Интегрированный урок (экономика + технология) по теме "Семейный бюджет". 8-й класс

Разделы: Технология, Экономика

Класс: 8


От правильного воспитания детей
Зависит благосостояние всего народа
Джон Локк.

ЦЕЛИ:

Обучающие:

  • Знать: Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств.
  • Уметь: Заполнять и вести домашнюю финансовую документацию;

Развивающие:

  • Развивать способность сравнивать и анализировать;
  • Формировать навыки ведения домашней финансовой документации.
  • Формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности;

Воспитывающие:

  • Воспитывать уважение к собственности, патриотические качества личности, ответственность и экономность;

ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ: семья, семейная экономика, расход, доход, бюджет, рациональный бюджет школьника, баланс.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: экономика, технология, обществознание, МХК.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: компьютер.

Время: 90 минут.

Технологическая карта.

Этапы реализации технологии Задачи этапа Содержание учебного материала Формы обучения Методы обучения Обратная связь, измерители Время
1. Организация начала занятия Подготовить учащихся к работе на уроке   Фронтальная Словесный Организация внимания 1
2. Постановка цели Определить цель занятия Цель занятия Фронтальная Словесный Сосредоточение внимания 1-2
3. Проверка домашнего задания   Сочинения или презентации о семье Индивидуальная Словесный, наглядный Выполнение действий 7
4. Изложение нового материала Обеспечить восприятие, осмысление и понимание знаний Что такое семья

Бюджет семьи

Рациональный бюджет школьника

Фронтальная Словесный

наглядный

Запись в тетрадь, 20
5. Самостоятельная работа Закрепить умения и навыки Сюжетно-ролевая игра "Семейный бюджет" Индивидуальная Практический Выполнение действий 55
Целеполагание ввод в игру Обеспечить подготовку к деятельности, объявление целей игры Презентация (Приложение 4)

Слайд №1, №2

Фронтальная Словесный

наглядный

Сосредоточение внимания 2
Распределение ролей Подготовка к игре, утверждение регламента Презентация (Приложение 4)

Слайд №3, №4

    Выполнение действий 8
Работа над ситуацией. Мозговой шиурм Нацелить на выполнение самостоятельной работы Выполнение этапов игры

Презентация (Приложение 4)

Слайд №5, №6, №7

Индивидуальный

фронтальный

Словесный

наглядный

Выполнение действий 30
Выступление экспертов Осуществить анализ успешности достижения целей, Анализ выполненных работ

Презентация (Приложение 4)

Слайд №8, №9

Фронтальная Бригадная Словесный

наглядный

Сосредоточение внимания 10
Вывод из игры Анализ успешности достижения целей,

Анализ работы

Анализ выступления групп Бригадная

Фронтальная

Словесный

наглядный

Оценивание работ, самооценка 5
6. Подведение итогов Осуществить анализ и оценку успешности достижения цели Анализ допущенных ошибок и оценивание работы учащихся на уроке Фронтальная Словесный

наглядный

Показ работ и обсуждение 5
7. Уборка рабочих мест Навести порядок на рабочем столе Организация порядка на рабочем месте Индивидуальная Практический   1

ХОД УРОКА

Организация начала занятия (1 мин.):

Приветствие

Проверка присутствующих

Проверка готовности учащихся к уроку

Постановка целей (1-2 мин.)

Определить цель занятия

Проверка домашнего задания (7 мин.)

Перед уроком учащимся было задано домашнее задание.

Написать мини-сочинение или создать презентацию, используя программу Microsoft Office Power Point на одну из предложенных тем:

"Моя семья";

" Чем богат человек";

"Какой я хотел бы видеть свою будущую семью?"

Изложение нового материала (20 мин.)

Что такое семья

В словаре можно найти следующее определение семьи: "Семья - это социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью". Но само по себе понятие семьи намного шире. Семью следует рассматривать с многих сторон: психологи изучают психологические проблемы семьи, социологи рассматривают социальные вопросы, педагогов интересуют вопросы воспитания детей в семье, экономисты исследуют уровень доходов и рациональность расходов семьи. Семья тесно взаимодействует со всеми общественными сферами: производство, экономика, политика, сфера духовной культуры и др. Конечно, в различные периоды развития человечества, в разных странах, в различных экономических, политических, национальных, религиозных условиях семейные отношения принимали разнообразные формы. Но с полной ответственностью можно заявить, что без семьи невозможна полнота человеческой жизни, полноценное восприятие человеком собственного места в жизни общества.

