Цель: Познакомить учащихся с историей названия города, показать процесс его возникновения и связь с историей. Расширять представления учащихся о родном крае, о культуре коренного населения. Развивать творческое воображение учащихся. Способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую роди
Ход урока
1. Организация класса.
2. Сообщение темы.
– Сегодня наш урок необычный. Будем проводить вместе два урока музыку и окружающий мир и говорить на уроке будем о нашем родном городе в котором мы живем.
– Как называется наш город? Кто сможет пойти и показать его на карте Амурской области (флажок).
– Урок сегодня проведем путешествуя по страничкам устного журнала. Так познакомимся с историей образования города.
Первая страница “ИСТОРИЧЕСКАЯ".
– Открываем первую страничку. Как она называется. (Историческая).
Ученые утверждают, что имя молодого таежного города, вставшего на слиянии "большого" и "малого" БАМа – ТЫНДА – переводится, как место, где распрягают оленей. И действительно, в этих местах когда-то пролегала оленья тропа. В течение долгих столетий по долинам реки Тынды кочевали ЭВЕНКИ. Кроме них никто не забирался в эти суровые края. Одна из легенд коренных жителей здешнего края рассказывает о возникновении имени реки, названной Тындой (ученик рассказывает легенду.)
(Легенда)
– Жила на берегу реки княжеская дочь, звали ее Тындэ. Жила она одна, так как была шибко большой, неряшливой и не очень умной. Как-то раз плыл по реке молодой и красивый парень. Тындэ полюбила его, но парень испугался Тындэ и убежал от нее. Долго Тындэ искала его и, наконец, поняла, что парень никогда не вернется. Горю ее не было конца. И тогда Тындэ бросилась в реку и утонула.С тех пор и назвали реку именем таежной княжеской дочери Тындой, а поселок Тындинский.
– Так звучит старинная легенда.
Музыка. (Хомуз)
У эвенков богатый и самобытный фольклор. Музыкальный фольклор-это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличии от профессиональной музыки фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Потому что каждое из них порождение всей жизни народа, его истории, его быта. Как у каждого народа у эвенков есть музыкальные инструменты – в том числе и хомуз. Этот музыкальный инструмент делается из березы, когда у нее идет сок. Древесину обрабатывают особым образом и она становится очень мягкой. Этот инструмент похож на небольшой кусочек дерева с расщепленным краем. Один край зажимают зубами – другим играют.
Слушание:
Музыкальность и пластичность эвенков были замечены первыми исследователями. “…утром и вечером, старые и молодые, сильные и слабые все поют. Целый день голоса не смолкают. Главная особенность искусства эвенков– импровизация. Особенно ярко это проявляется в песне. Всегда есть солист, которому вторит хор. Обычно эвенки сидят в кругу и солисты сменяют друг друга. В песнях отражалась жизнь, которой жили эвенки и что для них было особенно важно. Невозможно было представить жизнь эвенков без оленей, и конечно в своих песнях они говорили об этих животных.
Песня “Олененок”.
– Письменная история Тынды начинается с упоминания в архивных документах зимовья Шкарубы. Появилось оно на берегу реки Тында не позднее 1918 года. Возле зимовья проходил путь от Большого Невера к ближайшим золотоносным приискам. Зимовье Шкарубы появилось в очень удобном для остановки на ночлег месте. За плату у Шкарубы можно было обогреться, поесть, помыться в бане. Кроме хозяина в нем жили два старика, которые пекли хлеб ,заготавливали сено для лошадей, ловили рыбу.
В двадцатых годах началось строительство Амуро-Якутской автомобильной дороги (АЯМ). В очень удобном месте – сосновом бору – возник поселок Тындинский. Поселок явился перевалочной базой для золоодобытчиков. Он находился на пересечении “транспортных” путей, ведущих на прииски. Самым распространенным видом транспорта были лошади, олени даже верблюды (фотография).6О градусные морозы зимой, 30 градусная, жара летом мало беспокоили старожилов. Они занимались охотой, рыбалкой, работали на своих огородах. Строиться поселок начал к 1926 году. Близь Тындинского по многим ключам обнаружили золото. Численность населения поселка стала увеличиваться. Строилось жилье, магазины, автовокзал, столовая. При прокладке АЯМа был обнаружен уголь Южной Якутии (Нерюнгринский уголь.)
