Урок математики в 1-м классе на тему "Сравнение групп предметов по количеству с помощью знаков "больше", "меньше"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Сформировать способность к сравнению групп предметов по количеству на основе составления пар и фиксации результатов сравнения с помощью знаков >, <.
  • Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5.
  • Тренировать мыслительные операции, способность к самоконтролю.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: счетный материал - бабочки, цветы, знаки =, =/, >, <, 2 утенка с раскрытыми клювами, направленными в разные стороны.
  • Раздаточный материал: карточки для работы в парах и для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадки?

2. Актуализация знаний.

Жили-были гном Угрюм и гном Неугомон . В один жаркий летний день они отправились а пруд. На берегу пруда они увидели красивые цветы и сидящих на них бабочек, берущих нектар. (Открыть на доске)

- Ребята, скажите можно ли рвать цветы в лес у и в поле и ловить бабочек? Почему?

- Скажите, сколько было цветов? (4)

- А сколько бабочек? (4)

- Что можно сказать о количестве цветов и бабочек? (Их одинаковое количество, их поровну)

- Какой знак можно между ними поставить? (=)

- Но вот прилетела еще одн а бабочка (выставить).

- Знак "равно" по- прежнему подходит?

- На какой знак его надо заменить? ("неравно")

3. Постановка проблемы.

- Сколько стало бабочек? (5) Обозначьте цифрой.

- Сколько стало цветов? (4 ) Обозначьте цифрой.

- Что можно теперь сказать о количестве цветов и бабочек?

- Можно ли с помощью знака "неравно" обозначить, что бабочек больше, чем цветов?

- Значит, что мы должны сделать на сегодняшнем уроке? Какова цель урока? (Найти знак, который покажет, что бабочек больше, чем цветов.)

4. Проектирование и фиксация нового знания.Гномы Угрюм и Неугомон увидели уток, плавающих в пруду, и попросили их помочь нам. (выставить утят)

-Как вы думаете какое отношение имеют утята к нашему уроку? (У них клювики похожи на знаки > < .)

Утята - прожорливые птицы и своим клювиком всегда поворачиваются в сторону большого количества предметов. Как вы думаете, какой же из этих знаков обозначает знак "больше", а какой энак "меньше" ?

-Как из знака "=" получить знаки "> , <" ? ( Раздвинуть полоски, как клювик у птицы, который всегда раскрыт в сторону большого числа).

- Название знаку "больше" или "меньше" дает левое число.

Сравнение с помощью знаков цветов и бабочек. Сравнение чисел 5 и 4.

5. Первичное закрепление.

Написание знаков >, < в учебнике - тетради на стр. 50

Выполнение №3 стр.50 в учебнике с проговариванием во внешней речи.

Составь пары и поставь нужный знак.

6. Физминутка. Ритмические хлопки - счет через 2.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Возле пруда рос небольшой лес. Неугомон предложил Угрюму прогуляться по лесу и полюбоваться на растения, растущие в лесу.Они так загляделись, что заблудились и попали в болото. Гномы быстро выберутся из болота, если мы им поможем, правильно расставив вместо точек - кочек твердую опору - знаки ">" , "<" или "=".

Расставить знаки > , < или =

  • 5* 4 .....4 * 3
  • 3 * 2 ....2 * 1
  • 1 * 2 ....2 * 3
  • 3 * 4 ......4 * 5

Установление закономерности.

Вывод: если первое число меньше второго, то второе число :::первого.

8. Включение в систему знаний и повторение.

а) Когда гномы возвращались из леса, на тропинке и среди деревьев они увидели много грибов. Послушайте задачи в стихах про грибы.

Только я в кусты зашла -
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов?
У кого ответ готов?

Ежик по грибы пошел.
Восемь рыжиков нашел.
Шесть грибов убрал в корзинку.
Остальные все - на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, еж?

Угрюм сидел на берегу, опустив ноги в воду, и со скучающим видом разглядывал уток, плавающих в пруду.

Неугомон, чтобы не скучать, решил их посчитать.

- Ребята, давайте мы тоже посчитаем. Но прежде чем начать считать. Мы должны повторить состав чисел до 5.

б) Работа в парах.

Учащиеся, работая в парах, записывают на приготовленных заранее карточках состав чисел:

  • 1 ряд------состав числа 5
  • 2 ряд------состав числа 4
  • 3 ряд------состав числа 3

(Учащиеся первых парт пишут цифры крупно маркером)

Самоконтроль по выставленным на доске первыми парами карточкам.

в) Нахождение значений выражений в учебнике - тетради №4 на стр. 50.

Взаимопроверка тетрадей.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Гном Угрюм и гном Неугомон усталые, но довольные вернулись домой.

- Ребята. а вы довольны своей работой на уроке? Ребята, которые довольны своей работой на уроке, улыбнитесь мне. Те, у которых были затруднения на уроке, поднимите руки.

- Что нового узнали на уроке? Покажите знак "больше". знак "меньше".