Цели заседания:
- Активизировать познавательную активность учащихся;
- Показать связь повседневной жизни человека, народных праздников с достижениями химии и биологии, подвести учащихся к осознанию практической значимости химических знаний в человеческой жизни;
- Создать условия для реализации творческой активности, продолжить воспитание навыков самостоятельной и совместной с товарищами работы, дисциплинированности, ответственности.
Оборудование:
- компьютерная презентация (Приложение 1),
- тематический буклет (Приложение 2);
- букет колосьев пшеницы, хлебный каравай, мед, корзина яблок, орехи, другие дары садов, огородов и полей, расшитые рушники, деревянная и глиняная посуда,
- размещенные по классу высказывания известных людей, пословицы и поговорки
«Творец мне разум строгий дал, чтоб я Вселенную изведал и, что в себе и в ней познал, в науку поздним внукам передал»
(М.В.Ломоносов);
«Мало знать, надо и применять» (Гете);
«Первый Спас - на воде стоят; второй Спас - яблоки едят; третий Спас - на зеленых горах холсты продают»;
«После второго Спаса дождь - хлебогной!»;
«Со Спас-Преображенья погода преображается»;
«Пришел второй Спас - бери рукавицы про запас»;
«В день по яблоку – и врач не понадобится».
- реактивы и химическое оборудование: набор реактивов и оборудования для проведения лабораторной работы; мед, яблоки из садов Новооскольского района.
Никто не может предсказать,
на какую высоту вы взлетите.
Даже вы не будете знать,
пока не расправите крылья.
Вступительное слово учителя
1 слайд. Здравствуйте. Вы присутствуете на заседании школьного научного общества «АТОМ» - Атмосфера Творчества в Обучении – шаг к Мастерству.
Слово предоставляется президенту НОУ, выпускнице 2009 года, студентке БелГУ Беленко Ольге.
2 слайд. Средняя школа №1 богата своими традициями. Славу ей приносят выпускники, для которых наше школьное научное общество стало Стартом в науку, в профессию, в жизнь. НОУ в школе работает более 10 лет, с 1996 года.
Научное общество учащихся – это первая ступень к науке
НОУ – это содружество детей и взрослых, учеников и учителей. Это радость совместного творческого созидания.
Члены НОУ принимают участие в школьных, городских и областных всероссийских олимпиадах, школьных, городских научно-практических конференциях, конкурсах и занимают призовые места.
3 слайд. Правила поведения в НОУ
- Приходить с идеями, уходить с опытом.
- Не бояться быть умным.
- Научился сам - помоги другому! Учимся общаться и делимся информацией с друзьями!!
Учитель. В летнем номере газеты «Вперед» помещены стихи нашей бывшей ученицы, активной участницы жизни НОУ Михайловой Маргариты:
«Какое чудо – жить на этом свете,
Смотреть вокруг и миром восхищаться,
Лететь навстречу солнцу на рассвете
И с облаками в небе кувыркаться!»
Я думаю, что вдохновило Риту на создание этого стихотворения лето, чудесная погода, атмосфера каникул, наш прекрасный родной край.
1 ученик. На исходе лета в августе, когда природа балует нас своими дарами, верующие люди традиционно отмечают три Спаса - медовый, яблочный и ореховый.
Зарево раннее,
День про запас.
Небо бескрайнее.
Яблочный спас.
Куполом радуга,
Птица - крестом.
Августу рады, да
Осень потом...
В народе говорят:
'Первый Спас - на воде стоят; второй Спас - яблоки едят; третий Спас - на зеленых горах холсты продают'.
- На Медовый спас, в домах верующих обычно появляются постные пироги, пряники с медом.
- На яблочный Спас собирают спелые яблоки и лакомятся ими первый раз в году
- А сегодня, 29 августа - третий Спас, названный в народе ореховым или холщевым.
Учитель.
