Урок развития речи в 5-м классе "Как связываются предложения в тексте"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Познавательная: дать понятие о цепной (последовательной) и параллельной связи, научить учащиеся применять полученные знания на практике, пополнить словарный запас учащихся.
  2. Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать свое мнение.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, к урокам русского языка.

Форма: урок развития речи.

Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический,  игровой, исследовательский.

Деятельность учащихся: групповая, парная, индивидуальный опрос.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая и технология встречных усилий

Средства: печатный материал, учебник, мультимедийная техника.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, диск с презентацией (Приложение 1), дидактический пакет (карточки №1,2, схемы 1,2), бандероль (сюрприз для поощрения).

Ожидаемые результаты урока:

  • умение отбирать материал к ответу на вопрос;
  • умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста;
  • умение определять способ связи предложений в тексте;
  • умение составлять небольшие тексты;
  • умение работать в группах и парах,
  • системность знаний;
  • обогащение словарного запаса;
  • создание комфортной обстановки для восприятия учебного материала.

Ход урока

1. Оргмомент. «Вхождение в урок».

Цель: подготовить учащихся занятию; психологически настроить на совместную работу.

1.1. Актуализация знаний.

Цель: проверить ранее усвоенные знания.

- Здравствуйте, ребята! Представляете, иду я сегодня на работу, а меня догоняет почтальон Печкин Игорь Иванович на снегоходе и говорит: «Вы, Наталья Павловна, случайно не в 5 «А» класс идете? Передайте им, пожалуйста, вот эту бандероль, а то я очень спешу. Только вы ее сразу не отдавайте. Пусть они вам сначала урок расскажут. Так интереснее будет». Пока я рассматривала адрес, Печкин уехал. Видите, написано 5 «А» класс, школа №2. Перепутал! Но я дала обещание почтальону, придется проводить урок. Договорились?

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

- Ребята, а что вы знаете о тексте?

- А вы можете назвать основные средства грамматической связи предложений в тексте?

- А я сейчас проверю, так ли это. Посмотрите внимательно на экран. Давайте прочитаем! (Ученик читает вслух содержимое слайда, карточки).

1. Мини-исследование текста. (Приложение 1. Слайд № 2).

Цель: учить находить нарушение логической связи в тексте, стремиться её скорректировать.

«Мои мама и папа!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете…А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо-ух! Если на выставку попаду, медали мне обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын – дядя Фарик».

2. Беседа по вопросам.

Цель: обсуждение результатов и объяснение ошибок.

- Вы узнали, откуда этот отрывок? Молодцы!

- Чем необычно это письмо? Кто его написал?

- А можно это письмо назвать текстом? Докажите.

Ребята делают вывод:

- Это не текст. Нарушена смысловая связь предложений. Непонятно, кто его написал.

Вопрос учителя:

- А каким должен быть текст?

- А что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Федора?

- А сколько текстов можно выделить из этого письма? (3 - Шарика, Матроскина и дяди Фёдора) Учащиеся высказываются.

3. Работа с тестовым заданием. (Приложение 1. Слайд 3).

Цель: повторить признаки текста, учиться находить неверное утверждение.

- Шарик утверждает, что…

  • Текст – это высказывание на определенную тему.
  • В тексте есть основная мысль.
  • К тексту можно подобрать заголовок.
  • Текст может быть большим и маленьким.
  • В тексте все предложения связаны между собой грамматически.
  • В тексте есть смысл.
  • В тексте может быть нарушен порядок предложений.

- Согласны ли вы с мнением Шарика? Докажите.

Ученики высказываются.

- Какой можно сделать вывод? Какой вывод сделал Шарик? (Приложение 1. Слайд 4)

Вывод: «Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью».

3. Целеполагание.

Цель: сформулировать тему урока и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса.

- Ребята, а вы знаете, как связываются предложения в тексте?

- Как вы думаете, что нового мы сегодня должны узнать на уроке? (Проблемный вопрос.)

- Как связываются предложения в тексте.

- Значит, как мы обозначим сегодняшнюю тему урока? Правильно!

- Запишите в тетради число, тему урока «Как связываются предложения в тексте».

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? И что должны запомнить наши друзья из Простоквашино? (Приложение 1. Слайд № 5)

4. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.

Цель: подготовка к восприятию нового материала через личные наблюдения, самостоятельное знакомство с теоретическим материалом; объяснить логику построения текста.

- Давайте поможем нашим друзьям в изучении этой непростой темы. Предлагаю вам самостоятельно поработать с учебником (стр. 38), прочитать теоретический материал.

2. Работа в парах.

- А теперь прочитайте задание и проведите между собой в парах диалог. Попеременно задавайте вопросы и отвечайте на них предложениями из текста. При этом выделяйте слово, которым начинается ответ и слово, которым заканчивается вопрос (начиная со второго). Текст запишите в тетради.

3. Взаимопроверка.

- А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.

4. Проверка.

Вопросы:

- Как вы думаете, что помогает связать данные предложения в тексте?

Учащиеся отвечают:

- Связать предложения в тексте могут повторяющиеся слова.

5. Работа со схемой №1.

Цель: показать, что предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, однокоренных, местоимений и других языковых средств и предложений, содержащих новую информацию; учить сравнивать, анализировать, сопоставлять.

- Сегодня вы должны усвоить главное: связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов. В зависимости от того, как развивается мысль в тексте, и различают цепную и параллельную связь предложений. (Приложение 1. Слайд 6)

- Рассмотрите внимательно схему 1. (Приложение 1. Слайд 7). Проведите небольшой эксперимент: у вас на парах лежат карточки с разными предложениями. Попробуйте из них составить текст и определите, как они связываются.

