Разработка уроков по теме "Бумажная пластика"

Разделы: МХК и ИЗО


Урок№1
ЧТО ТАКОЕ ВЫЦИНАНКА. ВЫРЕЗАНИЕ ОРНАМЕНТА.

Цели:

  • Знакомство с понятиями бумажная пластика, выцинанка, ленточная композиция.
  • Знакомство с правилами вырезания из бумаги.
  • Знакомство с правилами оформления работы.

Задачи:

  • Научить вырезать ленточные композции и оформлять свою работу.
  • Научить действовать по словесной инструкции.
  • Развивать умение анализировать, делать выводы, сравнивать явления, признаки.
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру и познавательную активность.
  • Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве, память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речевую активность детей.

Оборудование и материалы: бумага, ножницы, карандаш, клей, кисти для клея.

ХОД УРОКА

Слайд №1,2

I. Вступительное слово

Каждый из нас хотя бы раз в жизни вырезал из бумаги новогодние снежинки, не подозревая, что занятие это называется вытинанкой (выцинанкой). Сегодня это целое направление в народном творчестве.

Слайд №3

Выцинанка - это ажурный узор, вырезанный из бумаги черной, белой или цветной (это техника вырезания из бумаги).

Слайд №4-8

Мы знаем, что бумага родом из Китая. Там же впервые и начали вырезать. Потом через Ближний Восток бумага, а вместе с ней и выцинанка, попали в Западную Европу. И где бы ни появлялась бумага, там возникало искусство бумажного вырезания. В Европе было распространено силуэтное вырезание (в частности портреты), в Латинской Америке – сюжетное вырезание и т.д. Есть это искусство в соседних с Россией Белоруссии, Украине, Польше, Литве.

Само слово «выцинанка» произошло от белорусского «вытинать» - «тщательно вырезать». Мода на вырезание пришла в Беларусь из Польши. В XIX - начале XX века, когда бумага стала более доступной, это рукоделие было популярным не меньше, чем вышивание или вязание.

Городские художники вовсю из черной бумаги вырезали точеные профили местных барышень. С помощью ножниц стали украшать интерьер дома. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок. Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали выцинанкой.

По установившемуся обычаю крестьянки украшали избы выцинанками каждый год перед (Новым годом), Рождеством, Пасхой. Старые выцинанки снимались и заменялись новыми. Их вешали на потолочные балки и на стены избы. С появлением в деревне глянцевой бумаги выцинанка заменила в некоторых районах давнюю роспись стен. В крестьянском быту хорошо известен способ украшения одежды аппликациями - выцинанками из кожи, с которыми могут быть связаны по технике выполнения бумажные выцинанки. В городе бумажными аппликациями украшали одежду из тюля, которую небогатые мещанки надевали на масленницу. В конце 19 в. - начале 20 в. трудно было представить себе деревенское жилище центральной и юго-восточной Польши без этого своеобразного украшения.

Кстати, и великие художники не чурались вытинанки: француз Анри Матис и российский Илья Репин отдали дань этому увлечению.

В каждой местности выцинанака приобретала стилистические и содержательные особенности, присущие мировосприятию людей, живших здесь.

Слайд №9

В белорусской выцинанке сформировались тенденции, которые можно описать следующим образом:

  • принцип многоразового складывания (лист бумаги многократно, в разных направлениях и под разным углом складывается для того, чтобы получились определенные прорези);
  • создание изображения из прорезей простых геометрических форм (самое сложное изображение комбинируется из набора разнообразных по своей форме треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полумесяцев, миндалевидных лепестков и т.д.);
  • относительная монохромность (используется один, два, максимум три цвета бумаги, иногда используется фольга золотая или серебряная);
  • симметричность изображения; виды симметрии: линейная, зеркальная, центрическая;
  • декоративность.

От аппликации её отличает то, что всё изображение - это цельный кусок бумаги. Если не наклеенную выцинанку поднять за один уголок, она поднимется вся целиком, и будет напоминать связанную крючком салфетку.

Основной материал в этой технике – бумага, а инструмент – ножницы (причем бабушки вырезали теми, что предназначены для стрижки овец).

II. Организация рабочего места.

В работе удобно пользоваться двумя ножницам: большими и маленькими, с острыми прямым концами. Большими ножницами вырезают общие формы, маленькие служат для вырезания мелких деталей. Ножницы должны быть острыми не сминать бумагу.

III. Выполнение работы

Слайд№10

Сегодня мы с вами научмся вырезать из бумаги ленточные композиции. Они имеют симметричное строение. Для этого нам надо:

  • Сложить лист бумаги пополам, и еще несколько раз.
  • Сделать рисунок на одной стороне бумаги.
  • Вырезать ножницами узор.
  • Развернуть полученную полоску узора.
  • Наклеить ее на лист бумаги.

IV. Оформление работ.

Из полученных фигур мы создаем композицию. Раскладываем предметы на фон, выбираем лучшее сочетание и с помощью клея закрепляем свою композицию.

Наклеивание вырезанных изображений на фон требует особой аккуратности. Выцинанку, как правило, приклеивают только в нескольких местах, так чтобы она свободно лежала на фоне, создавая ощущение объема.

Слайд №11

V. Заключение. Итог работы. Выставка творческих работ учащихся.

Урок №2

Урок №3

Используемые источники:

  1. http://ou.tsu.ru/school2/other/slavsib2/20.html
  2. http://mk.by/archiv/07.09.2005/rub1.php
  3. http://your-way.ru/content/view/240/42/
  4. http://vitcinanca.narod.ru/domodedovo-doklad.html
  5. http://stranamasterov.ru/
  6. Соколова-КубайН. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка. — М.: Культура и традиции, 2006.
  7. "Winterliche Galerie", автор Angelika Kipp .

Презентация.