Урок по теме "Строение крови и ее функции"

Разделы: Биология


Цели урока:

Образовательная: формировать у учащихся новые понятия о составе крови, продолжить обобщение знаний о клеточном строении организма. Рассмотреть взаимосвязи строения и функций кровяных клеток.

Развивающая:

  • продолжить формировать умение составлять морфологическое описание изучаемых объектов и участвовать в поиске информации.
  • развивать умения работы с различными информационными источниками: учебным пособием; анализировать и заполнять таблицы, делать обобщающие выводы, проводить опыты, работать с нестандартными заданиями.
  • развивать творческое мышление учащихся.

Воспитательная:

  • нацелить на важность значения изучения своего организма, расширения знаний о медицине.
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор
  • Презентация "Тайны крови".
  • Микроскоп, микропрепараты крови человека и земноводных.
  • Учебник Биология "Человек" автор Д. В. Колесов, Маш, Беляев. Рабочая тетрадь по биологии 8 класса.

Основные понятия урока: кровь, состав крови, кровяные клетки, анализ крови, функции крови.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:(об открытом и изученном).

18 век ,19 век, 20 век, 21 век-достижения в изучении науки биологии!!!!!

Казалось бы все изучено и открыто: Я уверена, ребята, что на каждом уроке мы с вами делаем свои маленькие открытия.

Давайте вспомним, ребята, что мы с вами изучали на прошлом уроке? (ВСО).

-Назовите основные компоненты ВСО? (Лимфа, ткан. жидкость, КРОВЬ).

-А с каким из этих названий компонентов среды вы встречаетесь чаще всего в жизни? (КРОВЬ)

Да ребята и это не случайно -это действительно самый важный компонент внутренней среды нашего организма. Не один врач вам не сможет поставить диагноз, без анализа крови. И я уверенна, что вы неоднократно сами сдавали кровь.

Всего маленькая частичка крови, ее капелька может рассказать о состоянии здоровья всего организма. Но эту информацию нужно уметь добыть, и этим должны заниматься только специалисты.

А какие вопросы задали бы Вы этим специалистам. Что именно вам было бы интересно узнать о крови?. Придумайте и задайте вопросы!!!

Вопросы задают ученики:

Я думаю, что мы постараемся на эти вопросы найти ответ!!! И поэтому тема нашего урока звучит так: "СТРОЕНИЕ КРОВИ И ЕЕ ФУНКЦИИ".

3. Новый материал.

Каждый из вас неоднократно сдавал кровь на анализ. А что происходит дальше за дверями лаборатории, с кровью которую мы там оставили:Заглянув туда через некоторое время мы увидим следующую картину ,что кровь в пробирке расслоилась на фракции.

-Верхний слой светлая часть крови -это ПЛАЗМА.(учитель рассказывает строение плазмы ее функции, слайд).

А теперь обратим ваше внимание на осадок в этой пробирке.(ученики записывают схему в тетрадь). Этот осадок состоит из форменных элементов крови, которые называются-

1 группа-ЭРИТРОЦИТЫ.

2 группа-ЛЕЙКОЦИТЫ.

3 группа-ТРОМБОЦИТЫ,

Наша задача рассмотреть особенности их строения и основные функции.

Практическая часть урока:(инструктаж по выполнению практического задания). Два ученика получают отдельное задание для изучения под микроскопом клеток крови человека и земноводных.

Класс работает с учителем.

1. Изучение строения клеток-Эритроцитов. Задание оформлено на слайде презентации.

-особенности строения(цвет, форма).

-функции

-количество(1мм)

Доп.вопросы.

Фронтальная работа учащ-ся, итоги заполнения таблицы, ответ на доп. вопросы. Подведение итогов, закрепление, (интересные факты) -учитель.

2. А сейчас мы поговорим о клетках невидимках- эти клетки получили название - ЛЕЙКОЦИТЫ.

Об этих клетках в таком же порядке делаем описание в раб. тетрадях. Задание оформлено на слайде презентации.

  • особенности строения(цвет, форма).
  • функции
  • количество (1мм)

Доп.вопросы.

Фронтальная работа учащихся.Закрепление. Вывод делает учитель.

3. Осталось нам с вами поговорить о самых маленьких, специфических клетках- это ТРОМБОЦИТЫ .

Фронтальная работа учащихся. Вывод учитель (да действительно ребята, работа этих клеток -это защитный механизм нашего организма- ОБРАЗОВАНИЕ ТРОМБА,

Рассказ о "Гемофилии".

Узнав о строении крови, сделаем выводы о значимости и важности ее в нашем организме.

Слайд: "функции крови".

  1. Транспортная.
  2. Защитная
  3. Питательная.
  4. Терморегуляторная.
  5. Выделительную
  6. Гуморальную.

4. Закрепление.

О важности этих функций говорит тот факт, что ни одна другая жидкость нашего организма не может выполнять данные функции. И поэтому при потере даже незначительного количества крови может наступить гибель здорового организма.

-История (открытия донорства в РОССИИ).

Ребята на прошлом уроке заинтересовались работой отделения ЛХК г.Нягань, и мы организовали встречу с гл. врачом Станции. Ребята, поделитесь своими впечатлениями?!!.(они подготовили видеосюжет).

Просмотр видеоролика.

Заключительное слово учителя: Всего 300 гр. вашей крови могут спасти кому-то жизнь!

5. Домашнее задание: пр.17, раб. тетрадь зад.63, стр.29; рассмотреть вопрос о транспорте кислорода эритроцитами.

Приложение.