Технологические аспекты работы с географической номенклатурой на уроках географии в средней школе

Разделы: География


Аннотация.

Данная статья посвящена некоторым технологическим аспектам работы учителя географии с географической номенклатурой, без знания которой невозможно представить изучение географии как учебного предмета. В статье приведены основные направления в работе по изучению географических объектов, которые позволят ученикам свободно ориентироваться на географической карте, научат читать карту, а учителю помогут организовать работу с географической номенклатурой и проводить текущий контроль знаний у учащихся.

Приложения к статье содержат ряд разнообразных задач и заданий, которые повышают интерес и мотивацию к изучению географии у учащихся школ, а также помогают учителю проводить подготовку к Единому государственному экзамену по географии в части актуализации знаний по географической номенклатуре.

Кроме этого в приложениях представлены дидактические материалы, которые учителя географии могут использовать в повседневной деятельности для изучения географической номенклатуры.

Статья рекомендована учителям географии, студентам Вузов и учащимся средних образовательных учреждений.

1. Теоретико-методологические основы работы с географической номенклатурой. Карта – живой язык географии.

Карта это уменьшенное изображение поверхности Земли или её части на плоскости, показанное при помощи условных знаков. Карта является главным дидактическим и динамическим пособием в преподавании географии. Почему так велика роль географической карты в географии? Это определяется спецификой данного предмета. Изучаемая географией поверхность земного шара столь велика, что недоступна одновременному непосредственному обозрению. Нельзя мгновенно охватить взором даже территорию своего населённого пункта или его района. Посредством же географической карты можно обозреть сразу весь мир, более детально изучить его части, можно сопоставлять между собой отдельные части земной поверхности, находить между ними сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи между географическими объектами.

Без карты нельзя было бы сравнивать одну часть поверхности Земли с другой, следовательно, без карты не могла бы существовать география, как наука о поверхности Земли и её частях. Неслучайно у древних греков география оформилась как наука одновременно с изобретением географической карты.

Что даёт карта в преподавании географии? Во-первых, по карте можно определять географическое положение какого-либо географического объекта: его расположение по отношению к различным объектам, например к экватору и полюсам, в каких климатических поясах и природных зонах он находится, каково его расположение по отношению к океанам и морям, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами.

Посредством определения географических координат объектов, можно точно определить местоположение того или иного из них. Как известно, природа какой-либо местности во многом определяется её географическим положением, от которого зависит величина солнечной радиации, особенности климата и почвенно-растительного покрова, хозяйственная специализация региона и многое другое.

Карта показывает размещение интересующих человека объектов на поверхности Земли. Она даёт представление о взаимном расположении материков и вод Мирового океана, крупных равнин и гор, стран, городов и т.д. На карте не только можно охватить взором всю Землю, всю страну в целом, но и выяснить взаимосвязь и зависимость элементов отдельных географических комплексов, ландшафтов. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение географических явлений и процессов.

Во-вторых, при помощи географической карты можно изучать не только положение и взаимоотношение, но также размеры и форму географических объектов: особенности конфигурации частей света, океанов, морей, озёр, границ стран, форм поверхности, высоты объектов рельефа, глубины водоёмов и другое. Карта показывает размещение месторождений полезных ископаемых, климатических поясов, основных типов почв, природных зон, размещение человечества, его хозяйственную деятельность. И, конечно, при помощи географической карты мы изучаем местоположение различных географических объектов – их номенклатуру.

Иногда карту сравнивают с телескопом и микроскопом, которые, как и карта, помогают видеть изучаемый предмет. Но географическая карта – это не только инструмент познания и наглядное дидактическое и динамическое пособие; она – как увлекательная книга. Поэтому задача любого учителя – это, прежде всего, научить школьника работать с географической картой – формировать навыки читать карту и знать её основные объекты.

