В старших классах при обучении физике мы осуществляем тематический контроль. При этом по каждой теме на основе государственного стандарта по физике определён объём материала, подлежащий обязательному усвоению. Для контроля усвоения по каждой теме проводится ряд проверочных работ, обязательных для выполнения каждым обучающимся. На основании отметок за эти работы обучающемуся выставляется отметка за учебный период. Если обязательные работы не выполнены или выполнены неудовлетворительно, это означает, что обучающимся не освоен определённый государственным образовательным стандартом минимум, и ему не может быть выставлена положительная отметка за четверть, полугодие, год, пока не будет ликвидирована академическая задолженность по данной теме. Обучающиеся имеют право на повторную аттестацию по теме во внеурочное время для повышения отметки.
Организация проверки уровня усвоения обучающимися материала по физике в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на базовом уровне связана с рядом сложностей. На наш взгляд, основная проблема заключается в том, что при малом количестве часов по учебному плану (2 часа в неделю, всего 140 часов за два года обучения) ребята часто выбирают в дальнейшем экзамен по физике. В этом случае они испытывают серьёзные затруднения, связанные с недостаточными навыками решения физических задач. Выполнение контрольных работ в формате ЕГЭ при обучении в старших классах может решить хотя бы часть проблем. Содержание контрольных работ соответствует требованиям базового уровня подготовки по физике.
Структура тематических контрольных работ соответствует формату ЕГЭ. Каждая работа состоит из 3 частей, включающих 11 заданий. При выполнении работ разрешается использовать ручку, линейку и калькулятор. Пример контрольной работы такого типа в приложении 1.
Часть 1 содержит 6 заданий (А1-А6). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильный только один.
Часть 2 содержит 3 задания (В1-В3), на которые следует дать краткий ответ. Для задания В1 ответ необходимо записать в виде набора цифр, а для заданий В2 и В3 в виде числа. При выполнении заданий В2 и В3 части 2 значение искомой величины следует выразить в тех единицах физических величин, которые указаны в условии задания. Если такого указания нет, то значение величины следует записать в Международной системе единиц (СИ).
Часть 3 содержит два задания С1 и С2, на которые требуется дать развернутый ответ. Эти задания могут быть представлены комбинированными качественными или количественными задачами. Учащийся должен выполнить по выбору только одно из заданий 3 части.
Итоговая контрольная работа за год имеет несколько иную структуру: она содержит только 2 части. Часть 1 содержит 14 заданий (А1-А14). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильный только один. При этом задания А13 и А14 предполагают проверку умения обучающихся понимать научно-популярный текст. Часть 2 содержит два задания на установление соответствия. Пример контрольной работы такого типа в приложении 2.