В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают его интерес к выполнению задания. Одним из таких известных нетрадиционных видов заданий является отгадывание кроссвордов.
Решение кроссвордов всегда было и остается увлекательным занятием, своего рода “гимнастикой” для ума. И сегодня очень многие люди увлекаются отгадыванием кроссвордов. Мы наблюдаем людей самых разных возрастов и в транспорте, и в поликлиниках, и в очередях в общественных организациях, занимающихся разгадыванием различных кроссвордов. В наше время издается не один десяток журналов с кроссвордами, ежедневные газеты регулярно помещают их на своих страницах.
Кроссворды можно разделить на несколько типов: классические, с ключевым словом, проходящем через все угадываемые слова, с выделенными буквами ключевого слова и т.д. Отгадывание кроссворда развивает логическое мышление, являясь одновременно и творческим заданием, требует рассуждения, доказательства, сопоставления.
Отгадывание кроссворда с одной стороны не совсем традиционное задание для детей, с другой стороны – это задание ближе к игровым, чем к типичным задачам.
В начальной школе учащиеся, выполняя задания по различным предметам, уже встречались с кроссвордами. Но обычно уровень кроссвордов для начальной школы очень легкий.
В курсе информатики Горячева А.В. “Информатика в играх и задачах” [1, 2] учащиеся также знакомятся с кроссвордами, т.е. навык отгадывания кроссвордов у них уже есть.
Данный кроссворд (Приложение 1) предлагается учащимся 4 класса на одном из последних уроков 4 четверти, посвященном обобщению и повторению всего курса информатики. Уровень кроссворда достаточно сложный, так как состоит более чем из 50 слов, но сами понятия и термины относятся к математике и информатике за курс начальной школы и знакомы учащимся. Кроссворд составлен с использованием табличного редактора Microsoft Excel.
Решая кроссворд, ученики в игровой форме повторяют все пройденные понятия информатики, относящиеся к таким темам, как “Алгоритмы”, “Объекты”, “Множества”, “Высказывания”, а также вспоминают и различные математические понятия. В решении кроссворда принимают участие все дети, здесь не происходит деления на сильных и слабых учеников, и это очень важно с психологической точки зрения: более слабые ученики на равных участвуют в угадывании слов. Еще один важный момент решения кроссворда состоит в том, что в любой момент можно вернуться к ранее не разгаданному слову и снова попытаться его отгадать. То есть в процессе отгадывания слова происходит повторная попытка поиска решения, что в традиционных школьных задачах практически не встречается.
Если же разбить класс на 2 команды (подгруппы) или каждую подгруппу на 2 команды, то можно привнести и соревновательный момент в решение кроссворда или же использовать его, например, в проведении “Недели математики и информатики” для учащихся 4-х классов.
Список литературы:
- Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. “Информатика в играх и задачах”, 2–4 кл., ч.1, ч.2., М., Баласс.
- Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. 2–4 кл. Горячев А.В. и др., М., Баллас.