"Звук [ш], буква Ш, ш"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с новыми буквами и звуками, формировать с ними навыки сознательного, правильного, слогового чтения.
  2. Развивать связную речь, умение выражать свои мысли по средствам слова. Развивать мышление и воображение.
  3. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.

Оборудование:

  1. Магнитофон, кассета с записью музыки.
  2. Картины художников:
    • И.И. Шишкин «Дубовая роща».
    • И.И. Шишкин «Парк в Павловске».
    • И.И. Шишкин «На севере диком».
    • А.А. Мухин «Последний снег».
  3. Детские рисунки.
  4. Карточки с буквами, слогами, словами.

Ход урока

I. Организационные моменты.

II. Актуализация знаний и умений, подготовка к восприятию нового материала.

Много с буквами хлопот
Уж такой они народ
Если буквы соберете
То и слово вы найдете
Слово это непростое
Угадайте же какое?

Получилось слово «выставка»

  1. Сколько в этом слове слогов? Почему? Проверим.
  2. Сколько согласных звуков? Назовите их.
  3. Поставьте ударение. Какой слог ударный?

Значение этого слова я узнала из толкового словаря С.И. Ожегова: Выставка – место, где собраны предметы для просмотра.

Итак мы отправляемся на выставку картин.

картины знаменитых русских живописцев И.И. Шишкина, А.А. Мухина.

  1. Какое время года изображено на картине И.И. Шишкина «Дубовая роща». Почему вы так думайте?
  2. Следующее произведение этого же автора «Парк в Павловске». Какое время года вы видите здесь?
  3. А эта картина называется «На севере диком». Какое время года на этой картине?
  4. Эту картину написал живописец А.А. Мухин и посвятил ее «Последнему снегу». Как вы думаете почему?

– Переходим в следующий зал. Тема этой экспозиции «Каникулы».

– Что же мы видим – наши рисунки. Мы маленькие, но уже талантливые. Я думаю, что здесь вы нарисовали самые яркие впечатления от своих первых каникул.

физкультминутка *

Закройте глаза, опустите голову, вспомните самое яркое событие (звучит музыка).Поднимите голову. Откройте глаза. Расскажите нам о них.

А дома вы читали текст, который называется «Конкурс рисунков».

Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников.

Прочитаем о событиях этого конкурса (стр. 77 «Азбука»). Читаем по цепочке.

Все рисунки, которые нарисовали дети, у нас на доске.

– Кто нарисовал этот рисунок? (ответы детей)

– Какой рисунок нарисовала Алла? (ответы детей)

– На этом рисунке капуста, морковь, лук, чей он? (ответы детей)

– Назовите автора этого рисунка? (ответы детей)

III. Изучение нового материала.

– И я времени даром не теряла, и тоже нарисовала рисунок.

– Во что одет ребенок? Почему? (скоро зима)

– И мы наденем шапки, шарф, шубы.

– Какой новый звук вы услышали? [ш]

– Произнесем.

– Определим звонкий он или глухой.

Закрыли ушки, произнесли (глухой).

*Физкультминутка

«Угадай звук»

Если в слове вы слышите новый звук [ш], то приседаем, вытянув руки в перед. Если в слове нет звука] вы стоите прямо.

Роза, шипы, шишка, ель, лук, шелуха, душ, вода, камыш, озеро, кошка, молоко, кашпо, клюшка, кормушка.

IV. Закрепление изученного на данном уроке материала.

Звук [ш], обозначается буквой Ш.

Посмотри на букву «ш»
Буква очень хороша.
А на что она похожа?

(ответы детей)

– Читаем слоги ША, ШО, ШУ. (вместе и индивидуально)

– Читаем слова с новым звуком (на доске)

ШАР ШАПКА ШАЛУНЫ
ШОК ШУБКА МЫШАТА
ШУТ ШОРТЫ ШУРШАЛИ

Прочитаем слова первого столбика.

– Сколько слогов в этих словах? Почему?

Составим схему слова ШАР.

Прочитаем слова второго столбика.

– Сколько слогов в этих словах? Почему

Какое слово лишнее и почему?

Прочитаем слова третьего столбика.

Составим предложение из этой группы слов.

– А что такое предложение? (ответы детей)

– А теперь мы прочитаем предложения в «Азбуке» на странице 80.

(Читаем цепочкой, по предложениям)

V. Подведение итогов и результатов урока.

С каким новым звуком мы сегодня познакомились?

(Кто запомнил, какой он всегда?)

Подведем итог всему уроку: вспомним и составим слова со звуком [ш].

VI. Организационное окончание урока.

Вы ребята так старались,
Все прилежно занимались,
Все пошло у нас на лад –
Получите шоколад.

Гости в классе есть у нас,
Вы попали в 1 класс,
Угостить и вас хотим –
Шоколадом наградим.