Урок русского языка в 5-м классе по теме "Рассказ. Устный рассказ "Однажды"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познакомить учащихся с основными частями рассказа;
  • на основе материала к сочинению закрепить изученное о глаголе (вид, время),
  • повторить особенности оформления прямой речи и диалога;
  • закрепить знания о повествовании как одном из типов текста;
  • развивать устную и письменную речь учащихся.

1. Организационный момент. Слово учителя.

- Цель нашего сегодняшнего урока вспомнить, чем отличается текст-повествование, попробовать создать свой текст по сюжетным картинкам. Попутно мы повторим то, что уже знаем о глаголе.

2. Работа над теоретическими понятиями. Знакомство с рассказом, как одним из видов повествования.

Рассказ - это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев.

- Какие части выделяют в рассказе?

В рассказе выделяются 3 части:

Завязка – событие, с которого начинается действие, от которого зависит развитие последующих действий;

Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа;

Развязка – заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.

- Вспомним рассказ И. С. Тургенева “Муму”. Где в нём завязка, кульминация, развязка?

3. Работа с упр. 623, стр. 233. работаем по вопросам упражнения.

- В каком времени мы будем ставить глаголы, рассказывая эту историю?

4. Поставьте глаголы в прошедшее время, определите вид.

Принести портрет –

Решить повесить на стену –

Принести лестницу –

Держать лестницу –

Залезать –

Размахнуться молотком –

Ударить по голове –

Схватиться за голову –

Отпустить лестницу –

Попасть молотком по пальцу –

Упасть на сына –

Удариться головой –

Заплакать от боли –

Замотать голову –

5. Введение диалога или прямой речи в текст. Повторение п. 47, 48, с. 93, 96.

“П”, - а. А: “П”.

- Запишите предложения (или расстановка знаков препинания по уже готовому тексту). Папа сказал: “Давайте повесим портрет на стену”

“Это здорово”, - ответила мама.

“Сейчас я принесу лестницу и молоток”, - сказал отец.

“Можно я буду вам помогать?” - спросил сын.

- Переделать записанные предложения в диалог, запишите.

6. Работа с упр. 624.

Жест – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее жест.

Мимика – движение мышц лица выражающее внутреннее душевное состояние.

- Попробуйте подобрать словосочетания, передающие мимику, жесты героев.

Дополнительная лексика, выражающая жесты и мимику.

Схватился за голову, всплеснула руками, довольно улыбался, лицо сморщилось от боли, нежно гладила по голове, показывала рукой на портрет, горько заплакал, испуганно смотрел на отца.

8. Попробуйте составить рассказ и рассказать его устно.

Домашнее задание: написать рассказ по картинкам.