Несмотря на большое количество отведённых программой часов тема «Кровь и кровообращение» всегда сложна для понимания учащихся в силу своей перегруженности новыми понятиями и терминами, объяснениями биологических механизмов функционирования и изучением её особенностей (ведь кровь - это единственная изобретённая природой жидкая ткань). При изучении данной объёмной темы учителю, чтобы проверить усвоение материала, приходится проводить 3-4 фронтальные диагностические проверки - контроль за знаниями и умениями учащихся - и в силу экономии времени на уроке текущая контрольная диагностика чаще всего проходит в тестовой форме или в виде работ по карточкам в письменном виде. К сожалению, недостаток данного вида проверочных работ в том, что учитель не слышит устной речи и размышлений учащихся, не может уточнить и подкорректировать ответ, иногда не может понять хода мыслей ученика при кратком письменном отчёте. Данный урок - обобщение в форме ролевой игры «Биологический футбол» вносит разнообразие в учебный процесс и предлагает для учащихся устный отчёт накопленных знаний и умений по теме «Кровь. Кровообращение». Нестандартная форма проведения урока учит детей работать в группе, уточнять и корректировать ответы друг друга, находить краткий, чёткий, лаконичный ответ на поставленный вопрос, а также позволяет закрепить и обобщить знания и умения учащихся по данной теме и проверить соответствие знаний требованиям программы.
Цель урока: Осуществление контроля за знаниями учащихся по данной теме.
Задачи:
- Образовательные - проверить знания учащихся: о составе крови (химический состав, форменные элементы крови и их функции); о строении и работе сердца и сосудов; о кровообращении (особенности, значение); о внутренней среде организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость. Важность поддержания гомеостаза!)
- Воспитательные - гигиенические навыки, необходимые для борьбы с болезнями - эпидемиями; навыки по иммуномодулированию; осознание учащимися губительности таких вредных привычек, как токсикомания, наркомания, табакокурение и алкоголизм.
- Практические - проверить умения учащихся по оказанию первой помощи при кровотечениях. Сведения о тренировке сердца очень важны для выработки у учащихся убеждения о пользе физического труда для организма, для борьбы с гиподинамией.
Оборудование
- Для игроков: таблички с названиями команд, таблички - указатели на столах «вратарь», «защитники», «полузащитники», «нападающие».
- Для командных врачей: белый халат, бинты, жгуты, бумага, ручка.
- Для судей: ведомости игроков по командам, нарисованные футбольные мячи для табло, свисток.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель сообщает цель и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет судей (главный судья – учитель, боковые судьи – 2 сильных ученика) и по жребию делит учащихся на 2 команды и игроков. Учащиеся занимают места за игровыми столами.
Состав команды:
- Вратарь - капитан команды (самый сильный ученик) садится один, самый последний;
- Защитники - 3-4 ученика (сидят перед вратарем);
- Полузащитники - 3-4 ученика (сидят перед защитниками);
- Нападающие команды - 3-4 ученика (сидят перед полузащитниками);
- Врач команды - 1 ученик (сидит сбоку) - при себе имеет бинт, жгут.
II. Ход урока - проверка и обобщение знаний учащихся (вопросы-«мячи»)
Примечание. После каждого тайма в перерывах помощники главного судьи - боковые арбитры сообщают счёт и зафиксированные в ведомости «отбитые и неотбитые мячи» игроков.
В перерывах между таймами работают командные врачи, показывая свои навыки и знания.
III. Подведение итогов урока
- Выставление оценок (по количеству правильных и неправильных ответов)
- Общие итоги и выводы.
Функции судей.
Главный судья производит вбрасывание «мяча» - задает короткий вопрос, требующий быстрого односложного ответа. На вопрос отвечают сначала нападающие, потом добавляют полузащитники или защитники и окончательно формулирует ответ вратарь. Если ответ правильный - «мяч отбит» и переходит на другую половину поля (т.е. мяч - вопрос для другой команды). Если ответ неправильный, то главный судья объявляет гол. Судья у табло объявляет счет и прикрепляет мяч. После гола вновь проводится вбрасывание мяча.
За недисциплинированность на поле игроки могут быть наказаны:
- Желтая карточка - предупреждение;
- Красная карточка - удаление.
Боковые судьи: один работает у доски - табло (доска разделяется на 2 половины, на ней будут фиксироваться мячи- голы), другой судья заполняет списки игроков и ведет индивидуальный учет мячей- вопросов (ответ есть - «+», ответа нет - «-»). Во время первого перерыва один судья даёт свои рекомендации по тренировке сердца во время спортивных физических нагрузок. Во время второго перерыва другой судья рассказывает о проблеме нашего века – гиподинамии и борьбе с ней.
