Выбор друзей. Умение общаться в классе и семье. Урок по основам здоровья в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • уточнить знания детей о дружбе;
  • формировать навыки дружеских отношений;
  • развивать умение выбирать друзей и беречь настоящую дружбу;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Оборудование: «Дерево дружбы», карточки с заданиями для групповой работы, волшебные очки, иллюстративный материал, звукозапись песни о дружбе, фрагмент мультфильма «Про Кота Леопольда».

ХОД УРОКА

I. Организация класса

1, 2 – выше голова,
3, 4 – плечи шире.
5, 6 – тихо сесть.
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинаем мы урок.
На уроке ты сидишь
Тихо-тихо, словно мышь.
Спинка прямо у тебя.
Это делайте как я:
Ручки мы вот так кладём
И заданий дальше ждём.

II. Актуализация опорных знаний. Беседа.

– Ребята, мы с вами уже говорили о самых близких и дорогих вам людях. О тех. Кто, не смотря ни на что, готов оказать вам помощь и поддержку. Кто вас любит и ценит больнее всех на свете. Кто же они, самые близкие и родные вам люди? (Это ваша семья: папа и мама, бабушки и дедушки, братья и сёстры.)
– Расскажите, как вы относитесь друг к другу в своей семье? (У нас дружная семья, все заботятся друг о друге, внимательны, вежливы, относятся друг к другу с пониманием и любовью, поддерживают и в беде, и в радости.)
– Кого еще можно назвать близким человеком, с кем вам хочется дружить и играть, учиться и общаться? (Это наши друзья, одноклассники.)

III. Сообщение темы урока

– Сегодня мы поговорим о дружбе и друзьях. Выясним, какой человек может быть достоин этого звания. Узнаем, что надо делать, чтобы нас всегда окружали верные друзья .

IV. Первичное восприятие и осознание материала

1. Беседа

– Давайте сравним крепкую дружбу и дружную семью с деревом, каким оно должно быть? (Большим и крепким).
– Какое дерево, могучее или слабое, устоит парад неприятностями, выдержит все невзгоды?
– Можно ли класс тоже назвать семьёй?
– Как же нам нужно относиться друг к другу, чтобы наш класс был таким же могучим деревом? (Мы должны быть внимательными, добрыми, уважительными, помогать друг другу).

2. Творческая работа «Дерево дружбы».

– Ребята, давайте вырастим крепкое, могучее дерево дружбы. С чего начинает расти дерево? (С корня)
– Когда вы пришли в 1 класс, каждый из вас был маленьким корешком, что необходимо чтобы из нашего коллектива выросло такое дерево? (Объединиться)
– Что вас должно связывать? (Дружба)
– Какой должна быть дружба, чтобы из корня вырос крепкий. ровный ствол? Для этого нужно знать основное правило дружбы: относись к другому так, как хотел бы, чтобы к тебе относились. Как вы понимаете смысл этого правила? (Приятно, когда относятся с уважением, заботятся, помогают. Не нужно обзываться, насмехаться, обижать друзей.)

3. Игра «Выбери качества, необходимые для дружбы»

– Чтобы основное правило для дружбы выполнялось, нужно быть честным, добрым, уважительным, сдержанным. (Закрепляю возле ствола соответствующие ветки со словами).

4. Работа в тетрадях с печатной основой ( отмечают зелёными карандашами рисунки, на которых изображены настоящие друзья).

5. Конструктивная дискуссия

( Показываю иллюстрации с изображением детей. Ищут аргументы «за» и «против» в поведении ребят.)

6. Физкультминутка

В нашем классе все друзья:
Я и ты, и он, и я.
Здравствуй, друг, который слева,
Здравствуй, друг, который справа.
Мы одна семья.
Обними того, кто слева,
Обними того, кто справа,
Пожалей того, кто слева,
Пожалей того, кто справа.

7. Просмотр отрывка из мультфильма «Про Кота Леопольда»

8. Интервью (корреспондент задаёт вопросы респондентам)

9. Размышления над прочитанным

– Все считают, что ябедой быть стыдно. Послушайте стихотворение и скажите, почему испугалась Сонечка.

Сонечка

Тронь её нечаянно –
Сразу: – Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!

Ой, я укололась! –
Слышен Сонин голос –
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!

Сговорились мальчики:
– Мы откроем счёт,
Сосчитаем жалобы –
Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.

А. Барто

– Ребята, как можно назвать поступок мальчика, который чужой бабушке поднять сумку на третий этаж а потом попросил у неё гривну на мороженое ? ( Неделикатностью)
– А в этом стихотворении друг деликатен?

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.

– Как вы думаете, почему героя больше не влечёт к своему другу?

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Работа в парах. Игра «Доброе слово».

– Как помочь тем, кто обидел друг друга? (Извиниться, сказать ему доброе слово)
– Предлагаю в парах закончить предложения.

Мне нравится, когда ты …
Я желаю тебе …
Я хочу вместе с тобой …

2. Повторение правил дружбы

3. Синквейн (словесный портрет)
1. Дружба
2. (Какая?) крепкая, настоящая, долгая
3. (Что делает дружба?) Скрепляет отношения
4. (Синоним, обобщение, вывод) Товарищество, взаимопонимание, счастье.

4. Физкультминутка

VI. Подведение итогов урока

1. Игра «Волшебные очки»

– Наше могучее дерево дружбы выстоит в любую непогоду, потому что:

«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока,
Одному или одной
Трудно справиться с бедой
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы семья и мы друзья!

– Вот «волшебные очки». Сквозь них видно только хорошее. Что хорошего вы водите в своём друге, однокласснике? (Передают очки и называют хорошие качества своих друзей).

2. Беседа

– Почему мы должны держаться вместе? (Потому что порознь нас можно сломать)
– Какие качества необходимы для того, чтобы дружить всем?
– Объясните пословицу «Человек без друга что дерево без корней».