Цели урока:
Обучающие:
- Закрепить и расширить знания учащихся по теме «Пропорции и проценты»;
- Показать широту применения в жизни процентных вычислений;
- Познакомить учащихся с понятиями «скидка», «распродажа», «повышение цены», «концентрация раствора», «банковские начисления».
Развивающие:
- Развитие активной познавательной деятельности учащихся;
- Развитие умений и навыков сравнения, выявления закономерностей.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные позитивные качества, способствующие решению социально-значимых задач.
Оборудование: компьютер, проектор и экран.
Программное обеспечение: Microsof Power Point, Microsoft Word.
Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности (постановка перед учащимися целей урока, сообщение плана урока).
Некоторые дроби, часто встречающиеся в повседневной жизни, получили особое название. К таким дробям относятся:- половина, - треть, - четверть, - процент. Сегодня на уроке мы будем рассматривать проценты в разных жизненных ситуациях, с этой целью я вас приглашаю на экскурсию по нашему небольшому таёжному городу.
Города бывают разные-
Большие, маленькие, сказочные.
А наш город невелик,
В дивном месте он возник
И стоит на Ангаре,
На красавице реке.
А кругом могучий лес.
Сосны ростом до небес.
В том лесу увидишь ты
Царство дивной красоты.
А за эту красоту
Я свой город и люблю.
(Екатерина Беккер, ученица СОШ № 4, г. Кодинска, Красноярского края).
Стихотворение читается на фоне фотографий города (приложение, слайды 2,3,4,5).
Прежде, чем отправиться в путь, ребятам предлагается устная математическая разминка
(приложение, слайды 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12).
Дополнительные вопросы: к 6 слайду - как легко найти 50% от величины? 25% от величины? 10% от величины?
II. Актуализация опорных знаний:
Итак, в путь (приложение, слайд 13). Условие для путешествия- задачи решаем с помощью пропорций.
1 остановка - историческая
Обратите внимание на год рождения нашего города. Давайте совершим экскурсию в прошлое г. Кодинска (приложение, слайды 14,15).
Обратить внимание детей на динамику изменения численности населения города, показанной в виде столбчатой, круговой диаграмм и графика.
Домашнее задание:
Задача:
Вычислить, на сколько процентов изменилась численность населения нашего города по сравнению с 1979 г. (учащимся выдаётся «историческая справка»)
2 остановка – детская поликлиника (приложение, слайд 16).
А знаете ли вы, что в г. Кодинске в с 1 января по 20 ноября 2009г. родилось 264 ребёнка?
Из них 142 мальчика и 122 девочки.
Задача:
На сколько процентов мальчиков родилось больше, чем девочек? (решают мальчики)
На сколько процентов девочек родилось меньше, чем мальчиков? (решают девочки)
3 остановка – сберегательный банк России (приложение, слайд 17).
Ребята работают в парах. Предлагается рассмотреть разные вклады:
- вклад «пополняемый депозит сбербанка России»,
- вклад «депозит сбербанка России»,
- вклад «пенсионный депозит сбербанка России».
Отметить положительные и отрицательные моменты данных вкладов (учащиеся работают по буклетам сберегательного банка России).
Задача:
Житель г. Кодинска сделал вклад в сберегательный банк России - 2000 руб. Сколько денег будет на счету через год? Сколько рублей прибыли получит житель нашего города через год? Какой вклад более выгоден? Помогите разобраться.
4 остановка – спортивная (приложение, слайд 18).
Задания (физ. минутка):
- Нарисуйте левой рукой в воздухе круг столько раз, сколько составляет 50% от числа 10.
- Нарисуйте правой рукой квадрат столько раз, сколько составляет от 10.
- Нарисуйте глазами треугольник столько раз. Сколько составляет половина от 10.
5 остановка – школьная (приложение, слайд 19).
Домашнее задание:
Задача:
№ школы | Кол-во учащихся на 20.11.2009 | Кол-во учащихся по проекту |
сш № 2 | 220 | 380 |
сш № 3 | 657 | 917 |
сш № 4 | 767 | 1023 |
Сколько процентов мест в школьных классах не занято в городе? Нужна ли городу ещё одна общеобразовательная школа?
6 остановка – кафе (приложение, слайд 20).
Задача:
В стакан чая обычно кладут 2 чайных ложки сахара. Масса чая 250г, масса сахара в одной ложке 5 г. Какова концентрация сахара в чае?
7 остановка – магазины (приложение, слайд 21).
Задачи:
- (устно) Некоторый товар сначала подорожал на 10%, а затем во время распродажи подешевел на 10%. Изменилась ли его цена?
- Пачка порошка для стирки стоит 60 руб. Какое наибольшее число пачек можно купить на 400 руб, если во время распродажи скидка составила 20%?
(задача взята из демоверсии ЕГЭ-2010)
8 остановка – конечная.
III. Подведение итогов урока.
(приложение, слайды 22, 23, 24).
Здесь метель завывала и шумела тайга
Здесь застывшие скалы укрывали снега.
И сомнения были, и тревожные сны
Нас заботы сдружили и свои, и страны.
Город наш расцветает к запоздалой весне
Весь в наряде зелёном, в небесах в синеве
Льётся музыка танца по реке Ангаре
Пожелаем же счастья город Кодинск тебе.
Разрастается город. Поднимается ввысь
Красота и просторы с снежной песней слились.
Не окончена повесть – всё ещё впереди.
Полюби этот город, и себя здесь найди.