности. |
11 класс.
Производство, труд и технологии.
Технология | Информационные технологии |
Организация производства (8 час) Структура современного производства (4 час) |
|
Анализ форм разделения труда в
организации. Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения |
Работа в Интернете: "Анализ
региональной структуры производственной сферы" Составление схемы структуры предприятия и органов управления. Знакомства с ЕТКС (электронный вариант) |
Нормирование и оплата труда (2 часа) | |
Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда. | Составление расчетов по оплате труда (сдельной, сдельно-премиальной, по тарифной сетке) в электронных таблицах. |
Научная организация труда (2 часа) | |
Проектирование рабочего места
учащегося, современного рабочего места. Составление этических норм ученика. |
Просмотр электронных источников по
профессиональной этике (проф. этика адвокатов,
юристов, врачей, библиотекарей и др.),
корпоративной этике. Составить: этика ученика. |
Технология проектирования и
создания материальных объектов или услуг (12 час) Функционально-стоимостной анализ (2 часа) |
|
Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов. | |
Основные закономерности развития искусственных систем (4 час) | |
Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем. Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования. Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников. Описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития. | |
Защита интеллектуальной собственности (4 час) | |
Разработка различных форм защиты
проектных предложений (тезисы докладов, краткие
сообщения, заявки на полезную модель или
промышленный образец). Разработка товарного знака и знака обслуживания. Разработка буклета. |
|
Презентация результатов проектной деятельности (2 час) | |
Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. | Компьютерная презентация. Разработка буклета. |
Профессиональное
самоопределение и карьера (4 час) Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (2 час) |
|
Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи (экскурсия). | Составление таблицы по региональному
рынку труда: какие профессии требуются, какое
проф. образование необходимо иметь, где можно
получить соответствующее образование. Изучение регионального рынка образовательных услуг (выбор учебного заведения со своим направлением). |
Планирование профессиональной карьеры (2 час) | |
Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. | Подготовка резюме и формы самопрезентации. |
Предлагаемые темы проектов
- Загрязнение окружающей среды (в Кировской области, г.Кирове, в Нововятском р-не)
- Использование или утилизация отходов (на примере конкретного вида отходов производства).
- Мой личный профессиональный план.
- Бизнес-план малого предприятия (по выбору).