Использование ролевой игры на уроке обобщающего повторения

Разделы: Биология


Несмотря на большое количество отведённых программой часов тема «Кровь и кровообращение» всегда сложна для понимания учащихся в силу своей перегруженности новыми понятиями и терминами, объяснениями биологических механизмов функционирования и изучением её особенностей (ведь кровь - это единственная изобретённая природой жидкая ткань). При изучении данной объёмной темы учителю, чтобы проверить усвоение материала, приходится проводить 3-4 фронтальные диагностические проверки - контроль за знаниями и умениями учащихся - и в силу экономии времени на уроке текущая контрольная диагностика чаще всего проходит в тестовой форме или в виде работ по карточкам в письменном виде. К сожалению, недостаток данного вида проверочных работ в том, что учитель не слышит устной речи и размышлений учащихся, не может уточнить и подкорректировать ответ, иногда не может понять хода мыслей ученика при кратком письменном отчёте. Данный урок - обобщение в форме ролевой игры «Биологический футбол» вносит разнообразие в учебный процесс и предлагает для учащихся устный отчёт накопленных знаний и умений по теме «Кровь. Кровообращение». Нестандартная форма проведения урока учит детей работать в группе, уточнять и корректировать ответы друг друга, находить краткий, чёткий, лаконичный ответ на поставленный вопрос, а также позволяет закрепить и обобщить знания и умения учащихся по данной теме и проверить соответствие знаний требованиям программы.

Цель урока: Осуществление контроля за знаниями учащихся по данной теме.

Задачи:

  • Образовательные - проверить знания учащихся: о составе крови (химический состав, форменные элементы крови и их функции); о строении и работе сердца и сосудов; о кровообращении (особенности, значение); о внутренней среде организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость. Важность поддержания гомеостаза!)
  • Воспитательные - гигиенические навыки, необходимые для борьбы с болезнями - эпидемиями; навыки по иммуномодулированию; осознание учащимися губительности таких вредных привычек, как токсикомания, наркомания, табакокурение и алкоголизм.
  • Практические - проверить умения учащихся по оказанию первой помощи при кровотечениях. Сведения о тренировке сердца очень важны для выработки у учащихся убеждения о пользе физического труда для организма, для борьбы с гиподинамией.

Оборудование

  • Для игроков: таблички с названиями команд, таблички - указатели на столах «вратарь», «защитники», «полузащитники», «нападающие».
  • Для командных врачей: белый халат, бинты, жгуты, бумага, ручка.
  • Для судей: ведомости игроков по командам, нарисованные футбольные мячи для табло, свисток.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель сообщает цель и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет судей (главный судья – учитель, боковые судьи – 2 сильных ученика) и по жребию делит учащихся на 2 команды и игроков. Учащиеся занимают места за игровыми столами.

Состав команды:

  • Вратарь - капитан команды (самый сильный ученик) садится один, самый последний;
  • Защитники - 3-4 ученика (сидят перед вратарем);
  • Полузащитники - 3-4 ученика (сидят перед защитниками);
  • Нападающие команды - 3-4 ученика (сидят перед полузащитниками);
  • Врач команды - 1 ученик (сидит сбоку) - при себе имеет бинт, жгут.

II. Ход урока - проверка и обобщение знаний учащихся (вопросы-«мячи»)

Примечание. После каждого тайма в перерывах помощники главного судьи - боковые арбитры сообщают счёт и зафиксированные в ведомости «отбитые и неотбитые мячи» игроков.

В перерывах между таймами работают командные врачи, показывая свои навыки и знания.

III. Подведение итогов урока

  1. Выставление оценок (по количеству правильных и неправильных ответов)
  2. Общие итоги и выводы.

Функции судей.

Главный судья производит вбрасывание «мяча» - задает короткий вопрос, требующий быстрого односложного ответа. На вопрос отвечают сначала нападающие, потом добавляют полузащитники или защитники и окончательно формулирует ответ вратарь. Если ответ правильный - «мяч отбит» и переходит на другую половину поля (т.е. мяч - вопрос для другой команды). Если ответ неправильный, то главный судья объявляет гол. Судья у табло объявляет счет и прикрепляет мяч. После гола вновь проводится вбрасывание мяча.

За недисциплинированность на поле игроки могут быть наказаны:

  • Желтая карточка - предупреждение;
  • Красная карточка - удаление.

Боковые судьи: один работает у доски - табло (доска разделяется на 2 половины, на ней будут фиксироваться мячи- голы), другой судья заполняет списки игроков и ведет индивидуальный учет мячей- вопросов (ответ есть - «+», ответа нет - «-»). Во время первого перерыва один судья даёт свои рекомендации по тренировке сердца во время спортивных физических нагрузок. Во время второго перерыва другой судья рассказывает о проблеме нашего века – гиподинамии и борьбе с ней.

