Поисково-исследовательская деятельность на уроке искусства как средство формирования творческого потенциала личности

Разделы: Музыка


Значительное влияние на поведение и деятельность
оказывает то знание, которое самостоятельно
усвоено человеком и связано с открытием,
сделанным им самим.
Карл РОДЖЕРС

Концепция развития нашего общеобразовательного учреждения опирается на приоритет идеи о раскрытии и формировании индивидуальности растущего человека и  сохранения его физического, психического и социального здоровья. В ней заложена логика образовательного движения – «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности.

Занятия учащихся музыкально-художественной деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития личности, но и формированию  общих способностей школьника, становлению его индивидуальности. Для этого важно, чтобы на уроке  ребенок не только учился вслушиваться в музыку, фантазировать об услышанном, умел импровизировать, но и ощущал радость открытия, исследования, умения самостоятельно разобраться в ситуации.

Изучая  опыт российских ученых-педагогов  В. В. Давыдова и  Д. Б. Эльконина, Дереклеева Н.И., Леонтовича, Масленникова, А.В., наблюдая за детьми на уроках, я пришла к выводу, что  транслируемое знание не выполняет роли средства, развивающего личность. Наиболее продуктивным способом освоения человеком мира является включение ученика в процесс добывания знаний, их «порождение заново» Поэтому на своих уроках использую педагогическую технологию исследования, которая характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, творческого потенциала личности.

Основные содержательные линии моей работы

  • Обогащение опыта эмоцианально-ценностного отношения учащихся к искусству  через поисково-исследовательскую деятельность самих учащихся
  • Усвоение изучаемых произведений и знаний об искусстве  при помощи поисково-исследовательской деятельности учащихся
  • Овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки)
  • Обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности учащихся  в ходе поисково-исследовательской деятельности.

На уроках музыки и МХК  индивидуальная и групповая работа является составной частью коллективно-познавательной деятельности учащихся, так как активно мотивирует положительные учения школьников.

Пути исследования на моих уроках

Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

На своих уроках я стремлюсь, чтобы у детей при каждой нашей встрече с миром искусства возникало чувство неудовлетворенности имеющимися знаниями, что побудило бы их к стремлению узнать что-то новое, став на пути открытий. Считаю необходимым ставить перед ребенком такие проблемы, которые заставят его искать пути их решения, побуждать к выдвижению предположений и догадок, делать собственные выводы и учиться отстаивать свою точку зрения.

На уроках  я применяю следующие виды учебных исследований

  • по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
  • по месту проведения: урочные  и  внеурочные
  • по времени проведения: кратковременные, долговременные;
  • по теме: предметные, свободные.

Поисково-исследовательская деятельность помогает самостоятельно добывать знания, повышает успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, формирует адекватную самооценку, развивает навыки самоорганизации.

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения, в частности УМК «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой. Программа Л. В. Школяр Музыкальное искусство», по которой я работаю, предполагает познание музыки как самостоятельную деятельность обучающихся, а деятельность учителя – не работа по «трансляции» ЗУНов, а его методическое творчество  в организации исследовательской деятельности школьников.

Суть моих уроков музыкального искусства в начальной школе не в «закладывании» в сознание детей знаний, состоящих из ответов на «ключевые» вопросы музыкального искусства (это вторично!), а в постоянном поддержании  у детей состояния сомнения и поиска.

С первых уроков первоклассникам  стараюсь привить интерес к исследовательскому процессу путем расстановки интеллектуальных «ловушек», «засад», создания «ложных следов». Приучая детей видеть в музыке средство анализа своих чувств, когда они задумываются над вопросами: Что и как я чувствую? Почему так оцениванию? Как я вообще воспринимаю этот мир? происходит с помощью искусства развитие умения анализировать, выделять главное, высказывать свою точку зрения.

Каждый урок – это урок-исследование. Он  позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга “к тайнам” превращает его в “исследователя”. Успех выполнения таких задач формирует “интеллектуальную” радость, положительные эмоции и стремление не останавливаться на достигнутом результате.

Вокально-хоровую работу на уроках в 1 классе начинаю с вокальных творческих  проб: звукоподражание голосом интонации речи (радость, горе, печаль, вопрос); подражание голосам птиц (имитация); омузыкаливание пословиц, загадок; поиск интонаций для характеристики образного смысла слов (грустный кот, смешной зонтик) В процессе исследования возможностей своего голоса, ребята приходят в восторг от того, что  человеческий голос – самый универсальный  музыкальный инструмент.

Во втором классе предметом художественного исследования выступают скороговорки, которые превращаются в песенки: «Наш Полкан», «Ходит перепел». Постоянно трактуя такую работу с любыми нотными текстами, я добиваюсь  того, что у детей  появляется внутренний слух, который в конечном итоге перерастает в умение петь по нотам.

В отличие от традиционной вокально-хоровой работы здесь есть несколько преимуществ. Во-первых, дети «схватывают» процесс в целом, где интонация именно рождается, а не запоминается и выучивается. Тем самым восстанавливается истинная сущность вокально-хорового процесса как процесса творческого, когда интонирование не навык, не цель, а средство, постоянно меняющееся в зависимости от художественной задачи и индивидуального слышания музыки.

