Интегрированный курс "Технологии" в старшей школе на базовом уровне

Разделы: Информатика, Технология


В настоящее время, в связи с изменениями в законе об образовании становиться актуальным разработка учебных программ по учебным предметам. В сентябре 2008 мы разработали и начали апробацию рабочей программы интегрированного курса "Технология 10-11".

Программа составлена на основе примерной программы по технологии 10-11 классов общеобразовательных учреждений и в соответствие с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.

Программа учитывает опыт трудовой и технологической деятельности, полученный учащимися при обучении в основной школе. Программа по технологии для базового уровня обучения реализуется в учебных заведениях с базовым уровнем подготовки.

Основным предназначением образовательной области "Технология" в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • творческая, проектная деятельность;
  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Практически все образовательные линии в какой-либо мере требует наличие компьютерной техники и использование информационных технологий учащимися.

Поэтому программа представляет интегрированный курс уроков, проводимых в кабинете технологии и уроков, проводимых в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Если класс делится на группы, то предлагается вести параллельно две группы двум учителям: учителю технологии и учителю информатики. Важным моментов является совместная работа учителей по подготовке не только теоретического, но и практических заданий, что способствует формированию технологической компетентности.

Программа разработана для обучения школьников X и XI классов с учетом использования времени национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения (34 часа в десятом классе и 34 часа в одиннадцатом классе) и рассчитана на 68 часов.

Тематическое планирование интегрированного курса технология в 10-11 класс

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы.

Количество часов.

10 класс. 11 класс.
Технология. Информац. технологии. Технология. Информац. технологии.
ТЕХНОЛОГИИ И ТРУД КАК ЧАСТИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 11  
Влияние технологий на общественное развитие. 1 1    
Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы. 2 1    
Технологическая культура и культура труда. 1 1    
Производство и окружающая среда. 2 1    
Рынок потребительских товаров и услуг.   1    
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА.   8
Структура современного производства.     2 2
Нормирование и оплата труда.     1 1
Научная организация труда.     1 1
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. 20 12
Проектирование в профессиональной деятельности. 2 2    
Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда. 2 2    
Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.   4    
Введение в психологию творческой деятельности. 2      
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. 2 2    
Функционально-стоимостной анализ.     2  
Основные закономерности развития искусственных систем.     4  
Защита интеллектуальной собственности.       4
Анализ результатов проектной деятельности. 1 1    
Презентация результатов проектной деятельности.     2 2
Профессиональное самоопределение и карьера.   4
Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования.     1 1
Планирование профессиональной карьеры.     1 1
Творческая проектная деятельность.     3  
Резерв учебного времени. 2 1   5
Итого. 34 часа 34 часа

Основное содержание практической деятельности на уроках

10 класс.

Производство, труд и технологии.

Технология Информационные технологии
Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (11 часов)

Влияние технологий на общественное развитие (2 час)

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации промышленного производства. Поиск информации в Интернете: о деятельности предприятия сферы обслуживания (информационные услуги). Анализ технологий, структуры и организации предоставления информационных услуг.
Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы (3 часа)
Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания Ознакомление с современными технологиями информационными технологиями в промышленности, сфере услуг.

Рабочее место секретаря: ПК, принтер, сканер, факс, Интернет.

Технологическая культура и культура труда (2 час)
Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения. Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося. Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.

Программное обеспечение для эффективной организации труда учащегося.

Создание визитки.

Производство и окружающая среда (4 час)
Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов. Поиск информации в Интернете об источниках экологического загрязнения окружающей среды, методах утилизации отходов, о последствиях загрязнения местности и продуктах.

Оформление проекта в форме Презентации.

Рынок потребительских товаров и услуг (1 час)
  Изучение рынка товаров и услуг в Интернет.

Чтение маркировки различных товаров

Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг (22 часа)

Проектирование в профессиональной деятельности (4 час)

Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей. Поиск информации в Интернете по инновационному проекту. Разработка эскизов средствами графических редакторов, просмотр оформления документации.
Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (4 час)
Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Подготовка опросов, анкет на ПК.

Источники информации, систематизация материала, способы хранения и правильного оформления.

Моделирование объекта.

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация (4 час)
  Ознакомление с нормативной документацией. Согласование проектной документации.

Учебные задачи, по подбору материала в Интернете, Консультант+.

Введение в психологию творческой деятельности (2 час)
Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.  
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (4 часа)
Формулирование реальных и желаемой ситуации, формулирование проблемы, целей, задач проекта.

Выдвижение гипотез и варианты решения их. Проработка лучшей идеи и апробирование. Проведение испытаний модели или объекта.

Проведение испытаний модели или объекта. Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.
Анализ результатов проектной деятельности (2 час)
Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.

11 класс.

Производство, труд и технологии.

Технология Информационные технологии
Организация производства (8 час)

Структура современного производства (4 час)

Анализ форм разделения труда в организации.

Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения

Работа в Интернете: "Анализ региональной структуры производственной сферы"

Составление схемы структуры предприятия и органов управления.

Знакомства с ЕТКС (электронный вариант)

Нормирование и оплата труда (2 часа)
Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда. Составление расчетов по оплате труда (сдельной, сдельно-премиальной, по тарифной сетке) в электронных таблицах.
Научная организация труда (2 часа)
Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.

Составление этических норм ученика.

Просмотр электронных источников по профессиональной этике (проф. этика адвокатов, юристов, врачей, библиотекарей и др.), корпоративной этике.

Составить: этика ученика.

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг (12 час)

Функционально-стоимостной анализ (2 часа)

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.  
Основные закономерности развития искусственных систем (4 час)
Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем. Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования. Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников. Описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития.  
Защита интеллектуальной собственности (4 час)
  Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).

Разработка товарного знака и знака обслуживания.

Разработка буклета.

Презентация результатов проектной деятельности (2 час)
Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Разработка буклета.

Профессиональное самоопределение и карьера (4 час)

Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (2 час)

Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи (экскурсия). Составление таблицы по региональному рынку труда: какие профессии требуются, какое проф. образование необходимо иметь, где можно получить соответствующее образование.

Изучение регионального рынка образовательных услуг (выбор учебного заведения со своим направлением).

Планирование профессиональной карьеры (2 час)
Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации.

Предлагаемые темы проектов

  • Загрязнение окружающей среды (в Кировской области, г.Кирове, в Нововятском р-не)
  • Использование или утилизация отходов (на примере конкретного вида отходов производства).
  • Мой личный профессиональный план.
  • Бизнес-план малого предприятия (по выбору).