Вопросы-«мячи»

I тайм

  1. Чем образована внутренняя среда организма? (Кровь, лимфа, тканевая жидкость)
  2. Какая из составных частей внутренней среды организма обладает наибольшим объемом? (Кровь)
  3. Какой гормон тормозит работу сердца? (Ацетилхолин)
  4. Где начинается большой круг кровообращения? (В левом желудочке)
  5. Где кончается малый круг кровообращения? (В левом предсердии)
  6. Что находится в остатке отстоявшейся крови? (Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
  7. Что вводят в организм лошади для выработки дифтерийной сыворотки? (Ослабленных бактерий дифтерии или их яды)
  8. Что будет причиной разрушения чужеродной ткани при пересадке ее в организм? (Отторжение ее лейкоцитами)
  9. Как называется сердечно-сосудистое заболевание, характеризующееся повышенным артериальным давлением? (Гипертония)
  10. Как называется сердечно-сосудистое заболевание, характеризующееся пониженным артериальным давлением? (Гипотония)
  11. O чем говорит повышение количества лейкоцитов в анализе крови? (Где-то идет воспалительный процесс)
  12. Что такое автоматия сердца? (Автоматия — это способность сердца ритмически сокращаться благодаря импульсам, возникающим в самой сердечной мышце)
  13. Где начинается малый круг кровообращения? (В правом желудочке)
  14. Что вводится теленку для выработки вакцины? (Ослабленных возбудителей или их яды)

В перерыве между I и II таймами работает врач первой команды, оказывая помощь пострадавшему игроку.

Травма - венозное кровотечение предплечья левой руки.

Врач указывает признаки венозного кровотечения и оказывает первую медицинскую помощь пострадавшему (накладывает повязку).

II тайм

  1. Какие клетки крови надо ввести больному при остром малокровии? (эритроциты)
  2. Где кончается большой круг кровообращения? (в правом предсердии)
  3. Каким клеткам организма свойственно внутриклеточное переваривание? (лейкоцитам)
  4. Какой гормон усиливает работу сердца? (адреналин)
  5. Какой отдел сердца имеет наиболее мощные стенки? (левый желудочек)
  6. Какова главная функция лейкоцитов? (защита от чужеродных тел)
  7. Что нужно вводить в организм человека при укусе его бешеной собакой? (лечебную сыворотку)
  8. Какие типы кровеносных сосудов ты знаешь? (артерии, вены, капилляры)
  9. В каком сосуде наибольшее кровяное давление? (аорта)
  10. Какая часть крови переносит питательные вещества? (плазма)
  11. Какова основная функция эритроцитов? (транспорт О2 и СО2)
  12. Какие сосуды имеют самые тонкие стенки? (капилляры)
  13. Внутри каких сосудов имеются клапаны? (вены)
  14. В каких сосудах кровь течёт под наименьшим давлением? (капилляры)

В перерыве между II и III таймами работает врач второй команды, оказывая помощь пострадавшему игроку.

Травма - артериальное кровотечение предплечья правой руки.

Врач указывает признаки артериального кровотечения и оказывает первую медицинскую помощь пострадавшему (накладывает жгут и повязку).

III тайм

  1. Какие сосуды впадают в правое предсердие? (верхняя и нижняя полые вены)
  2. В каких кровеносных сосудах происходит газообмен? (капилляры)
  3. Какие железы вырабатывают адреналин? (надпочечники)
  4. Как называются клапаны, стоящие между желудочком и артерией? (полулунные или кармашковые)
  5. Какой кровью снабжается головной мозг? (артериальной)
  6. Как называется фаза сердечного цикла, во время которой и предсердия и желудочки расслаблены? (пауза)
  7. Какой важный процесс был открыт И.И.Мечниковым? (фагоцитоз)
  8. Куда можно переливать кровь I группы? (в I, II, III, IV)
  9. Какова форма эритроцита? (двояковогнутая линзы)
  10. Что можно сказать о форме лейкоцита? (бесформенный)
  11. Куда можно переливать кровь IV группы? (в IV)
  12. Какие клетки крови не имеют ядра во взрослом состоянии? (эритроциты)
  13. Где образуются новые лейкоциты? (красный костный мозг, селезёнка, лимфатические узлы)
  14. Где находится пучок Гисса и что он делает? (в сердце, отвечает за автоматию сердца)

Пенальти

Пенальти задаётся в виде объёмного вопроса. Отвечает вратарь. Игроки помогают своему вратарю дополнениями (создают «футбольную стенку»).

Если после ответов команды противники всё-таки имеют дополнения к ответам и высказывают их, то считается, что пенальти прошёл в ворота (гол). Если противникам нечего добавить - мяч отбит.

Вопросы для пенальти:

  • I команда Эритроииты
  • II команда Лейкоииты

План ответа:

  1. Форма.
  2. Строение и состав.
  3. Функции.
  4. Количественный состав (в 1 мл).
  5. Место рождения данных клеток.
  6. Место гибели данных клеток.
  7. Заболевания, связанные с данными форменными элементами крови.