Во-вторых, в том, что дети все время поют, и это становится для них таким же естественным делом, как разговор. Вокально-хоровая деятельность уже не воспринимается как черновая работа.

Кроме того, у детей воспитывается образно-заинтересованное отношение к слову.

Работая  над чистотой интонации в начальной школе, использую интересный прием, позаимствованный из практики композитора В. О. Усачевой – «вышивание голосом». Ребенок старается созданный им графический узор выполнить не только движением руки, но и проследить голосом, то есть «вышить», тем самым, осознавая, что значит «выше», «ниже», и понимать, оценивать, как у него это получается, как он этого добился. Школьники сами ставят творческую задачу, сами ищут средства ее решения и сами оценивают свое мастерство.

Логическим продолжением экспериментирования со своим голосом как инструментом становится задание смастерить музыкальные инструменты.

Настоящим открытием для  ребят становиться тот факт, что вокруг есть много предметов, которые могут зазвучать с помощью человека. 

«Я изобрел звучащий горох!», «У меня – барабан из воды» -  вот высказывания моих воспитанников  о своих «изобретениях».

Другим увлекательным исследованием малышей  является сочинение  музыки к фрагменту литературного произведения. Оно требует от школьников самостоятельного музыкального обобщения жизни, выражения ее смысла через конфликт между добром и злом.

Пример: Сказка Г. Х Андерсена «Дикие лебеди». Детские фантазии могут вылиться в сочинение либретто целой сцены по типу оперной или балетной. Позже, изучая тему «Путешествие в музыкальный театр», ребята исследуют, как и кем создается музыкальный спектакль.   У каждого рождается либретто своего собственного музыкального произведения.

Слушание музыки так же проходит через исследовательскую деятельность. Знакомясь с балетом А. И. Хачатуряна «Чиполлино» предлагаю детям попробовать себя в роли главного художника, декоратора театра. После анализа музыкальных характеров персонажей балета создаются эскизы  костюмов и декораций  к сценам: «Строительство домика Тыквы», «Груша играет на скрипке», «Погоня», «Побег из тюрьмы». В процессе такого творческого исследования начинает складываться представление о механизмах восприятия крупных оперно-драматических полотен, в частности представление о лейтмотивах.

На уроке  в 6 классе «Г. В. Свиридов. Образы симфонической музыки»

исследуя образы симфонической музыки на примере музыкальных иллюстраций к произведению А. С. Пушкина «Метель», ребята  создали творческие литературно- художественные работы собственного видения каждого образа, передавая характер музыки через поэтические и цветовые ассоциации.

При знакомстве со стилями  на уроках  МХК применяю технологию «погружения в эпоху». Например, урок «Живописцы счастья» проходит, как выставка импрессионистов. Учитывая способности и пожелания ребят,  в подготовительный период, класс делится на 3 группы: художники (исследовательская деятельность: творчество художников, время, в котором они жили, подбор репродукций картин и оформление выставки); журналисты (исследовательская деятельность: изучить   биографии художников,

придумать себе образ журналиста того времени и подобрать вопросы, которые должны будут задавать «художникам» на пресс-конференции); группа посетителей выставки знакомиться с нравами и обычаями Франции 19 века. Их задача: воссоздать отношение французов к новому течению и инсценировать обмен мнениями на выставке. Индивидуальные задания: «музыкант» (исследовательская деятельность: творчество  К. Дебюсси), «газетчик» (поисково-исследовательская деятельность: достижения науки, техники, искусства 19 века);  «художник»(исследовательская деятельность: самостоятельно познакомиться с техникой написания картин импрессионистами (его роль: написать в течении урока пейзаж в стиле импрессионистов).

Понятия, определения, особенности эпохи полученные  в ходе исследовательской деятельности усваиваются полностью.

Сравнивая результаты  использования  данной технологии  с аналогичным уроком, где изложение материала проходило в традиционной форме, я сделала вывод, что  использование исследовательской технологии способствует более яркому пониманию жизненно-образному содержанию искусства.

 В основной школе широко применяю информационные технологии. С гимназистами 5-х -  7-х классов,  которые уже хорошо владеют компьютером, провожу занятия в компьютерном классе, используя учебные электронные программы: «Музыкальный класс», «История искусств», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». С огромным интересом  ребята делают доклады и сообщения в виде  презентации. Обучающийся при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ребенка  логическое мышление, формирует навыки творческой деятельности. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.

С детьми из старших классов использую ИКТ,  работая  в Интернете: например, изучение социальных сервисов Web-2, применение сетевого взаимодействия и обучение  проектной деятельности в среде Wiki-технологий проходило  при участии в мастер-классе  с использованием дистанционных образовательных технологий.

Каждое занятие  – это исследование. Оно  позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга “к тайнам” превращает его в “исследователя”. Успех выполнения таких задач формирует “интеллектуальную” радость, положительные эмоции и стремление не останавливаться на достигнутом результате.

Литература

  1. В. О. Усачева, Л. В. Школяр УМК «Музыкальное искусство» Изд. «Вентана –Граф»,2006 г.
  2. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  3. Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973 г.
  4. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.
  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.
  6. Выготский Л.С. Психология искусства.
  7. Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.