Цель урока: закрепить и обобщить знания о написании гласных после шипящих.
Задачи урока:
- Образовательная: повторение темы; формирование навыков правописания и самоконтроля; совершенствование навыков письма.
- Воспитательная: привитие детям любви к родному языку, пропаганда ЗОЖ.
- Развивающая: расширение словаря учащихся, развитие речи, мышления, познавательных интересов.
Тип урока: закрепление.
Оборудование: маршрутная карта, наборы слогов в конвертах, шкала знаний, учебник “Русский язык”, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Москва “Баласс”, 2006.
Ход урока
1. Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Действительно ли оно доброе для всех? Поднимите руку, кто пришел в школу с таким настроением? А с таким? А вот с этим? (демонстрация человечков):
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.
2. Сообщение темы урока, целеполагание.
Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Жишино. Рассмотрите маршрутную карту и попробуйте определить тему урока.
(Варианты детей)
Маршрутная карта.
А что хотите закрепить, повторить на этом уроке?
(Ответы детей.)
У.: Повторим правописание гласных после шипящих.
3. Минутка чистописания.
Вот мы и на вокзале, нам нужны билеты. Вагоновожатый говорит, что получат билеты все, кто справится с заданием: красиво напишет буквы Чч Шш Щщ Жж.
А сейчас вниманье всем
В тетради много перемен
Число запишем, а потом
К работе в классе перейдем.
Чч Шш Щщ Жж
У них усы не для красы
Покажут время мне … (чАсы)
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь … (тишИна).
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.
(щУка)
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель … (ежИк).
Найдите и подчеркните орфограммы – гласные после шипящих (Работа с комментированием).
Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков. (Ежик)
Молодцы! Все получают билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.
4. Повторение.
- Посмотрите, сколько пассажиров у поезда! Давайте поможем заселиться тем пассажирам, в названиях которых есть буквосочетания жи/ши, ча/ща, чу/щу. (жИраф, мышИ, моржИ, ужИ).
Давайте запишем эти слова, обозначим ударение, выделим орфограммы. Подчеркните 1 чертой слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую. (ужи) Почему?
Сравните слова на доске и в тетради.
- Ребята, мы приближаемся к станции Чаща Березовая. Посмотрите в окно – там роща. Здесь мы поиграем в игру “Наборщики”.
У вас на партах лежат карточки со слогами. Вы должны в паре составить, обсудив слова, записать их в тетрадь, подчеркнув орфограмму гласную после шипящих. На задание отводится 5 минут. (Фронтальная проверка.)
(Роща, свеча, дача, часы.)
Что общего у этих слов? (2 слога.)
Какое правило вспомнили, выполняя данное задание? (ЧА–ЩА.)
- А за окном – станция Зарядкино.
Ши-ши-ши – ты руками помаши,
Жи-жи-жи – право-лево покажи
Ча-ча-ча – тяни руки до плеча
Ща-ща-ща – головою повращай
Чу-чу-чу – ты присядь, я промолчу
Щу-щу-щу – глазки я поморщу.
- Подъезжаем к станции Чудная.
Работа по учебнику (стр.107, упр.178.)
Прочитайте предложения, карандашом вставьте пропущенную букву, в тетрадь запишите по памяти 1предложение по выбору. (Взаимопроверка.)
Какое правило нужно помнить? (ЧУ-ЩУ.)
- А за окном станция “Лужайкино”.
Подвигайте пальчиками ног, поиграйте пальчиками рук, пошевелите ушками, а теперь носиком, глазками. Теперь у нас нет ничего, что еще хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем. Наш волшебный кузнечик может выполнять команды. 1. Глазками передвигаем кузнечика по таблице из 1 окошка в другое по моей команде: вверх, вправо, вниз, вниз. Где, в каком доме наш кузнечик.
- А вот мы добрались и до конечного пункта – Жишино. Недалеко от этой станции находится город Ватных Одеял.
- Ваша задача – внимательно прослушать сказку, по ходу записывая слова с орфограммой И после букв Ж и Ш, подчеркивая правило.
Все ЖИТЕЛИ этой страны ходили, закутавшись в ватные одеяла.
В этой стране ЖИЛА королевская семья. Все было у них: и деньги, и слава, и МАШИНЫ, но не было счастья, т.к. маленький принц часто болел. Родители не жалели денег на самые ПУШИСТЫЕ одеяла, но болезни не отступали.
Но вот однажды в этой стране появился врач, который умел лечить куталок. Король сразу же его пригласил во дворец, чтобы он осмотрел принца. Осмотрев, доктор приказал перестать кутаться в одеяла, спать с открытой ШИРОКО форточкой, гулять в любую погоду по парку, ходить в лес, почаще бегать босиком по траве, по влажному песку.
И действительно, скоро принц перестал болеть, и король сделал его главным министром., вручил ему разные подарки – ЛАНДЫШИ, ШИПОВНИК, КАРАНДАШИ.
(Фронтальная проверка, ответы на доске.)
Какое правило вспомнили на этой станции? (ЖИ/ШИ.)
Ребята, а как вы думаете, почему принц скоро перестал болеть? Какие принципы закаливания вы знаете? А кто из вас закаляется? Для чего нужно закаляться?
5. Итог урока, оценивание знаний, настроения.
Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание орфограммы гласные после шипящих. На память о поезде у вас останутся билеты на веселый поезд. Рассмотрите их и запомните правила.
Совет на память сохранив,
Запомни навсегда:
ЖИ– ШИ пишите с буквой И!
ЧУ–ЩУ пишите с буквой У!
ЧА–ЩА пишите с буквой А!
(Настроение оцениваем рожицами, знания – шкалой.)
Я понял тему. Я понял тему и могу объяснить другому. Мне нужна помощь
6. Д/З: стр.110, упр. 181, подготовиться к диктанту.