1932 году вышло решение правительства о строительства БАМа. Новая железнодорожная магистраль должна была открыть путь из Сибири к Тихому океану от станции Бамовская через Тынду до Комсомольска-на-Амуре. Началось строительство железной дороги и вновь возросла численность населения в Тындинском. С 1936 года поселок стал районным центром.
7ноября 1937 года берег таежной речки и поселок огласились паровозным гудком. В Тындинский прибыл поезд, но не пришлось поселку стать узловой станцией. Началась Великая Отечественная война. В 1942 году по решению правительства рельсы были сняты с уже построенных участков БАМа и направлены для нужд фронта.
До семидесятых годов Тындинский оставался тихим таежным поселком. Жило здесь чуть более трех тысяч человек и большая часть населения составляли эвенки.
Музыка.
– По данным археологических исследований, танец – один из первых видов художественной деятельности людей. Основу танцев эвенков составляют движения, построенные на подражании и имитации действий и поведения представителей животного мира. Очень часто героями сказок были животные: умный соболь, трусливый заяц, добродушный, доверчивый медведь, трусливый заяц, хитрая лиса. Кроме того, есть элементы, воспроизводящие простые бытовые действия. Характерная черта танцев эвенков – круговые танцы с убыстрением темпа. Танцует рассказчик, а остальные зрители.
Танцы с промысловой темой: “Первая охота”, “Неудачная охота”, “Дружные утята”, “Борьба изюбрей”, “Воронята”. Бытовые танцы связаны с женским трудом: “Мастерица”, “Выделка кожи”, “За ягодами”. Женщины по очереди поют песни и танцуют.
– Как вы думаете, как можно показать в движении лису? Соболя?
– А как собирают ягоду, грибы?
Физкультминутка (под музыку танцевальные движения).
Вторая страница. Байкало-Амурская магистраль.
– А дальше открывается новая страница в биографии Тынды, а мы с вами открываем вторую страницу нашего журнала. (Байкало-Амурская магистраль). (Звучит музыка.)
В январе 1972 года на восточной окраине поселка появились первые строители. Они положили начало строительства будущей столицы БАМа. В числе первых строителей, приехавших на БАМ, были и дедушки и бабушки ребят из нашего класса. (фотографии бабушек и дедушек в юности) . В 1974 году БАМ объявляют Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Люди ехали со всех сторон, представители всех национальностей работали на стройке. В Тынду прибыл первый отряд посланцев комсомола (фотография отряд 17 съезда ВЛКСМ, встреча посланцев комсомола в Сковородино). 8 мая 1975года Тында вновь услышала гудок тепловоза. На Тындинский вокзал прибыл первый пассажирский поезд. 4 ноября 1975 года рабочий поселок Тындинский получил статус города т.е. стал называться город Тында
– Сколько лет нашему городу?
-Знаете ли вы в чем пришлось жить первостроителям БАМа? (вагончики, бараки)
Шефство над сооружением города в тайге взяла Москва. Строители из Москвы за короткие сроки возвели десятки благоустроенных девятиэтажек и первые шестнадцатиэтажные дома (фотографии старая Тында и новые кварталы Тынды).
Имена строителей Аюбова, Гусева, Костенко, Васиной, Полянской – это история Тынды, ее вчерашний день. Поэтому многие улицы названы в честь строителей-москвичей.
– Какие это улицы? (Московских строителей, Московский бульвар, Красная Пресня, Мосфильмовская, есть в нашем городе свой Арбат и Сокольники).
Радовались люди поднимающимся кварталам, счастливые новоселы заселяли квартиры. Застраивался город комплексно. Наряду с жилыми домами строились магазины, кинотеатры, библиотеки.
