Цели урока: (слайд № 3)
- обобщать и закреплять навыки умножения многозначных чисел, учить применять свойства при умножении и решение задач
- воспитывать чувство ответственности, самоконтроля, формировать интерес к изучению математики
- развивать творчество, сообразительность, смекалку учащихся, развивать познавательную активность учащихся
Д/з: п.11, № 454, № 455 (д, е), № 462 (б, г). (слайд № 3)
Урок сопровождается презентацией
Ход урока
1. История математики:
а) За всю историю человечества было придумано много способов умножения. Только в конце XV - начале XVI века итальянский математик Лука Пачоли приводит 8 различных способов умножения в своём трактате об арифметике. (слайд № 4)
б) Знак умножения «косой крест» (х) впервые в 1631 году ввёл английский математик Уильям Оутред (1575 – 1660.)Позднее, в 1698 году, выдающийся немецкий математик Г.Лейбниц (1646 – 1716), ввёл знак умножения «точка». (слайд № 5)
в) Владимир Иванович Даль - автор «Толкового словаря живого великого русского языка» в своем словаре пишет: «Умножить – множить, увеличивать числом, количеством». (слайд № 6)
2. Значит ли это, что между умножением и сложением есть что-то общее? (слайд № 7)
- Умножение можно представить с помощью сложения. Например, на столе стоят 3 корзины. В каждой корзине у меня лежит по два яблока. Сколько всего яблок?
3. Что значить число а умножить на число b? (слайд № 8)
- Умножить число а на число b – это значит найти сумму b слагаемых, каждое из которых равно а. (a ∙ b)(b∙a).
4. Представь сумму в виде произведения: (слайд № 9)
а) 45 + 45 + 45+ 45 = 45∙ 4
б) 205 + 205 + 205 = 205∙ 3
в) х + х + х + х + х = х ∙ 5
г) 39 + 39 = 39 ∙ 2
д) (с + d) + (с + d) = (с + d) ∙ 2
5. Представь произведение в виде суммы: (слайд № 10)
а) 133∙ 3 = 133 + 133 + 133
б) 29 ∙ 5 = 29 + 29 + 29 + 29 +29
в) d ∙ 7 = d + d + d + d + d + d + d
г) (а + b) ∙ 2 = (a + b) +(a + b)
6. Проверь правильность разложения на множители. Отметь неправильные решения, исправь их: (слайд № 11)
а) 6 = 2 + 2 +2
б) 3 ∙ 3∙ 3 = 27
в) 5 + 5 = 10
г) 12 = 4 + 4 + 4
д) 6 ∙ 6 = 36
7. Составь выражение для решения задачи.
Задача : В двух коробках лежат карандаши, причем в одной из них в 4 раза больше, чем в другой. Сколько карандашей в обеих коробках, если в меньшей их 18 штук? (слайд № 12)
- Прочитайте задачу. О чем в ней говорится?
- Сколько карандашей в первой коробке?
- Что сказано про вторую коробку?
- Как вы это понимаете?
- что надо узнать в задаче?
- можем ли мы сразу ответить на второй вопрос задачи ? Почему?
- Можем ли мы узнать, сколько карандашей во второй коробке? Как?
- Составьте план решения задачи?
1) 18 ∙ 4 = 72 карандаша в 1-ой коробке. (слайд № 13)
2) 18 + 72 = 90 карандашей в 2-х коробках.
8. Какие свойства умножения вы знаете? (слайд №14 )
От перестановки мест множителей произведение не меняется.
а ∙ b = b ∙ а
9. Сформулируй свойство. (слайд № 15)
а∙(b ∙ с) = (а ∙ b) ∙ с - Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель.
10. Вычислим удобным способом: (слайд № 16)
50 ∙ 2 ∙ 2453 = (50 ∙ 2) ∙ 2453 =245300
11.
