Цели урока:
Образовательная: формировать у учащихся новые понятия о составе крови, продолжить обобщение знаний о клеточном строении организма. Рассмотреть взаимосвязи строения и функций кровяных клеток.
Развивающая:
- продолжить формировать умение составлять морфологическое описание изучаемых объектов и участвовать в поиске информации.
- развивать умения работы с различными информационными источниками: учебным пособием; анализировать и заполнять таблицы, делать обобщающие выводы, проводить опыты, работать с нестандартными заданиями.
- развивать творческое мышление учащихся.
Воспитательная:
- нацелить на важность значения изучения своего организма, расширения знаний о медицине.
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
- Компьютер, проектор
- Презентация "Тайны крови".
- Микроскоп, микропрепараты крови человека и земноводных.
- Учебник Биология "Человек" автор Д. В. Колесов, Маш, Беляев. Рабочая тетрадь по биологии 8 класса.
Основные понятия урока: кровь, состав крови, кровяные клетки, анализ крови, функции крови.
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя:(об открытом и изученном).
18 век ,19 век, 20 век, 21 век-достижения в изучении науки биологии!!!!!
Казалось бы все изучено и открыто: Я уверена, ребята, что на каждом уроке мы с вами делаем свои маленькие открытия.
Давайте вспомним, ребята, что мы с вами изучали на прошлом уроке? (ВСО).
-Назовите основные компоненты ВСО? (Лимфа, ткан. жидкость, КРОВЬ).
-А с каким из этих названий компонентов среды вы встречаетесь чаще всего в жизни? (КРОВЬ)
Да ребята и это не случайно -это действительно самый важный компонент внутренней среды нашего организма. Не один врач вам не сможет поставить диагноз, без анализа крови. И я уверенна, что вы неоднократно сами сдавали кровь.
Всего маленькая частичка крови, ее капелька может рассказать о состоянии здоровья всего организма. Но эту информацию нужно уметь добыть, и этим должны заниматься только специалисты.
А какие вопросы задали бы Вы этим специалистам. Что именно вам было бы интересно узнать о крови?. Придумайте и задайте вопросы!!!
Вопросы задают ученики:
Я думаю, что мы постараемся на эти вопросы найти ответ!!! И поэтому тема нашего урока звучит так: "СТРОЕНИЕ КРОВИ И ЕЕ ФУНКЦИИ".
3. Новый материал.
Каждый из вас неоднократно сдавал кровь на анализ. А что происходит дальше за дверями лаборатории, с кровью которую мы там оставили:Заглянув туда через некоторое время мы увидим следующую картину ,что кровь в пробирке расслоилась на фракции.
-Верхний слой светлая часть крови -это ПЛАЗМА.(учитель рассказывает строение плазмы ее функции, слайд).
А теперь обратим ваше внимание на осадок в этой пробирке.(ученики записывают схему в тетрадь). Этот осадок состоит из форменных элементов крови, которые называются-
1 группа-ЭРИТРОЦИТЫ.
2 группа-ЛЕЙКОЦИТЫ.
3 группа-ТРОМБОЦИТЫ,
Наша задача рассмотреть особенности их строения и основные функции.
Практическая часть урока:(инструктаж по выполнению практического задания). Два ученика получают отдельное задание для изучения под микроскопом клеток крови человека и земноводных.
Класс работает с учителем.
1. Изучение строения клеток-Эритроцитов. Задание оформлено на слайде презентации.
-особенности строения(цвет, форма).
-функции
-количество(1мм)
Доп.вопросы.
Фронтальная работа учащ-ся, итоги заполнения таблицы, ответ на доп. вопросы. Подведение итогов, закрепление, (интересные факты) -учитель.
2. А сейчас мы поговорим о клетках невидимках- эти клетки получили название - ЛЕЙКОЦИТЫ.
Об этих клетках в таком же порядке делаем описание в раб. тетрадях. Задание оформлено на слайде презентации.
- особенности строения(цвет, форма).
- функции
- количество (1мм)
Доп.вопросы.
Фронтальная работа учащихся.Закрепление. Вывод делает учитель.
3. Осталось нам с вами поговорить о самых маленьких, специфических клетках- это ТРОМБОЦИТЫ .
Фронтальная работа учащихся. Вывод учитель (да действительно ребята, работа этих клеток -это защитный механизм нашего организма- ОБРАЗОВАНИЕ ТРОМБА,
Рассказ о "Гемофилии".
Узнав о строении крови, сделаем выводы о значимости и важности ее в нашем организме.
Слайд: "функции крови".
- Транспортная.
- Защитная
- Питательная.
- Терморегуляторная.
- Выделительную
- Гуморальную.
4. Закрепление.
О важности этих функций говорит тот факт, что ни одна другая жидкость нашего организма не может выполнять данные функции. И поэтому при потере даже незначительного количества крови может наступить гибель здорового организма.
-История (открытия донорства в РОССИИ).
Ребята на прошлом уроке заинтересовались работой отделения ЛХК г.Нягань, и мы организовали встречу с гл. врачом Станции. Ребята, поделитесь своими впечатлениями?!!.(они подготовили видеосюжет).
Просмотр видеоролика.
Заключительное слово учителя: Всего 300 гр. вашей крови могут спасти кому-то жизнь!
5. Домашнее задание: пр.17, раб. тетрадь зад.63, стр.29; рассмотреть вопрос о транспорте кислорода эритроцитами.