Был построен ж/д вокзал (фотография), который стал достойной визитной карточкой столицы БАМа. Возведен он по оригинальному проекту московских архитекторов. Проект отмечен Международной премией архитектурного конкурса в г. Софии Болгария.
Строились детсады, школы (фотография нашей школы).
И наш город как самая настоящая столица-столица БАМа имеет свой герб и гимн (описание герба)
1 – изображение серебряного ключа (нижняя часть выполнена в виде железнодорожной эмблемы) – как символ соединения четырех направлений Байкало-Амурской железной дороги.
2 – золотая надпись ТЫНДА на голубом поле – имя города, произошедшее от названия реки, имеющей золотоносный шельф.
3 – белый олень на зеленом поле – этнографическая принадлежность, город находится в районе исторических и ныне существующих эвенкийских оленеводческих поселений
4 – зеленые ели и лиственницы на белом поле – географическая принадлежность, город окружен девственной непроходимой тайгой, экологическим источником жизни.
5 – фреза, совмещенная с циркулярной пилой голубого цвета на белом поле – символ лесопромышленной индустрии города.
6 – возведенная кирпичная кладка белого цвета на голубом поле – символ молодого строящегося самостоятельного города.
Слушание гимна города.
Третья страница. Поэтическая.
Вот и открывается третья страница нашего журнала. Много стихов сложено о Тынде нашими местными поэтами с некоторыми из них мы познакомимся на этой странице.
Первая Бамовская школа в капитальном исполнении была построена в Тынде – это школа № 1 (теперь в этом здании располагается гимназия № 2 ).Ее первым директором был Владимир Павлович Романов, историк по образованию. Сейчас он живет далеко от Тынды. Но не забывает о годах, прожитых на БАМе, пишет об этом стихи. Послушаем стихи Владимира Павловича в исполнении наших ребят.
Тындинский.
Перевал – лишь в полет вороний
МАЗ труднее прошел рубежи
Перед нами, как на ладони,
оживленный поселок лежит.
Вспоминается древняя Нюкжа,
и Онон, и село Уркима,
И бараки совсем неуклюжие,
и старательские дома
Отрываюсь от детских тропок,
двадцать лет – немалый срок.
И районный поселок меж сопок
будто маленький городок.
Говорю, не давая отсрочки
(и в пророчестве нет вреда.)
Не беда, что на улицах бочки
и пока привозная вода.
Не беда – тротуары из досок,
не беда, что дрова во дворах,
Будет город плечистый и рослый,
в этих самых медвежьих горах.
Газ в квартирах станет привычным,
в дом придут и тепло и вода
Будут в Тынду спешить электрички
и байкальские поезда.
Много есть, еще больше будет...
За хорошую жизнь бои,
здесь живут золотые люди-
Земляки коренные мои
Апрель в Тынде.
Изменчивый, обманчивый, раскисший
идет апрель, шатаясь на ходу.
А ночью звезды крупные, как вишни,
все разом отражаются во льду.
В соседний лес вороны прилетели,
сутулятся, гуляют и молчат.
Уносит солнце белые постели,
как мама утром, ласково ворча.
Здесь выше сопок новый город вырос
вода асфальтом вешняя бежит.
И кажется нам катером “Магирус”
и маяками солнца– этажи
А это стихотворение написала Т.Шульга.
Да, нам бывало не сладко:
гас свет, и не было тепла…
И вся-то радость, что палатка
в осенний день не протекла.
И вот он настоящий город,
до туч лохматых этажи,
Где мы с тобой светло и гордо
сто лет, не меньше будем жить!
На нашем уроке присутствует один из замечательных поэтов нашего города, который сейчас перед вами выступит. (Выступление поэта.) Да наш город вырос выше сопок. Дорогие с детства улицы, красивая природа. Вам в нем жить в будущем.
А как бы вы назвали следующую страничку нашего журнала?
"Тында – город будущего".
– Эта наша страничка еще не заполнена. Сделаем это на следующих уроках. Много вы сегодня узнали о Тынде. НО это только частичка богатой истории нашего города, края, нашей маленькой родины.
Песня “Что мы Родиной зовем”.