Вопросы-«мячи»
I тайм
- Чем образована внутренняя среда организма? (Кровь, лимфа, тканевая жидкость)
- Какая из составных частей внутренней среды организма обладает наибольшим объемом? (Кровь)
- Какой гормон тормозит работу сердца? (Ацетилхолин)
- Где начинается большой круг кровообращения? (В левом желудочке)
- Где кончается малый круг кровообращения? (В левом предсердии)
- Что находится в остатке отстоявшейся крови? (Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
- Что вводят в организм лошади для выработки дифтерийной сыворотки? (Ослабленных бактерий дифтерии или их яды)
- Что будет причиной разрушения чужеродной ткани при пересадке ее в организм? (Отторжение ее лейкоцитами)
- Как называется сердечно-сосудистое заболевание, характеризующееся повышенным артериальным давлением? (Гипертония)
- Как называется сердечно-сосудистое заболевание, характеризующееся пониженным артериальным давлением? (Гипотония)
- O чем говорит повышение количества лейкоцитов в анализе крови? (Где-то идет воспалительный процесс)
- Что такое автоматия сердца? (Автоматия — это способность сердца ритмически сокращаться благодаря импульсам, возникающим в самой сердечной мышце)
- Где начинается малый круг кровообращения? (В правом желудочке)
- Что вводится теленку для выработки вакцины? (Ослабленных возбудителей или их яды)
В перерыве между I и II таймами работает врач первой команды, оказывая помощь пострадавшему игроку.
Травма - венозное кровотечение предплечья левой руки.
Врач указывает признаки венозного кровотечения и оказывает первую медицинскую помощь пострадавшему (накладывает повязку).
II тайм
- Какие клетки крови надо ввести больному при остром малокровии? (эритроциты)
- Где кончается большой круг кровообращения? (в правом предсердии)
- Каким клеткам организма свойственно внутриклеточное переваривание? (лейкоцитам)
- Какой гормон усиливает работу сердца? (адреналин)
- Какой отдел сердца имеет наиболее мощные стенки? (левый желудочек)
- Какова главная функция лейкоцитов? (защита от чужеродных тел)
- Что нужно вводить в организм человека при укусе его бешеной собакой? (лечебную сыворотку)
- Какие типы кровеносных сосудов ты знаешь? (артерии, вены, капилляры)
- В каком сосуде наибольшее кровяное давление? (аорта)
- Какая часть крови переносит питательные вещества? (плазма)
- Какова основная функция эритроцитов? (транспорт О2 и СО2)
- Какие сосуды имеют самые тонкие стенки? (капилляры)
- Внутри каких сосудов имеются клапаны? (вены)
- В каких сосудах кровь течёт под наименьшим давлением? (капилляры)
В перерыве между II и III таймами работает врач второй команды, оказывая помощь пострадавшему игроку.
Травма - артериальное кровотечение предплечья правой руки.
Врач указывает признаки артериального кровотечения и оказывает первую медицинскую помощь пострадавшему (накладывает жгут и повязку).
III тайм
- Какие сосуды впадают в правое предсердие? (верхняя и нижняя полые вены)
- В каких кровеносных сосудах происходит газообмен? (капилляры)
- Какие железы вырабатывают адреналин? (надпочечники)
- Как называются клапаны, стоящие между желудочком и артерией? (полулунные или кармашковые)
- Какой кровью снабжается головной мозг? (артериальной)
- Как называется фаза сердечного цикла, во время которой и предсердия и желудочки расслаблены? (пауза)
- Какой важный процесс был открыт И.И.Мечниковым? (фагоцитоз)
- Куда можно переливать кровь I группы? (в I, II, III, IV)
- Какова форма эритроцита? (двояковогнутая линзы)
- Что можно сказать о форме лейкоцита? (бесформенный)
- Куда можно переливать кровь IV группы? (в IV)
- Какие клетки крови не имеют ядра во взрослом состоянии? (эритроциты)
- Где образуются новые лейкоциты? (красный костный мозг, селезёнка, лимфатические узлы)
- Где находится пучок Гисса и что он делает? (в сердце, отвечает за автоматию сердца)
Пенальти
Пенальти задаётся в виде объёмного вопроса. Отвечает вратарь. Игроки помогают своему вратарю дополнениями (создают «футбольную стенку»).
Если после ответов команды противники всё-таки имеют дополнения к ответам и высказывают их, то считается, что пенальти прошёл в ворота (гол). Если противникам нечего добавить - мяч отбит.
Вопросы для пенальти:
- I команда Эритроииты
- II команда Лейкоииты
План ответа:
- Форма.
- Строение и состав.
- Функции.
- Количественный состав (в 1 мл).
- Место рождения данных клеток.
- Место гибели данных клеток.
- Заболевания, связанные с данными форменными элементами крови.