Варианты работы с ребёнком при подготовке к школе могут быть самыми разнообразными. Смена парадигмы образования заставила по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в ДОУ при подготовке детей к школе.
Современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения детей дошкольного возраста.
В своей работе мы используем мультимедийные игры в соответствии с лексической темой.
Эти игры привлекают внимание детей, вызывают огромный интерес, стимулируют познавательную активность.
Цель нашей работы: “Обеспечить принятие ребёнком нового вида деятельности как привычного посредством компьютерно-игрового комплекса”.
Задачи.
- Обогащение и активизация словарного запаса
- Развитие лексико-грамматического строя речи
- Развитие связной речи
- Развитие коммуникативной стороны речи
- Формирование пространственных и временных отношений
- Коррекция психических процессов: анализа, синтеза, внимания, памяти, мышления
- Развитие познавательной деятельности
Формы организации.
- Занятия (учитель-логопед)
- Домашняя игротека (родители)
Основу организации работы определяют
следующие принципы:
ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Одним из главных путей пополнения словарного запаса ребёнка является обогащение его опыта, расширение представлений о природе, обществе, взаимоотношениях людей.
Закрепление родовых понятий и соответствующих им слов-обобщений осуществляется на основе чётких представлений о значении каждого понятия.
В словаре будущих первоклассников должны быть слова всех частей речи: числительные, глагольные формы, сложные предлоги,… Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия, состояние предметов, чувства человека, свойства характера.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
“Назови одним словом”
“Загадки и отгадки”
“Найди детёныша”
“Кто где живёт”
“Назови признаки предмета”
“Чей хвост?”
“Какой сок?”
“Что делает мишка?”
“Кто что ест?”
Помоги маме сварить суп”
“Говори наоборот” и др.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Главное направление в работе по развитию грамматического строя речи - помочь относится детям к грамматике осознанно.
Вторым, не менее значимым направлением в работе по совершенствованию грамматического строя дошкольников считается предупреждение ошибок в употреблении отдельных грамматических форм.
“Один-много”
“Назови ласково”
“Измени по образцу”
“Сосчитай до пяти”
“Исправь ошибку”
“Кому это нужно?”
“Чьи вещи?”
“Кого угостим?”
“Большой-маленький” и др.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Основные виды связного высказывания - рассказ и пересказ. В мультимедийных играх мы используем составление рассказа.
Основные задачи:
- учить правильно строить рассказ: начинать с начала, соблюдать логическую последовательность;
- развивать образную речь детей;
- учить использовать точные слова для называния предметов, действий, признаков;
- учить грамматически правильно строить предложения.
Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно при помощи серийных картинок. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение, и вместе они соединяются в связный рассказ.
При составлении описательного рассказа можно использовать схему.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ
Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Им гораздо труднее сосредоточиться на выполнении задания в условиях словесной, чем зрительной инструкции.
Все виды контроля за деятельностью часто несформированны или значительно нарушены.
У детей возникают трудности в установлении причинно-следственных связей; без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия.
Зрительная память у детей с ОНР практически не отличается от нормы. Эти дети медленнее ориентируются в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой ниже. Как правило, они не используют речевое общение с целью уточнения инструкции. Для этого мы используем и игровые упражнения.
“Театр теней”
“Отгадай загадки”
“Что общего и чем отличаются друг от друга?”
“Что лишнее?”
“Что изменилось?”
“Найди отличия”
“Найди недостающий предмет”
“Что сначала, что потом”
“Почини сапожки”
“Назови предмет”
“Найди кто спрятался” и др.
Предлагаемая форма занятий:
- сохраняет здоровье ребёнка;
- уменьшает сроки коррекции;
- комплексно корректирует нарушения развития;
- позволяет максимально привлечь родителей к коррекционной работе.
Список использованной литературы
1. Антошин М. К. Учимся работать на компьюторе. М.: Айрисс-пресс, 2008.
2. Бабаева Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером. М.: 2003.
3. Говиц Ю.М., Зворыгина Е.В., Поддьяков Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.