Карточка №1.1.

Малыша мы назвали Кнопкой. На день рождения мама подарила мне крошечного пушистого котенка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звездочкой на голове и маленьким носом.

Карточка№1.2.

Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

Карточка №1.3.

Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-золотые искорки. В лесу было тихо и нарядно. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.

- Зачитайте свой текст. Какой вывод сделаете? При помощи чего связываются предложения в тексте?

Вывод: предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, (однокоренных, местоимений, синонимов). Предложения в тексте могут связываться и без цепляющих слов. Они, начиная со второго, связываются по смыслу и грамматически.

6. Работа с текстом. (Приложение 1. Слайд 8)

Цель: научить ребят находить в тексте «данное» и «новое».

- Теперь обратите внимание на текст слайда и найдите «данное», которое содержит имеющуюся информацию и «новое», которое содержит новую информацию.

Разговор двух, реже нескольких лиц называется диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова, обращенные к собеседнику.

- А кто такие собеседники? Являются ли ими наши герои?

- Вы убедились, что Шарик и Матроскин вступили в диалог, который состоял из реплик?

- А теперь попробуйте найти «данное» и «новое» в своих составленных текстах.

7. Работа со схемой №2. (Приложение 1. Слайд 9)

Цель: показать различие в схемах между цепной и параллельной связью.

- Ребята, а чем интересна схема 2? Сможете доказать, что цепная (последовательная) связь отличается от параллельной?

Ребята высказываются, делают вывод.

Вывод: в тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и связываются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним связаны по смыслу и грамматически.

5. Физкультминутка. (Приложение 1. Слайд 10).

Цель: помочь учащимся снять напряжение, расслабиться, отвлечься от серьезной работы. (Ребята изображают цепную связь и параллельную связь в пространстве).

- В Простоквашино, ребята, мы сейчас оправимся,
Потому что настроением оно добрым славится.
Встаньте, связь изобразите ту, что очень нравится.
Без сомнения, друзья, вы с заданием справитесь!

6. Закрепление изученного материала.

1. Игра «Редактор». (Карточка № 2)

Цель: закрепить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте и повторить орфографию: правописание безударных гласных в корне слова, правописание проверяемых согласных в корне слова познакомиться со словом «редактор». (Соревновательный момент)

- А теперь пришло время показать на практике, что вы готовы справиться с любым текстом. Представьте себе, что вы - редакторы. Знаете, кто это? (Учащиеся высказываются).

- Редактор – это специальность, лицо, которое обрабатывает текст, редактирует, подготавливает его для печати. Вам нужно отредактировать материал так, чтобы получился связный текст. Чья группа быстрее и правильнее выполнит задание, получит право первой распечатать бандероль в конце урока.

Ребята составляют и записывают текст в тетради.

1 группа. Карточка №2.1.

Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером половичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клубки шерсти.

2 группа. Карточка №2.2.

Во дворе выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и, е)дро. Возле колодца поселилась лягушка.

3 группа. Карточка №2.3.

В (?) попадались большие луговины и глухие озера с огромными соснами по б(и,е)регам. Сосны все время тихонько шумели. Вокруг города по ни(з,с)ким пологим холмам раскинулись леса.

2. Проверка.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием. С каким способом связи предложений в тексте вы встретились? Как вы это определили?

Учащиеся высказываются.

7. Домашнее задание. (Приложение 1. Слайд 11).

- Ребята, а вы знаете, кто написал книгу «Дядя Федор, кот и пес»? Вы ее читали? Я и почтальон Печкин предлагаем вам домашнее задание на выбор:

  1. Написать небольшое сообщение об Э.Успенском или о его замечательных героях, используя цепную или параллельную связи предложений.
  2. А тот, кто затрудняется, может выполнить упражнение 62, § 9. (Из данных предложений составить текст, озаглавить его, записать и подчеркнуть сцепляющие слова).

8. Подведение итогов. Рефлексия. (Приложение 1. Слайды 12, 13).

Цель: подвести итоги данного урока, прорефлексировать знания учащихся.

- Ребята, что вам сегодня в новой теме запомнилось? Чему вы научились? Что не поняли?

- Как связываются предложения в тексте?

- В чем особенность цепной связи?

- А какой урок извлекли наши герои?

Учащиеся высказываются.

- Мне было приятно сегодня работать с вами. Я поняла, что вы добрые, отзывчивые ребята, любите читать произведения современных писателей. И самым активным ученикам я поставлю только отличные оценки.

9. Итог урока. Р.S.

Вручение бандероли.

- Получите, пожалуйста, бандероль. Я бы вам и так ее отдала. А что передать Печкину?

- Спасибо, ребята, за гостеприимство. Я желаю вам хороших успехов и удачи.

Использованная литература:

  1. Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот. Повесть-сказка. РИО., Самовар, 1995.
  2. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2008.
  3. Иллюстрации Аркадия Шера к произведению «Дядя Фёдор, кот и пес».

Использованные ресурсы:

  1. http://pitermediaport.narod.ru/images/sound/mult/prosto/prosto.jpg
  2. http://shop.avanta.ru/upimg/big/9/6/5/208965.jpg
  3. http://www.labirint-shop.ru/images/books3/111177/big.jpg
  4. http://pics.livejournal.com/toplesss/pic/0000arek
  5. http://pitermediaport.narod.ru/sound/mult/prosto/theme.mp3
  6. http://www.logvanov.r52.ru/popup.php?catid=6&page=7#
  7. Музыкальный эффект «Стук»