Урок-обобщение по теме "Строение атома. Химическая связь" (игра-соревнование)

Разделы: Химия


Цель: обобщение и систематизация знаний по вышеуказанной теме, повторение основных понятий, дальнейшее развитие умения работать с Периодической системой Д.И.Менделеева; развитие памяти, логического мышления; воспитание чувства ответственности, коллективизма, формирование соревновательного духа.

Форма урока: работа в группах

Предварительная подготовка: класс делится на команды в составе четырех человек, каждая команда выбирает капитана, придумывает название; для каждой команды  готовятся карточки с заданиями.

Оборудование: таблицы «Схемы образования связи», чистые листы А4 для каждой команды, маркеры или фломастеры, карточки с заданиями для конкурсов №2, 3, карточки для конкурса капитанов, оценочные лист, презентация «Строение атома. Химическая связь».

Оценка каждого конкурса. Максимальное количество баллов, которое можно набрать в каждом конкурсе.

1 – 4 балла, 2 – 2 балла, 3 – 2 балла, физминутка – 1 балл, 5 – 3 балла, 6 – 4 балла   + дополнительные баллы

Проводится индивидуальная оценка каждого ученика участниками команды по оценочным листам

Фамилия, имя

№ конкурса

Итог.

Кол-во бал.

Оценка

1

2

физминутка

4

6

Доп.

баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1 конкурс. Разминка «Повторение основных понятий» (См. приложение 1)

Вопросы задаются каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Если участники какой-либо команды затрудняются с ответом, вопрос переходит другой команде. Участник, правильно ответивший на вопрос, получает дополнительно 1 балл

Конкурс индивидуальный, оценивают сами участники команды.

  • Атом состоит из
  • Протоны заряжены
  • Электроны  заряжены
  • Нейтроны
  • Заряд ядра равен
  • Число энергетических уровней равно
  • Число протонов равно
  • Число электронов равно
  • Число нейтронов равно
  • Изотопы – это
  • Ионы – это
  • Ионная связь – это
  • Ковалентная связь – это
  • Разновидности ковалентной связи
  • Электроотрицательность – это
  • Металлическая связь – это

2 конкурс. Запишите названия, символы, порядковый номер, номера периода и группы, название подгруппы: главная или побочная, относительную атомную массу химических элементов в атомах которых (См. приложение 1)

6 протонов, 6 нейтронов, 6 электронов

13 протонов, 14 нейтронов и 13 электронов

56 протонов, 81 нейтрон и 56 электронов

22 протона, 26 нейтронов и 22 электрона

Все участники команды выполняют задание на выданной карточке, затем сдают учителю.

Конкурс групповой, оценивается учителем.

3 конкурс. Соотнесите названия химических элементов с обозначениями их атомов. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из изотопов водорода _ _ _ _ _ _ _ _

Буквы в таблице расположены не по порядку. (См. приложение 1)

Все участники команды выполняют задание на выданной карточке, затем сдают учителю.

Конкурс групповой, оценивается учителем.

Название химического элемента

40

Э

20

32

Э

16

14

Э

7

24

Э

12

33

Э

16

15

Э

7

42

Э

20

25

Э

12

Азот

С

О

Д

И

Г

Е

К

С

Кальций

Й

К

Н

Ц

У

С

Т

Н

Магний

Г

О

С

Е

О

К

О

Р

Сера

О

И

М

Н

Й

У

С

Ю

Физминутка

Для каждого участника команды заранее на доске записывается задание. Физминутка проводится в виде эстафеты. Эстафетной палочкой служит кусочек мела. Участники по очереди напротив записи энергетических уровней записывают символ химического элемента. Учитывается правильность ответов и, кто быстрее выполнит задание.

Назовите химические элементы, зная распределение электронов по энергетическим уровням.

2,8,7

2,8,8

2,6

2,8,1

2,4

2,8,3

2,8,8,1

2, 8,4

2,8,8,2

2,1

2,8,6

2,8, 5

2,2

2,8,2

2,2

2,6

Конкурс оценивается участниками команды

4 конкурс – конкурс капитанов. Назовите частицы, схемы электронного строения которых

Карточки раздаются капитану каждой команды. Ответ оценивается учителем

+13  2,8

+9    2,8

+19  2,8,8

+16   2,8,8

5 конкурс. Определите вид химической связи для следующих веществ: (См. приложение 1)

Н2, Аl, К2S, H2O

Каждый участник группы записывает на листе А4 фломастером схему образования связи и вывешивает на доске. Затем проверяет весь класс

Подведение итогов

11 баллов и больше – отметка 5

8-10 баллов отметка 4

6-7 баллов – отметка 3

Список литературы

1. Габриелян О. С. Химия 8 класс. Москва, издательство «Дрофа», 2009

2. Габриелян О. С. Рабочая тетрадь по химии к учебнику  8 класса. Москва, издательство «Дрофа», 2009.