Изображение окружающей природы посредством использования нетрадиционных техник рисования

Разделы: Работа с дошкольниками


Обладая значительным коррекционно-развивающим потенциалом, изобразительная деятельность при правильной ее постановке обеспечивает у большинства детей стойкую возрастную динамику, как характера изобразительной деятельности, так и качества продуктов этой деятельности (увеличивается количество деталей и специфических признаков изображаемого, точнее передаются пространственные свойства, взаимное расположение и цвет объектов, улучшается техника рисунка). Этому способствует повышение эффективности коррекционной работы за счет комплексного воздействия, эмоционально-положительного настроя на занятия по изобразительной деятельности, а так же использование нетрадиционных техник рисования.

Применение нетрадиционных техник рисования обогащает возможности воспитанников не только  в создании интересных и выразительных композиций, но и образов, корригирует нарушение познавательной, двигательной, эмоционально – волевой сфер. 

Нетрадиционные художественные техники на занятиях с детьми ООП способствует проявлению стойкого желания создать яркие, красивые изобразительные образы.

Таким образом, нетрадиционные техники изображения являются одним из эффективных методов в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью рисованию. Учитывая все вышесказанное, мною была разработана система поэтапной работы по использованию нетрадиционных техник рисования.

Структурные компоненты  системы можно показать на примере одной из тем: «Изображение окружающей природы посредством использования нетрадиционных техник рисования».

На организационном этапе идет ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, а также приемами их использования при  изображении.

Для успешного овладения рисованием на данном этапе  наиболее эффективной является  индивидуальная форма работы с детьми. Воспитанники рисуют в свободное от занятий время, во второй половине дня. Дети учатся изображать небо, летнюю полянку, водную поверхность, снег и т. д., используя рисование пальчиками, жесткую кисть, губку, выдувание через трубочку, рисование по сырому. <Рисунок 1>,  <Рисунок 2>

По мере освоения ребенком индивидуально приемов и способов изображения в нетрадиционной технике следует постепенно переходить к подгрупповой форме работы. Таким образом,  переходим ко второму этапу работы – формирование предметных изображений.

На подгрупповых занятиях из 3-4 человек осуществляется обучение детей действиям по подражанию и по показу.  Действие по подражанию предполагает синхронное выполнение предметных изображений (деревьев) одновременно взрослым и ребенком.

Затем детям предлагается вариативность наглядности и способов изображения деревьев и кустарников.

Основная задача при изображении природы состоит в том, чтобы сформировать не только интерес к изобразительной деятельности, но и воспитать у ребенка чувство прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы. <Рисунок 3>

Переходя к третьему этапу – становление сюжетных изображений, дети выполняют простые сюжетные изображения природы, а в дальнейшем совмещают несколько техник в одной композиции. <Рисунок 4>

Результаты своей работы воспитанники могут видеть на тематических выставках, как в группе, так и в галерее детского сада.

Немаловажную роль для привлечения детей к рисованию в нетрадиционной художественной технике в свободное от занятий время играет  развивающая пространственная среда, оснащенная разнообразными пособиями и материалами. Для этого нужно подобрать различный природный материал (палочки, камешки, шишки), бросовый материал  (кусочки поролона, пенопласта, кожи и т.п.), фигурки людей, животных, птиц, природных явлений, сказочных персонажей и т.д. Это позволит перед рисованием выстроить варианты композиций будущих рисунков.  Так же необходима стена для свободного рисования из кафеля, на которой дети рисуют с большим удовольствием. Для развития мелкой моторики можно использовать волшебные экраны с крупой, дидактические игры «Рисуем ниточками», «Волшебные человечки», «Рисуем палочками». В уголок по изобразительной деятельности подобрать разнообразные технические средства (различные печати, колпачки, зубные щетки, восковые мелки, штампы, материал для изображения  пейзажей и т.п.). 

Проводимая коррекционно-педагогическая работа с детьми с особыми образовательными потребностями показала, что использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения корригирует:

– нарушение познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер;
– позволяет воспитанником познакомиться с материалами и изобразительно-выразительными средствами, освоить разнообразные приемы и способы изображения;
– способствует более полному раскрытию их творческих возможностей формированию воображения.

Говоря уже о полученных результатах работы, следует отметить:

  • Дети стали сосредоточеннее, внимательнее на занятиях.
  • У всех детей повысился интерес к использованию нетрадиционных приемов.
  • Родители стали более внимательны к работам своих детей:

– реже упрекают  в неудачах;
– обращают  внимание на достижения ребенка
– принимают активное участие в коррекционно-педагогическом обучении детей, создавая совместно с ними творческие работы.

В перспективе планируется:

– перенесение своего опыта работы на категорию детей младшего дошкольного возраста. Если коррекционная работа начинается раньше, то у детей появляются возможности продемонстрировать и показать более высокие результаты перед выпуском в школу;
– организация кружковой работы, на которой будет осуществляться ознакомление с новыми приемами нетрадиционной техники, так как они вызывают эмоционально-положительный отклик у детей.

Считаю, что предоставленная система коррекционно-педагогической работы, проводимая совместно с педагогами детского сада и родителями позволит успешно осуществить развитие художественных навыков у детей с особыми образовательными потребностями и в дальнейшем.