Бюджет семьи.

Знание основных статей расходов и доходов помогает рациональнее организовывать бюджет семьи. Но что такое бюджет?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько тратят на удержание ваши родители? Еще недавно единственным источником доходов школьников были доходы их родителей. Сейчас же многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда учащиеся зарабатывали значительные суммы не в ущерб учебе. От умения распорядиться карманными деньгами тоже зависит культура потребителя.

Каждый из нас принимает посильное участие в планирования семейного бюджета. Но не будем торопиться и попробуем для начала разобраться с вашим личным бюджетом. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? и т. д.

Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год), их "роспись". Слово "бюджет" буквально означает " денежная сумка".

Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.

Если "весы" находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный.

Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит.

Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется профицитным.

Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. В структуре бюджета должны предусматриваться накопления и сбережения, которые учитываются в статье "Расходы".

Под балансом (от французского balance - весы) понимают равновесие или точное сопоставление отдельных сторон какого-либо явления.

Составление бюджета обычно включает в себя три основные фазы:

Постановка финансовых целей. Например, планирование крупной покупки (машина, квартира и т.п.), продолжение или получение дополнительного образования, начало своего дела.

Оценка доходов и возможностей увеличить доходную часть бюджета.

Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупки товаров первой необходимости.

Структуру семейного бюджета можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух столбцов: доходы и расходы.

Особое внимание нужно обратить на возможности максимально разумного использования всех ресурсов семьи для увеличения доходной части бюджета. Рациональное использование средств для наиболее полного удовлетворения потребностей всех членов семьи является основной задачей семейной экономики.

Рациональный бюджет школьника

Прежде чем приступить к составлению бюджета школьника, следует определить: что можно отнести к личным доходам и расходам, а что нет. Так, деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею относят к личным доходам. Но вот зарплата мамы или папы к вашим доходам не относится. К личным расходам школьника относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично вами за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые ролики. Вот только деньги, потраченные из семейного бюджета на ваш новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.

Вам предоставляется возможность составить примерный бюджет школьника. В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы. Имея это в виду, заполните в своих тетрадях таблицу 1.

Таблица 1

Недельный бюджет школьника

Запланированные доходы Сумма Запланированные расходы Сумма
Деньги от родителей на карманные расходы   Постоянные расходы (плата за автобус, обеды, школьные взносы)  
Заработок   Переменные расходы (сладости, диски, канцтовары и т.д.)  
Другие доходы   Сбережения  
Всего доходов   Всего расходов и доходов  

Некоторым из вас может показаться, что очень непросто запланировать свои расходы на длительный период времени. Сначала можно просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. Следует отметить, что в идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений. И если по итогам месяца они не равны, то вы были не очень внимательны, т. е. какие-то расходы (доходы) остались неучтенными.

Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму "на всякий случай". Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.

Самостоятельная работа (55 мин.)

Далее учащимся предлагается проверить свои знания и навыки в условиях игровой ситуации. Практика показывает, что на уроках, где проводится игра, отмечается 100% активизация деятельности учеников. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени - все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету. Игры предполагают проблемный характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, ситуации, в которых необходимо найти пути решения, что в итоге приводит к творческому поиску.

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА "СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ"

Презентация "Семейный бюджет. Сюжетно-ролевая игра".

Пред учащимися ставятся цели игры (Слайд №1, №2)

Для проведения игры на каждую группу выдается раздаточный материал к игре.

Класс разбивается на группы (Слайд №3, №4)

Каждая группа выполняет задание, согласно времени выполнения этапов (Слайд №5, №6, №7)

По окончании игры осуществляется подведение итогов игры (Слайд №8, №9)

Подведение итогов урока (5 мин.)

Подведение итогов урока

Задание на дом: Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?

Уборка рабочих мест (1 мин.)

Список литературы:

  1. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М.Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.
  3. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004.
  4. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. - М.: Вита - Пресс, 2006.
  5. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. Учрежд. Образовательная область "Технология".- М.: Вита - Пресс, 2002.
  6. Уаттс М., Маккоркл С., Мезарос Б., Шаг М.К., Беккер С.. Экономика для старших классов. Активные формы обучения. Учебное пособие. - М.: МЦЭБО, 2003.
  7. Экономика: Методическое пособие. /Под ред. А.Я.Линькова. - М.: Вита-Пресс, 2001.
  8. Раздаточный материал к игре.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5.