Тема урока "Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цели урока:

  1. Образовательные:
  2. познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов; познакомить учащихся с характерными признаками шляпочных грибов; дать представление о съедобных и ядовитых шляпочных грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.

  3. Воспитательные:
    1. Воспитание наблюдательности.
    2. Формирование мотивации работы с дополнительной литературой.
    3. Воспитание культуры труда.
    4. Осуществлять эстетическое воспитание через показ красоты грибов.
    5. Формировать бережное отношение к природе.
  1. Развивающие:
    1. Развивать когнитивные процессы учащихся.
    2. Развивать понятия о многообразии живых организмов, взаимосвязи строения и функции, приспособленности строения организма к образу жизни.
    3. Уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.
    4. Продолжить развитее основных биологических понятий, элементов творческой деятельности школьников.

Оборудование: таблицы: “Строение шляпочного гриба”, “Грибы съедобные и несъедобные”, натуральные объекты – плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, консервированные грибы, гербарии, презентация “Шляпочные грибы”, мультимедиа, телевизор, DVD, фильм из цикла BBC “Живая планета”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, наличия учебных принадлежностей у учащихся (в парах).

2. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся

Проверку домашнего задания мы проведем с вами в виде теста по вариантам. Ваша задача правильно ответить на вопросы, выбрав ответ. Время работы 2 минуты.

Программированный опрос учащихся по теме: “Царство бактерий” по вариантам. (Слайд №3.)

1. КЛЮЧ К ТЕСТУ №1. (Слайд №4)

Взаимопроверка работы учащихся с помощью образца правильных ответов через проектор, подготовлено учителем с помощью мультимедиа. Сообщение критериев оценки.

Тест мы с вами выполнили неслучайно, т.к. его результаты очень важны. Поскольку, не зная предыдущей темы, будет сложно воспринять новый материал.

3. Изучение нового материала (I часть).

А сейчас обратите свое внимание на экран. (демонстрация слайдов на фоне музыки А.Пахмутовой “Как прекрасен этот мир, посмотри!”.) (Слайд №5).

Учитель:

– Ребята, назовите известные царства органического мира.(Уч-ся перечисляют 5 царств органического мира).

– Какие царства мы с вами изучили? (Мы изучили царства растений и бактерий).

– Назовите характерные признаки растений и бактерий. Заполнение таблицы (работа в парах):

Ответы учащихся.

– Какое великое разнообразие живых организмов населяет нашу планету!Прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю вам отгадать загадки. Внимание на экран . (Слайд №6)

Ответы учащихся.

Учитель:

– Как вы уже поняли, речь на уроке пойдет о грибах.

Тема нашего урока: “Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы”. (Слайд №7)

– Когда мы говорим о грибах, какие грибы вам вспоминаются в это время? Какие грибы вы знаете? (подосиновики, сыроежки, опята…). (Слайд №8).

Учитель:

– Казалось бы, что удивительного в скромной сыроежке, красавце подосиновике?

Почти каждый из нас их собирал, сушил, жарил, солил… так поступали в глубокой древности. Может быть тогда еще людей поразила особенность грибов появляться как будто бы из ничего за считанные дни и часы.

Постановка проблемы урока учителем:

– Что же такое грибы? Что это за загадочные создания? Почему их выделили в особое царство? Чем они отличаются от других царств органического мира? На эти вопросы нам необходимо будет найти ответ на уроке. Сообщение цели урока. (Слайд №9).

Изучением грибов занимается наука “Микология” (греч. “микос” – “гриб”, “логос”– “наука”). Родоначальник немецкий ученый Генрих Антон Бари (1831-1888г.). (Слайд №10).

Первичное знакомство с терминами и понятиями.

На доске вывешивается таблица с опорным словом “Микология”. В настоящее время насчитывается около 100 тысяч различных грибов. Царство грибов одно из самых больших и процветающих групп организмов.

Учитель:

– Как вы думаете, все ли грибы похожи друг на друга?

Внимание на экран.

Многообразие грибов. (презентация учащегося). (Слайд №11).