Географическая карта имеет громадное учебно-воспитательное и практическое значение. Работа с картами Атласа и контурными картами формирует у детей интерес к географии, повышает мотивацию к изучению предмета у школьников, способствует развитию творческого воображения и мышления, обогащает их устную речь. Известно, что географическая карта имеет большое значение не только в науке, но и в практической жизни, например при изучении хозяйственных объектов, объектов социальной инфраструктуры. Всё это убеждает в том, что карта должна всегда находиться в центре внимания при обучении географии. Учащиеся должны знать карту и уметь ею пользоваться в различных нестандартных ситуациях. И главную помощь в изучении карты должно оказать изучение географической номенклатуры. В приложении № 1 приведён примерный список географических объектов, которые надо знать ученикам для хорошей ориентации на карте.

2. Технологические основы практического использования географической карты в ходе изучения географической номенклатуры.

Правила работы с контурной картой. Критерии оценки работы с контурной картой.

Для того, чтобы правильно организовать работу с контурной картой, которая поможет быстрее освоить знание географической номенклатуры, необходимо знать правила её заполнения и ознакомить с ними учащихся.

Практика работы показывает, что даже у опытных педагогов учащиеся часто допускают ошибки при заполнении контурных карт. Поэтому рекомендуется в кабинете географии оформить специальный стенд “Правила работы с контурной картой”, где крупным чётким почерком необходимо представить их вниманию учащихся. Также нужно уделить особое внимание правилам заполнения контурных карт в 6 классе в ходе изучения начального курса физической географии. Можно раздать детям памятки о правилах работы с контурной картой, текст которой приведён ниже. При этом необходимо прокомментировать каждый пункт данной памятки.

Памятка “Правила работы с контурной картой”

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2.Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

3.На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

4.Географические названия объектов, не привязанные строго к объекту, должны быть подписаны параллельно верхней и нижней границе контурной карты.

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Опыт показывает, что ученикам часто не понятны их оценки. Поэтому их нужно ознакомить не только с правилами заполнения карт, но и с критериями их оценки. Данную информацию можно представить вниманию учеников на одном из информационных стендов в кабинете географии.

Критерии оценки контурных карт.

  • Отлично выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
  • Хорошо выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.
  • Удовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
  • Неудовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.

Технология решения географических картографических задач и заданий.

Решение задач на знание контурной карты.

Твердить о том, что без карты нет географии, всё равно, что стучаться в открытую дверь. Между тем разработанные программы и учебно-методические комплекты изобилуют общими и конкретными понятиями о сферах и оболочках, толерантности и глобализации, но между тем они лишены конкретных географических объектов. При этом у педагогов не всегда хватает времени для того, чтобы как следует учить учащихся работе с картой. Но учить ей нужно, и нужно четко определить, что человек, не способный позиционировать на простых схемах Саудовскую Аравию, Карпаты, Дунай, Карское море и Новгород, не может считаться географически образованным и вообще образованным ни по какому стандарту.

Творческий подход к процессу актуализации знаний географической номенклатуры при подготовке к ЕГЭ. Использование ментальных карт.

Как известно, без географической карты нет географии. Карта помогает нам не только познавать географическую действительность, выявлять закономерности в развитии тех или иных географических явлений и процессов (например, зависимость между характером рельефа и устройством земной коры в какой-либо местности или показателей климата данного района Земли), но и реально узнать, где находится географические объекты. Географическая номенклатура…Часто именно вопросы на знание номенклатуры вызывают затруднения у учащихся школы при подготовке к единому государственному экзамену. Насыщенность материалов ЕГЭ вопросами на знание географической номенклатуры должно заставить любого школьного учителя географии серьёзно подойти к данной проблеме, а именно отнестись к данной проблеме творчески.