В последние годы в нашем краю появилось много пасек. На рынке широко представлены различные виды меда. Руководством области рекомендовано включить мед в школьный рацион питания.
Давайте оценим августовские дары природы с точки зрения химиков. Что же такое мед?
2 ученик.
По химическому составу мед очень разнообразен и сложен. В нем обнаружено более 300 различных веществ: углеводы, белки, витамины и пр.
Мед использовался человечеством на протяжении веков для сохранения молодости и здоровья.
Знаменитый естествоиспытатель, поэт и врач Авиценна, говорил: 'Если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мед'.
Учитель.
А сейчас девочки покажут, как найти в меде глюкозу.
Лабораторный эксперимент. Определяем качество меда.
- Доказать наличие глюкозы в меде можно по-разному. Это реакция «серебряного зеркала» или с гидроксидом меди (II).
3 ученик.
При приеме меда благодаря глюкозе, содержащейся в нем, увеличивается тонус всей сердечно-сосудистой системы, повышается защитная функция печени и в целом способность организма противостоять инфекциям.
Глюкоза – это «скорая помощь» нашему мозгу. Перед экзаменом или если просто задали много уроков, лучше всего съесть ложечку меда – ведь почти 50% в нем это глюкоза!
Учитель.
Есть еще одно необходимое человеку вещество – витамин С. Проведем тест на наличие этого витамина в яблоках.
Лабораторный эксперимент. Определяем витамин С.
К небольшому количеству тертого яблока добавляем несколько капель соляной кислоты и 1-2 мл раствора перманганата калия. Наличие витамина С обнаруживается по обесцвечиванию раствора марганцовки. Можно провести этот же опыт с соком яблока, молотыми плодами шиповника и т.д.
1 ученик.
Витамин С нужен для оптимальной работы сердца, он мобилизует защитные силы организма против инфекции.
Учитель.
Организм человека не способен синтезировать витамин С самостоятельно, поэтому мы должны получать витамин С из пищи. Чемпионы по содержанию витамина С - шиповник, лимоны, смородина, капуста, грецкие орехи.
Есть ли он в яблоках?
Состав 100 гр. продукта:
железо, мкг 2200
витамин С (аскорбиновая кислота), мг 10
Осенью нет фрукта популярнее яблок. Но, может быть, вы знаете об этом привычном фрукте далеко не все?
1 ученик.
В настоящее время различают около 7500 сортов яблок.
Сказка о молодильных яблоках тоже была написана не зря. Яблоки – очень ценный фрукт, в котором присутствуют почти все необходимые организму витамины и минеральные вещества. «Каждый день, съедая яблоко, ты экономишь на враче», - так говорят англичане. Но индусы обязательно их поправили бы: только по утрам, только зрелые и не по одному, а по 3-4.
Вот несколько веских причин, по которым всем нам стоит съедать хотя бы по одному яблоку в день:
Яблоки:
- Способны подавлять раковые клетки, предотвращая развитие опухоли;
- Помогают организму избавляться от излишков холестерола, чтобы не допустить закупорки сосудов;
- Обеспечивают здоровье и полноценную работу легких.
- Хорошо известно, что в яблоках имеется целый набор витаминов – А, витамины группы В, С, Е, РР.
Учитель. А как отличить спелое яблоко от незрелого?
2 ученик.
Есть простой тест: опустить разрезанное яблоко в раствор иода в иодиде калия. Если срез посинел только у кожуры – яблоко спелое и сладкое. Срез совсем незрелого яблока посинеет полностью.
Заключительное слово учителя,
ученики раздают собравшимся буклеты с информацией
"Мало знать, надо и применять" (Гете).
Список литературы
- Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
- Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы: Справ. пособие / Ю.Н. Кукушкин, В.Ф. Буданова, Р.А. Власова и др.: Под ред. Ю.Н. Кукушкина. – М.: Высш. школа, 1993.
- «Химия и жизнь», номера разных лет.
- «Химия в школе», номера разных лет.