(грузди, маслята, мухоморы, плесень на хлебе, ржавчина на злаках, лишай на коже человека, дрожи)

Доклады: “Дама под вуалью”, “Трюфели” – сообщения учащихся.

Среда обитания грибов. (сообщение учащегося). (Слайд №12-15)

Обобщение знаний по новой теме.

Учитель:

– Какова среда обитания грибов? (Грибы обитают в различных средах: в почве, опаде, на деревьях, в воде, растениях, телах животных и человека).

Учитель:

– Мир грибов обширен и многолик. Несмотря на большое разнообразие все грибы можно разделить на две группы:

Классификация грибов. (Слайд №16).

На экране (слайд №17) “Современная система органического мира”

Учитель:

– Посмотрите, к какому надцарству принадлежат грибы? (Эукариот) Что это значит? (В клетках грибов есть ядра)

Учитель:

– Как вы думаете, почему грибы занимают особое положение в органическом мире? Почему их относят к одному царству?

Самостоятельная работа с учебником.

Стр. 194-195 учебника. Подготовить устные ответы на вопросы (вопросы лежат на столах учащихся): (Слайд №18). Время работы 3 мин.

  1. Назовите черты сходства растений и грибов.
  2. Назовите черты отличия растений и грибов.
  3. Что общего у грибов с животными?

Проверка самостоятельной работы учащихся.

– Мир грибов обширен и многолик. Что общего между пламенеющим в лесу мухомором, зеленой плесенью, серой гнилью на ягоде клубники и пакетике дрожжей?

Тем не менее все это грибы, т.к. в их строении есть общие черты. Что же это за черты? Для этого рассмотрим строение шляпочных грибов.

Самостоятельная работа с учебником. Знакомство с терминами и понятиями.

Прочитайте текст учебника стр. 195. Закончите схему. Время работы 5 мин.

Обобщение знаний по новой теме.

На доске вывешиваются таблицы с опорными словами.

Учитель:

– Правильно ли вы справились с работой? Внимание на экран. (Слайд №20). “Строение шляпочных грибов”.

Типы шляпочных грибов. (Слайд №21).

Ответы учащихся на вопросы:

  1. Какие грибы называются шляпочными?
  2. Что называют мицелием у грибов?
  3. Какова функция плодового тела гриба?
  4. В чем отличие трубчатых грибов от пластинчатых?

Учитель:

– Теперь изобразим строение шляпочного гриба в тетради. Для этого выполним лабораторную работу. Откройте тетради стр. 51, учебник стр. 286.

Лабораторная работа: “Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов”. Инструктаж. (Слайд№22). Время выполнения 6 мин. (Работа в группах по 4 человека).

Учащиеся зачитывают сделанные к работе выводы.

Здоровьесберегающие технологии

Учитель:

– Приходилось ли вам когда-нибудь видеть “ведьмины круги”? С давних времен люди наблюдают из года в год появление грибных кругов правильной формы, кто-то словно циркулем отвел круглую борозду и посеял в нем грибы. Люди не могли объяснить принцип их появления и связывали их с ведьмами, колдуньями. Что же это на самом деле? Это грибница гриба. (Сообщение учащегося).

Словарная работа с терминами.

Учитель:

– Гифы образуют плотное переплетение– сложную ткань. Из нее образованы мицелий и плодовое тело. Почему так называется “Плодовое тело”?( т.к. в них созревают споры)

На доске слева в столбик вывешиваются таблички с опорными словами: мицелий, гифы, плодовое тело. (Работа учащихся со словарем в тетрадях).

Учитель:

– Ребята, какие вам известны способы размножения в органическом мире? (Половое, бесполое). (Слайд №23) “Способы размножения грибов”. Работа с таблицей. (Работа в парах).

Учитель:

– Ребята, для того чтобы расти, что вам необходимо делать? (Необходимо питаться).

– Для того чтобы вырос гриб ему тоже необходима еда. Рассмотрим способы питания грибов.

Способы питания грибов. (Слайд №24).

