Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний и применение полученных навыков.
Форма урока: индивидуальная проектная работа по выбранной теме.
Цель урока: показать применение полученных знаний на практике.
Задачи:
- обучающие – повторить, закрепить и углубить знания учащихся;
- развивающие – уметь создать работу по теме, представить и защитить её;
- воспитательные – развитие аккуратности, самостоятельности, умения работать индивидуально по заданной теме.
Учащиеся должны знать основные понятия:
- инструменты выделения областей объекта
- работа со слоями – включить/выключить, активный, копирование, редактирование; перемещение, имя;
- режим быстрой/обычной маски;
- преобразование изображения.
Учащиеся должны уметь:
- открыть необходимые файлы;
- выделить фрагмент изображения различными способами;
- создать новый слой;
- отредактировать изображение в слое.
Программное обеспечение: готовые коллажи в форме презентации, графические файлы для работы в отдельной папке Работа, файлы для упражнения в папке Упражнение, можно использовать Электронный практикум.
План урока:
№ | Этап |
Мин. | Методические приемы, используемые на данном этапе урока |
1 | Организационный момент | 10-15 | Фронтальный опрос. Показ авторских коллажей. |
2 | Выполнение упражнения | 10-15 | Индивидуальная работа с использованием раздаточного материала и Электронного практикума |
3 | Практическая работа “Создание коллажа” | 30-35 | Индивидуальная работа |
4 | Подведение итогов урока | 10 | Анализ работы учащихся на уроке. Представление работы учащимися. |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Объявляется тема урока.
II. Повторение необходимых знаний
– Что мы понимаем под названием коллаж?
Коллаж. Впервые был создан в Древнем
Китае. Когда в картине совмещали происходившие
одновременно действие и персонажи размещались
дальше, выше, ниже другого объекта.
Коллаж. В переводе с французского –
наклеивание, приём изобразительного искусства,
заключающийся в наклеивании на какую-либо основу
материалов, отличающихся от неё по цвету и
фактуре.
Для создания коллажей нам пригодятся
инструменты выделения.
– Какие инструменты выделения мы уже умеем применять?
- прямоугольное выделение, выделение овалом;
- лассо (вручную), магнитное лассо;
- волшебная палочка. Удобно применять , когда объект находится на белом или однотонном фоне. Можно добавить или вычесть выделение (клавиши Alt — вычесть, Shift — добавить).
Иногда для выделения этих инструментов недостаточно, тогда применяется режим быстрой маски. В этом режиме необходимо выделить небольшую область, перейти в режим быстрой маски, при этом недоступная часть покрывается пленкой , и редактировать изображение при помощи инструмента Кисть.
– Какой инструмент применяем для перемещения изображения?
Инструмент "Перемещение" (стрелочка), только для этого данный фрагмент должен быть выделен.
III. Далее предлагается рассмотреть готовые коллажи, обсудить их достоинства и недостатки. Коллажи взяты с I тура городского конкурса «Виртуальные путешественники» номинации «Коллаж».
IV. Выполнение упражнения (Приложение 2)
В некоторых рассмотренных нами коллажах мы видели, что одно изображение как бы растворяется в другом. Этого эффекта можно достичь, применяя маски слоя. Слой-маска – это маска прозрачности слоя(или скрытия части пикселов слоя). Слой-маска нужна для того, чтобы показывать или прятать те или иные участки изображения. Вы можете добавлять, удалять, изменять слой-маску без ущерба изображению. Это профессиональный способ создания коллажей.
Запомните следующие правила:
- Можно редактировать слой-маску инструментами рисования, от этого будет изменяться видимость слоя;
- Работа ведется черным, белым или оттенками серого цвета;
- Слой-маска не применяется к слою Background;
- Для каждого слоя слой-маска может быть только одна.
Выполним сдедующие действия:
- Открыть файлы 1.jpg и 2.jpg из папки Упражнение.
- С помощью инструмента Выделение поместите одно изображение на другое.
- При активном верхнем слое добавьте маску слоя.
- Активизируйте инструмент Градиент, выберете линейный черно-белый. Растяните градиент по изображению при активной маске. Верхний слой будет плавно смешиваться с нижним. Этот эффект получается из-за того, что верхний слой скрывается маской. Растяните градиент еще раз – будет чуть другой эффект.
Данный прием используется при создании коллажей, так как можно смешивать данным способом несколько слоев.
Стандартные фильтры программы могут быть большим подспорьем в деятельности дизайнера .Если нам нужно создать коллаж, то воспользуемся фильтрами группы Деформация (Искажение) или Оформление. Потренироваться в оформлении можно, выполнив упражнение из урока 19 Электронного практикума. «Сам себе художник, или стилизация фотографий»,раздел 3.применение фильтров.
V. Самостоятельная проектная работа – cоздание плаката-коллажа
Критерии:
- Использование не менее 4-5 изображений из коллекции при составлении композиции;
- Создание подписи, отражающей тему плаката;
- Применение фильтров и эффектов слоя.
VI. Защита проекта и выставление оценки.
- Тема
- Как представлена тема (по сюжету и настроению) и почему выбраны данные изображения?
- Какие средства выразительности использовались (цвет, цветовая гамма, настроение)
- Средства программы (инструменты, эффекты, фильтры)
- Что не удалось? (практически)
- Что не удалось реализовать по сюжету (образу).
В папке Лучшее (Приложение 3) представлены несколько работ, созданных на уроке