Цели:
- повышать правовую культуру детей;
- формировать мотивацию к изучению права;
- способствовать формированию практических навыков в области защиты своих прав.
Участники: 2 команды учащихся, группы поддержки (болельщики), эксперты (они же жюри)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Этап 1
Представление команд:
- Команда ЧОП (Частная организация правозащитников)
- Команда ВЕПРИ (Всероссийский единственный правозащитный институт)
- Команды представляют свои эмблемы, названия, и т. д.
Этап 2
Разминка. Команды по очереди задают вопросы друг другу по правовой тематике из цикла «Что бы это значило?» в шуточной форме.
1. Если вы не обнаружили ключа от двери под
ковриком… (Значит вы его туда не клали, т. к. это
опасно).
2. Инспектор ГИБДД не берет штраф за превышение
скорости… (Вы ее не превысили)
3. Вас признали виновным в совершении
преступления… (Вам минимум 14 лет)
4. Школьник выражался нецензурно в общественном
месте… (Значит он мелкий хулиган, ст 20. 1 КоАП)
5. Мальчик 12 лет пошутил, сообщив о заминировании
здания школы… (И заплатили его родители штраф…)
6. Вы решили подарить дом своим родным…(Значит вы
хорошо зарабатываете и дееспособны)
7. Вы – гражданин….(Значит вы свободны!)
8. Вы не можете без согласия родителей выехать из
страны…(вы еще ребенок, т к вам не исполнилось 18
лет)
Этап 3
Проверка «домашних заготовок». Команды по очереди дают оценку правовым ситуациям, заранее подготовленным дома.
- Из школы украден ноутбук учащимся 13 лет. Какую ответственность понесет подросток? (Административную, т.к. ему нет 14 лет)
- Ученики ст. классов распивали спиртное на улице во время проведения школьного вечера. Каковы юридические последствия этого правонарушения? (Административная ответственность)
- 15 летний подросток согласился постоять на страже, пока его друг будет обворовывать киоск, т.к другу он должен 1000 руб. Какое наказание понесут подростки? (Уголовное)
- Вам исполнилось 16 лет. Имеете право заниматься предпринимательством? (Да, с согласия родителей).
- В Конституции РФ зафиксировано право на образование. Иван С., 14 лет, мотивирует свое нежелание ходить в школу тем, что конституция не обязывает посещать школу, следовательно, посещать школу необязательно. Прокомментируйте ситуацию. (На основании Закона об образовании школу подросток посещать обязан)
- На уроке ученик мешает учителю, ученикам, швыряя ручки, бумагу, обзывая одноклассников. На замечания учителя не реагирует. Учитель вывел его из класса в кабинет завуча. Чьи права были нарушены? (Учителю он мешал выполнять его должностные обязанности, а учащимся заниматься делом. Следовательно, учитель прав, что изолировал ученика).
- Выпускнику 9 класса отказано в приеме в 10 класс базового уровня по причине удовлетворительных оценок в аттестате. Прав ли директор?(Нет, закон об образовании не ставит ограничений для приема в 10 класс)
- В уставе школы прописано обязательное ношение формы. При проверке внешнего вида дети, пришедшие без формы, были отправлены домой. Прокомментируйте ситуацию. (Нарушено право на образование, в федеральных законах не прописано, что для допуска к занятиям необходима определенная форма одежды).
Этап 4
Конкурс капитанов. Капитанам предлагается в течение 5 минут ответить письменно на 10 вопросов, сдав ответы экспертам. Одновременно проводится конкурс болельщиков.
Вопросы для капитанов:
1. Кто является главой государства РФ?
(Президент)
2. Что признается высшей ценностью по
Конституции? (Права и свободы)
3. Уголовная ответственность наступает с… лет (14)
4. Что такое кассационная жалоба? (Жалоба на
решение суда)
5. Самый демократичный орган власти Древней
Руси? (Вече)
6. Первый свод законов на Руси назывался..?
(Русская Правда)
7. Что является преступлением против
собственности? (Кража, мошенничество)
8. Что относится к моральным нормам? (Заповеди)
9. Президент может приказать судье принять
«нужное» решение? (Нет)
10. Гражданские права, это…. (Право на жизнь,
свободу, имя, родителей и др)
Вопросы для болельщиков:
1. Нецензурная брань в школе – это издержки
культуры или проивоправное деяние? (КоАП ст 20.1
мелкое хулиганство)
2. Может ли быть привлечен к уголовной
ответственности 14 летний подросток, вымогавший
деньги у младших школьников? (Да, ст. 20, 163 УК)
3. На что имеет право человек, если будет осужден?
(На возмещение государством вреда)
4. Где дети имеют право свободно выражать свое
мнение? (Во всех сферах жизни и деятельности)
5. Являются ли споры с учителем проявлением
свободы выражения мнений ученика? (Да)
6. Какие властные государственные учреждения
являются средством защиты прав населения? (Суды)
7. Как называется должность человека, избираемого
Госдумой для сбора информации о нарушениях прав
человека и содействии тем, чьи права нарушены?
(Омбулдсмен)
8. Как называется возможность граждан иметь права
и обязанности? (Правоспособность)
9. Как называется законодательный орган
власти? (Федеральное собрание)
10. С какого возраста ребенок может обращаться
самостоятельно в органы опеки в целях защиты
своих прав? (Возраст не установлен)
Этап 5
Подведение итогов:
Эксперты анализируют поэтапно выступления команд, участие болельщиков, отмечают активных, объявляют победителей, вручают призы.