а) 239 ∙ 4 ∙25 = 23900 (слайд № 17)
б) 4 ∙ 2323 ∙5 = 46460
в) 50 ∙ 821 ∙ 4 = 164200
г) 4 ∙ 37 ∙ 25 = 3700
12. Умножение на нуль: (слайд № 18)
а∙ 0 ∙ b ∙ а ∙0 = 0
0 ∙ b ∙ b ∙ 0 =0
а ∙ 0 ∙ 0 = 0
а ∙ 0 = 0
Вывод – На нуль сколько ни умножай, столь и будет.
В.И.Даль.
13. При умножении любого числа на нуль всегда будет нуль
а ∙ 0 = 0 (слайд № 19 )
14. (слайд № 20)
а) 8 ∙ 1 = 8
б) 77 ∙ 1 = 77
в) 1 ∙ 88 = 88
г) 133 ∙ 1 =133
Сформулируй те свойство ? (слайд № 21 )
При умножении любого числа на единицу всегда получаем это число а ∙ 1 = а
15. Физкультминутка (слайд № 22)
Сядьте удобно, расслабьтесь.
Дыхание спокойное, ритмичное
Все, что вам надо – это следить глазами за тем, что начнет двигаться по экрану.
Приготовьтесь.
16. Реши задачу, составляя выражение (слайд № 23 )
Задача: Бочка вмещает воды в 8 раз больше, чем четыре ведра. Сколько литров воды вмещает бочка. Если в одно ведро входит 8л воды?
- Прочитайте задачу. О чем в ней говорится?
- Сколько воды вмещает 1 ведро?
- Что сказано про бочку ?
- Как вы это понимаете?
- что надо узнать в задаче?
- можем ли мы сразу ответить на второй вопрос задачи ? Почему?
- Можем ли мы узнать, сколько воды вмещает бочка ? Как?
- Составьте план решения задачи?
16. (слайд № 24 )
8∙ 4 ∙ 8 = 256 л.
17. Реши задачу, составляя выражение (слайд № 25 )
Задача: В четырёх школах района » Братеево» 368 девочек, которых мальчики дёргают за косички в среднем 3 раза в день каждую (причём как дома, так и в школе). Сколько раз были дёрнуты косички за сентябрь у всех девочек в четырёх школах города?
Прочитайте задачу. О чем в ней говорится?
- Сколько раз дергают в среднем девочку за косичку?
- в течении какого времени?
- что надо узнать в задаче?
- можем ли мы сразу ответить на второй вопрос задачи ? Почему?
- Можем ли мы узнать, сколько карандашей во второй коробке? Как?
- Составьте план решения задачи?
18. (слайд № 26)
1—3 раза за 1 день
1—(3 ∙ 30) = 90 за сентябрь
Всего – 368 девочек
(3∙ 30) ∙ 368 = 33120 раз дернули за косички/
19. самостоятельная работа: (слайд № 27,28)
«Графический диктант»
(Ответ «да» соответствует _ , ответ «нет» - ^)
Вариант 1
- 25 ∙ 63 ∙ 4 = 630
- Числа, которые перемножаются, называются множителями.
- Равенство а ∙ b = b ∙ а выражает сочетательное свойство .
- Если один из множителей равен нулю, то произведение равно нулю.
- Произведение 5 ∙ 37 и 37 ∙ 5 не равно одному и тому же числу.
Вычислите:
Вариант 2
- 4 ∙ 61 ∙ 25 = 6100
- Числа, которые перемножаются, называются слагаемые.
- Равенство а ∙ b = b ∙ а выражает переместительное свойство .
- Если один из множителей равен 1, то произведение равно 1.
- В выражении (а + 7) ∙ (b +3) первым множителем является (а + 7).
Вычислите:
20. Дополнительное задание. (слайд № 29)
№ 412(е, о)(ж, п),(з, р)
21. Ответы к самостоятельной работе (слайд № 30)
1. ^_^_^ | 1. _^_^_ |
2. | 2. |
21. Итог урока: (слайд № 31)
- Какие свойства умножения применяются для удобства вычислений.
- Как называются числа при умножении.
- Какие словарные слова встречались сегодня на уроке
(сочетательное, переместительное, множитель).
- Определите, какое из чисел а , b и с равно нулю, если аb = 0, bс = 0, ас ≠ 0.