– Ребята, вы обращали внимание на то обстоятельство, что многие грибы поселяются на хлебе, моркови, картофеле, варенье? Почему, как вы думаете?

(Грибы питаются готовыми органическими веществами.)

– Как называются организмы, питающиеся таким образом? (Сапрофиты)

-Какие вы знаете организмы, которые питаются подобным образом? (бактерии)

Учитель:

– Каждый грибник знает, что рыжики лучше искать в молодом ельничке, маслята – в сосновом лесу. Почему? В чем причина такого устойчивого соседства?

Оказывается многие грибы научились дружить с деревьями и кустарниками. Это

явление называется микориза.

Словарная работа с терминами.

“Микориза” (греч. “микос” – гриб, “риза”– корень). Первым выявил и изучил микоризу русский ученый Ф.М.Каминский в 1881 году. У некоторых растений микориза необходима: например, орхидеи не дадут семена без гриба – партнера.

– Что же получает гриб от дерева, а дерево от гриба? (Ответы учащихся: корни дерева получают воду и минеральные вещества, гриб – органические вещества.)

– Как называется такой способ полезного сожительства? (Симбиоз, а грибы – симбионты).

– Какие организмы питаются симбиотическим путем?(Бактерии клубеньковые).

Учитель:

Встречаются грибы – паразиты (лишай), а также грибы – хищники. Просмотр фрагмента фильма из цикла BBC “Живая планета”.

Изучения нового материала (II часть).

Формирование знаний о свойствах грибов.

Практическое значение грибов. (Слайд №25).(Сообщение учащегося)

Учитель:

– Какую роль играют грибы в природе и жизни человека? (Ответы учащихся)

– Все ли грибы можно собирать? (Слайд №26).

Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)

Особенности ядовитых грибов. (Слайд №27).

Межпредметная связь.

Первая помощь при отравлении

(Выступление в роли медработника ученицы класса. Её комментарии к слайду.) (Слайд №28).

– Что нужно делать, если произошло несчастье?

Учитель:

– Какие правила необходимо соблюдать при сборе грибов? Об этом мы узнаем из кадров фильма из цикла BBC о живой природе. Внимание на экран. (Демонстрация фрагмента фильма).

Правила сбора грибов. (Слайд №29).

4. Повторение и закрепление материала.

Подведем итог изученного и усвоенного на уроке. Для этого выполним тест. Работу №127 “Самостоятельные работы учащихся” А.М. Розенштейн. (Слайд №30).Работа по вариантам.

Ключ к тесту№2: (Слайд №31).

(Взаимопроверка, работа в парах, сообщение критериев оценки.)

Учитель:

– Что интересного для себя вы узнали на уроке?

Учитель:

– Сделайте вывод по теме урока.

Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных, шляпочные грибы – симбиотические организмы. Повреждение грибниц ведет к гибели грибов, но и замедляет рост растений. Каждому человеку нужно знать правила сбора грибов, оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами, уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.

5. Выставление оценок. Комментарий оценок. Рефлексия.

6. Домашнее задание

Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники. Взаимопроверка записи д/з в дневниках. (Слайд №32).

  • §53, стр.194-196.
  • Дополнительные задания по выбору: стилизованные грибки с заданиями на доске (Творческое задание учащимся). Рисунок №1.

7. Организационный момент.

Приложение №1 (Презентация. “Грибы.Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.”)

Приложение №2. (Грибная зарядка).

Рисунок №1

Литература

  1. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. – М.: Просвещение: АО “Учеб. Лит.”, 1996.
  2. Демьянов Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение: АО “Учеб. Лит.”, 1996.
  3. Журнал “Юный натуралист” №8 2006 год.
  4. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. “Вако”, Москва, 2005.
  5. Пономарева И.Н. ,Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. “Вентана – Граф”, 2004.
  6. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Москва “Просвещение”, 1988.
  7. Советова Е. В. Оздоровительные технологии в школе. – Ростов н/Д: издательство “Феникс” 2006.
  8. Шульга К.В., Карклина Э.И. Грибы наших лесов. Минск, 1966.