Турнир смекалистых по информатике для 11-х классов

Разделы: Информатика


Цели:

  • Развитие творческих способностей;
  • Повышение интереса к учебному предмету;
  • Стимулирование освоения программы по курсу "Двоичное кодирование информации".

Оборудование:

  • Карточки с заданиями;
  • Плакаты с римскими и русскими знаками, палочками
  • Жетоны.

Правила проведения конкурса:

В конкурсе участвуют команды от каждого 11 класса (три класса). Жюри определяет победителя при подсчёте числа полученных жетонов. Жетоны выдаются после каждого конкурса. За I место – 3 жетона, за II – 2 жетона, за III – 1 жетон. При оценивании заданий учитываются правильность выполнения, быстрота и рациональность.

Конкурс состоит из двух туров:

Первый – выявление творческих способностей;

Второй – выявление уровня знаний по темам:

  • "Магистрально-модульный принцип построения компьютера";
  • "Единицы информации";
  • "Системы счисления";
  • "Операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления".

 Сегодня мы проводим конкурс, чтобы выявить самый эрудированный класс.

ТУР 1:

Изучая тему ""Магистрально-модульный принцип построения компьютера", мы узнали много терминов. Часть из них вам была знакома раньше, часть слышали, но не знали назначение, а часть услышали впервые.

Задание 1: Записать за 1 минуту как можно больше терминов, связанных с устройством компьютера. Выигрывает та команда, у которой больше редко встречающихся терминов.

После окончания заданного времени, первая команда зачитывает свои слова, а две других вычеркивают повторяющиеся термины, затем вторая команда зачитывает. Подсчитываются только те термины, которых нет больше ни у одной команды.

Компьютер умеет обрабатывать разные виды информации. Он её получает, передаёт и обрабатывает. Попробуем поработать вместо компьютера.

Задание 2: Передать с помощью жестов и мимики действие, совершаемое определёнными животными:

  • Слон купается;
  • Обезьяна ест банан;
  • Кот умывается.

Один жетон дается за правильно угаданного животного любой первой угадавшей команде.

Задание 3: Передать с помощью рисунка на листке профессию человека:

  • Дворник;
  • Пекарь;
  • Сварщик.

Один жетон дается за правильно угаданную профессию любой первой угадавшей команде.

Задание 4: С помощью пантомимы изобразить устройства:

  • “Мышка”;
  • Принтер;
  • Сканер.

Один жетон дается за правильно угаданную профессию любой первой угадавшей команде.

ТУР 2:

Известно много способов представления чисел. В любом случае число изображается группой символов (словом) некоторого алфавита. Будем называть такие символы цифрами, символические изображения чисел – кодами, а правила получения кодов – системами счисления (кодирования).

Система счисления – совокупность правил для обозначения и наименования чисел.

Система счисления делятся на виды:

  1. Непозиционные системы счисления;
  2. Позиционные системы счисления.

Простейшая и самая древняя – так называемая унарная система счисления. В ней для записи любых чисел используется всего один символ – ПАЛОЧКА, УЗЕЛОК, ЗАРУБКА, КАМУШЕК. Длина записи числа при таком кодировании прямо связана с его величиной. Именно унарная система счисления до сих пор вводит детей в мир счёта. Сами того не зная, этим кодом пользуются малыши, показывая на пальцах свой возраст.

Непозиционной называется такая система счисления, в которой количественный эквивалент каждой цифры не зависит от её положения (места, позиции) в коде числа.

Непозиционные системы счисления возникли раньше позиционных.

Задание 5: Проверьте свой глазомер и подсчитайте количество палочек:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

Ответ: 38

Римская система счисления.

Правила записи римских чисел:

а)

I V X L C D M
1 5 10 50 100 500 1000

б) Если сначала записана единица большего разряда, а потом такого же или меньшего, то эти единицы надо сложить:

VI = 5 + 1 = 6,
XX = 10 + 10 = 20,
CI = 100 + 1 =101.

в) Если сначала записана единица меньшего разряда, а потом большего, то меньшую единицу надо вычесть из большей:

IV = -1 + 5 = 4,
IX = -1 + 10 = 9,
XC = -10 + 100 = 90.

г) Слева записывается не более одной единицы, десятка или сотни.

д) Справа записывается не более трёх единиц, десятков или сотен.

Задание 6: Запишите числа в десятичном виде:

XXXIII, XL , XLIV, XCII , MMDCCLXXVIII, XXXVI, CD, MMDC, XCIX, MCMXLIX.

Ответ: 33, 40, 44, 92, 2778, 34, 400, 2600, 99, 1949

Задание 7: Запишите числа римскими знаками:

87, 91, 179, 670, 1200, 2680, 5678.

Ответ: LXXXVII, XCI, CLXXIX, DCLXX, MCC, MMDCLXXX, MMMMMDCLXXVIII.

В старину на Руси широко применялись системы счисления очень напоминающие римскую. С их помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате подати (ЯСАКА) и делали записи в податной тетради.

– тысяча рублей.
– сто рублей.
– десять рублей.
– один рубль.
копейка.

Задание 8: Какую сумму денег надо было заплатить сборщику податей, если получили бы следующие квитанции об уплате за движение по дороге и за пользование солью:

Ответ: 2310 рублей 8 коп, 1325 рублей 28 коп.

Позиционной называется такая система счисления, в которой количественный эквивалент каждой цифры зависит от её положения (места, позиции) в коде числа.

В привычной для нас системе счисления для записи чисел используются десять различных знаков (цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Поэтому её называют десятичной. Из двух написанных рядом цифр, например 55, левая – выражает число, в десять раз большее, чем правая. Имеет значение не только цифра, но и её место, позиция.

Задание 9: Перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную и построить по данным координатам рисунок:

А (1 ; 11) – В (101 ; 11) – C (101 ; 1010) – D (11 ; 1010) – E (11 ;1001) – F (101 ;1001) – M (1 ; 11) – N (11 ; 1 ) – K (1001 ;1) – L (1010 ;110) – S (101 ; 11)

Должен получиться рисунок:

Задание 10: В классе 36 учеников, 1А16 девочек.

Сколько в классе мальчиков?

Ответ: 1А16 = 1· 16 + А = 16 + 10 = 26 девочек, значит мальчиков 10.

Знание единиц информации очень важно. Наименьшими единицами являются БИТ и БАЙТ. Все остальные единицы являются производными путём добавления приставок: КИЛО, МЕГА, ГИГА.

Задание 11: Вставить недостающие приближенные числа.

? Кбайт = 500 байтов
3 Гигабайта = ? байт = ? бит
? Кбайт = ? байт = 16000 бит

Ответ:

0,5 Кбайт = 500 байтов
3 Гигабайта = 3 000 000 байт = 24 000 000 бит
2 Кбайт = 2 000 байт = 16 000 бит

Подведение итогов.