Урок№1
ЧТО ТАКОЕ ВЫЦИНАНКА. ВЫРЕЗАНИЕ ОРНАМЕНТА.
Цели:
- Знакомство с понятиями бумажная пластика, выцинанка, ленточная композиция.
- Знакомство с правилами вырезания из бумаги.
- Знакомство с правилами оформления работы.
Задачи:
- Научить вырезать ленточные композции и оформлять свою работу.
- Научить действовать по словесной инструкции.
- Развивать умение анализировать, делать выводы, сравнивать явления, признаки.
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру и познавательную активность.
- Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве, память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речевую активность детей.
Оборудование и материалы: бумага, ножницы, карандаш, клей, кисти для клея.
ХОД УРОКА
Слайд №1,2
I. Вступительное слово
Каждый из нас хотя бы раз в жизни вырезал из бумаги новогодние снежинки, не подозревая, что занятие это называется вытинанкой (выцинанкой). Сегодня это целое направление в народном творчестве.
Слайд №3
Выцинанка - это ажурный узор, вырезанный из бумаги черной, белой или цветной (это техника вырезания из бумаги).
Слайд №4-8
Мы знаем, что бумага родом из Китая. Там же впервые и начали вырезать. Потом через Ближний Восток бумага, а вместе с ней и выцинанка, попали в Западную Европу. И где бы ни появлялась бумага, там возникало искусство бумажного вырезания. В Европе было распространено силуэтное вырезание (в частности портреты), в Латинской Америке – сюжетное вырезание и т.д. Есть это искусство в соседних с Россией Белоруссии, Украине, Польше, Литве.
Само слово «выцинанка» произошло от белорусского «вытинать» - «тщательно вырезать». Мода на вырезание пришла в Беларусь из Польши. В XIX - начале XX века, когда бумага стала более доступной, это рукоделие было популярным не меньше, чем вышивание или вязание.
Городские художники вовсю из черной бумаги вырезали точеные профили местных барышень. С помощью ножниц стали украшать интерьер дома. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок. Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали выцинанкой.
По установившемуся обычаю крестьянки украшали избы выцинанками каждый год перед (Новым годом), Рождеством, Пасхой. Старые выцинанки снимались и заменялись новыми. Их вешали на потолочные балки и на стены избы. С появлением в деревне глянцевой бумаги выцинанка заменила в некоторых районах давнюю роспись стен. В крестьянском быту хорошо известен способ украшения одежды аппликациями - выцинанками из кожи, с которыми могут быть связаны по технике выполнения бумажные выцинанки. В городе бумажными аппликациями украшали одежду из тюля, которую небогатые мещанки надевали на масленницу. В конце 19 в. - начале 20 в. трудно было представить себе деревенское жилище центральной и юго-восточной Польши без этого своеобразного украшения.
Кстати, и великие художники не чурались вытинанки: француз Анри Матис и российский Илья Репин отдали дань этому увлечению.
В каждой местности выцинанака приобретала стилистические и содержательные особенности, присущие мировосприятию людей, живших здесь.
Слайд №9
В белорусской выцинанке сформировались тенденции, которые можно описать следующим образом:
- принцип многоразового складывания (лист бумаги многократно, в разных направлениях и под разным углом складывается для того, чтобы получились определенные прорези);
- создание изображения из прорезей простых геометрических форм (самое сложное изображение комбинируется из набора разнообразных по своей форме треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полумесяцев, миндалевидных лепестков и т.д.);
- относительная монохромность (используется один, два, максимум три цвета бумаги, иногда используется фольга золотая или серебряная);
- симметричность изображения; виды симметрии: линейная, зеркальная, центрическая;
- декоративность.
От аппликации её отличает то, что всё изображение - это цельный кусок бумаги. Если не наклеенную выцинанку поднять за один уголок, она поднимется вся целиком, и будет напоминать связанную крючком салфетку.
Основной материал в этой технике – бумага, а инструмент – ножницы (причем бабушки вырезали теми, что предназначены для стрижки овец).
II. Организация рабочего места.
В работе удобно пользоваться двумя ножницам: большими и маленькими, с острыми прямым концами. Большими ножницами вырезают общие формы, маленькие служат для вырезания мелких деталей. Ножницы должны быть острыми не сминать бумагу.
III. Выполнение работы
Слайд№10
Сегодня мы с вами научмся вырезать из бумаги ленточные композиции. Они имеют симметричное строение. Для этого нам надо:
- Сложить лист бумаги пополам, и еще несколько раз.
- Сделать рисунок на одной стороне бумаги.
- Вырезать ножницами узор.
- Развернуть полученную полоску узора.
- Наклеить ее на лист бумаги.
IV. Оформление работ.
Из полученных фигур мы создаем композицию. Раскладываем предметы на фон, выбираем лучшее сочетание и с помощью клея закрепляем свою композицию.
Наклеивание вырезанных изображений на фон требует особой аккуратности. Выцинанку, как правило, приклеивают только в нескольких местах, так чтобы она свободно лежала на фоне, создавая ощущение объема.
Слайд №11
V. Заключение. Итог работы. Выставка творческих работ учащихся.
Урок №2
Урок №3
Используемые источники:
- http://ou.tsu.ru/school2/other/slavsib2/20.html
- http://mk.by/archiv/07.09.2005/rub1.php
- http://your-way.ru/content/view/240/42/
- http://vitcinanca.narod.ru/domodedovo-doklad.html
- http://stranamasterov.ru/
- Соколова-КубайН. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка. — М.: Культура и традиции, 2006.
- "Winterliche Galerie", автор Angelika Kipp .