Из опыта педагогов известно, что учащимся нравится изучать карту, особенно это относится к ученикам младших классов. Старшеклассники с меньшим энтузиазмом берутся за изучение географической карты. Выпускники, сдающие экзамен по географии, могут отнестись к повторению и систематизации знаний о географической номенклатуре с ещё меньшим рвением – увидев, что им предстоит обычное заучивание местоположения того или иного географического объекта, учащиеся могут потерять много времени, причём провести его не очень плодотворно.

В этом разделе предлагается один из множества приёмов по актуализации знаний по географической номенклатуре для сдающих ЕГЭ. Суть данного приёма заключается в следующем: учащимся предлагается множество карточек с контурами географических объектов. Если они затрудняются сразу ответить о том, что за географический объект перед ними, то они могут воспользоваться подсказками, расположенными ниже. Но просто назвать объект, его местоположение, было бы слишком просто. Кроме контуров объектов и подсказок учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, характеризующих географию данных объектов. Это позволит расширить знания выпускников по географии, приведёт их в систему и поспособствует более успешной сдаче ЕГЭ по географии. Образцы ментальных карт приведены в приложении № 2.

Каждый учитель географии способен разработать аналогичные задания и с успехом использовать их не только при подготовке к ЕГЭ, но и в своей повседневной учительской практике.

Алгоритм работы с ментальными картами.

Определяется задание к контурной карте – вопрос проблемного содержания.

Даётся ряд подсказок не столько для облегчения ученикам задания, сколько для наполнения ментальной контурной карты особым географическим содержанием, определяющим истинное лицо данного географического объекта.

Задаются дополнительные вопросы, напоминающие ученикам основные природные, демографические или хозяйственные характеристики данного географического объекта.

В итоге учитель не только обобщает и систематизирует знания учащихся о географической номенклатуре, но и успешно готовит их к ЕГЭ по географии.

Данную технологию легко применить во всех возрастных группах учащихся с разным уровнем знаний, через дифференцированный подход к реализации базового уровня преподавания географии в школе.

Диагностики усвоения знаний географической номенклатуре и способы организации её проверки.

Тестирование, как одна из форм диагностики уровня усвоения знаний по географической номенклатуре.

Тест – это одна из форм контроля уровня усвоения знаний, которую можно применять на различных этапах урока географии. Ниже приведены несколько примерных тестов, организуемых в разных курсах географии. Тесты на знание географической номенклатуры могут быть разноуровневыми, открытого и закрытого типа, но самое главное – они, как и задачи, как и ментальные карты, несут большую смысловую нагрузку по общим и частным вопросам физической и экономической географии и помогают попутно вспоминать учебный материал, т.е. сами имеют серьёзный обучающий характер.

В приложении № 3 предлагаются варианты тестовых проверочных работ по географии на знание объектов географической номенклатуры для организации проверки уровня усвоения знаний учащихся по той или иной теме. При этом в конструкции вопроса теста должны быть вопросы, как репродуктивного уровня, так и усложнённые вопросы, вводящие учащихся в ситуацию интеллектуального затруднения.

Технология проверки уровня знаний и усвоения географической номенклатуры учащимися на уроках географии. Решение логических цепочек.

Учителю географии необходимо не только сформировать знания о том или ином географическом объекте, его местоположении, но ещё необходимо выявить уровень усвоения знания географической карты. Для упорядочивания работы учителя можно использовать несколько способов, например, составить для каждого курса варианты для проверки, а к ним – контурные карты со специально разработанной системой условных знаков. Состав номенклатуры для тестовой проверки должен соответствовать государственному стандарту по географии, но включать ряд вопросов, не входящих в Госстандарт. Это необходимо для того, чтобы расширить кругозор учащихся и для более успешного формирования географического мышления и развития географической памяти.

Для тех учащихся, которые занимаются углублённым изучением географии, можно предложить задание “Логическая цепочка”, где ученикам нужно выделить признак, по которому они будут выбирать тот или иной географический объект из нескольких, т.е. им нужно определить логику вопроса и исключить выпадающий из списка географический объект. Примерные задания можно увидеть в приложении № 4.