Цели:
- Познакомить с новыми буквами и звуками, формировать с ними навыки сознательного, правильного, слогового чтения.
- Развивать связную речь, умение выражать свои мысли по средствам слова. Развивать мышление и воображение.
- Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.
Оборудование:
- Магнитофон, кассета с записью музыки.
- Картины художников:
- И.И. Шишкин «Дубовая роща».
- И.И. Шишкин «Парк в Павловске».
- И.И. Шишкин «На севере диком».
- А.А. Мухин «Последний снег».
- Детские рисунки.
- Карточки с буквами, слогами, словами.
Ход урока
I. Организационные моменты.
II. Актуализация знаний и умений, подготовка к восприятию нового материала.
Много с буквами хлопот
Уж такой они народ
Если буквы соберете
То и слово вы найдете
Слово это непростое
Угадайте же какое?
Получилось слово «выставка»
- Сколько в этом слове слогов? Почему? Проверим.
- Сколько согласных звуков? Назовите их.
- Поставьте ударение. Какой слог ударный?
Значение этого слова я узнала из толкового словаря С.И. Ожегова: Выставка – место, где собраны предметы для просмотра.
Итак мы отправляемся на выставку картин.
картины знаменитых русских живописцев И.И. Шишкина, А.А. Мухина.
- Какое время года изображено на картине И.И. Шишкина «Дубовая роща». Почему вы так думайте?
- Следующее произведение этого же автора «Парк в Павловске». Какое время года вы видите здесь?
- А эта картина называется «На севере диком». Какое время года на этой картине?
- Эту картину написал живописец А.А. Мухин и посвятил ее «Последнему снегу». Как вы думаете почему?
– Переходим в следующий зал. Тема этой экспозиции «Каникулы».
– Что же мы видим – наши рисунки. Мы маленькие, но уже талантливые. Я думаю, что здесь вы нарисовали самые яркие впечатления от своих первых каникул.
физкультминутка *
Закройте глаза, опустите голову, вспомните самое яркое событие (звучит музыка).Поднимите голову. Откройте глаза. Расскажите нам о них.
А дома вы читали текст, который называется «Конкурс рисунков».
Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников.
Прочитаем о событиях этого конкурса (стр. 77 «Азбука»). Читаем по цепочке.
Все рисунки, которые нарисовали дети, у нас на доске.
– Кто нарисовал этот рисунок? (ответы детей)
– Какой рисунок нарисовала Алла? (ответы детей)
– На этом рисунке капуста, морковь, лук, чей он? (ответы детей)
– Назовите автора этого рисунка? (ответы детей)
III. Изучение нового материала.
– И я времени даром не теряла, и тоже нарисовала рисунок.
– Во что одет ребенок? Почему? (скоро зима)
– И мы наденем шапки, шарф, шубы.
– Какой новый звук вы услышали? [ш]
– Произнесем.
– Определим звонкий он или глухой.
Закрыли ушки, произнесли (глухой).
*Физкультминутка
«Угадай звук»
Если в слове вы слышите новый звук [ш], то приседаем, вытянув руки в перед. Если в слове нет звука [ш] вы стоите прямо.
Роза, шипы, шишка, ель, лук, шелуха, душ, вода, камыш, озеро, кошка, молоко, кашпо, клюшка, кормушка.
IV. Закрепление изученного на данном уроке материала.
Звук [ш], обозначается буквой Ш.
Посмотри на букву «ш»
Буква очень хороша.
А на что она похожа?
(ответы детей)
– Читаем слоги ША, ШО, ШУ. (вместе и индивидуально)
– Читаем слова с новым звуком (на доске)
ШАР | ШАПКА | ШАЛУНЫ |
ШОК | ШУБКА | МЫШАТА |
ШУТ | ШОРТЫ | ШУРШАЛИ |
Прочитаем слова первого столбика.
– Сколько слогов в этих словах? Почему?
Составим схему слова ШАР.
Прочитаем слова второго столбика.
– Сколько слогов в этих словах? Почему
Какое слово лишнее и почему?
Прочитаем слова третьего столбика.
Составим предложение из этой группы слов.
– А что такое предложение? (ответы детей)
– А теперь мы прочитаем предложения в «Азбуке» на странице 80.
(Читаем цепочкой, по предложениям)
V. Подведение итогов и результатов урока.
С каким новым звуком мы сегодня познакомились?
(Кто запомнил, какой он всегда?)
Подведем итог всему уроку: вспомним и составим слова со звуком [ш].
VI. Организационное окончание урока.
Вы ребята так старались,
Все прилежно занимались,
Все пошло у нас на лад –
Получите шоколад.
Гости в классе есть у нас,
Вы попали в 1 класс,
Угостить и вас хотим –
Шоколадом наградим.