Цели:
1. Организационный момент. Слово учителя.
- Цель нашего сегодняшнего урока вспомнить, чем отличается текст-повествование, попробовать создать свой текст по сюжетным картинкам. Попутно мы повторим то, что уже знаем о глаголе.
2. Работа над теоретическими понятиями. Знакомство с рассказом, как одним из видов повествования.
Рассказ - это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев.
- Какие части выделяют в рассказе?
В рассказе выделяются 3 части:
Завязка – событие, с которого начинается действие, от которого зависит развитие последующих действий;
Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа;
Развязка – заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.
- Вспомним рассказ И. С. Тургенева “Муму”. Где в нём завязка, кульминация, развязка?
3. Работа с упр. 623, стр. 233. работаем по вопросам упражнения.
- В каком времени мы будем ставить глаголы, рассказывая эту историю?
4. Поставьте глаголы в прошедшее время, определите вид.
Принести портрет –
Решить повесить на стену –
Принести лестницу –
Держать лестницу –
Залезать –
Размахнуться молотком –
Ударить по голове –
Схватиться за голову –
Отпустить лестницу –
Попасть молотком по пальцу –
Упасть на сына –
Удариться головой –
Заплакать от боли –
Замотать голову –
5. Введение диалога или прямой речи в текст. Повторение п. 47, 48, с. 93, 96.
“П”, - а. А: “П”.
- Запишите предложения (или расстановка знаков препинания по уже готовому тексту). Папа сказал: “Давайте повесим портрет на стену”
“Это здорово”, - ответила мама.
“Сейчас я принесу лестницу и молоток”, - сказал отец.
“Можно я буду вам помогать?” - спросил сын.
- Переделать записанные предложения в диалог, запишите.
6. Работа с упр. 624.
Жест – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее жест.
Мимика – движение мышц лица выражающее внутреннее душевное состояние.
- Попробуйте подобрать словосочетания, передающие мимику, жесты героев.
Дополнительная лексика, выражающая жесты и мимику.
Схватился за голову, всплеснула руками, довольно улыбался, лицо сморщилось от боли, нежно гладила по голове, показывала рукой на портрет, горько заплакал, испуганно смотрел на отца.
8. Попробуйте составить рассказ и рассказать его устно.
Домашнее задание: написать рассказ по картинкам.