Цели:
- Формировать умение строить речь в определенной композиционной форме, систематизировать собранный к высказыванию материал;
- Продолжать формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания; воспитывать самостоятельность, увлеченность, творческую активность, любовь к природе.
Материал к уроку: фотоснимки, изображающие природу зимой; записи музыкальных пьес (например П.И. Чайковского “Времена года”) и других музыкальных произведений, посвященных зиме; картина К.Ф. Юона “Волшебница зима”, учебник по литературе.
Ход урока
I. Вступительная беседа.
- О каком времени года будем писать сочинение?
- Каковы особенности этого времени года?
(Просмотр фотоснимков, картины К.Ф. Юона
“Волшебница зима”, прослушивание отрывков из
цикла музыкальных произведений П.И. Чайковского.
Эта музыка помогает прочувствовать красоту
русской зимней природы, вызвать чувство радости,
восторга, восхищение).
Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными ласковыми именами. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений.
Как можно назвать это время года, с кем или с чем сравнить?
Учащиеся предлагают назвать зиму красавицей, гостьей, рукодельницей, чародейкой, волшебницей и т.д.
- Вспомните строчки стихотворений о зиме.
Дети зачитывают строки А.Фета, Ф. Тютчева, А. Пушкина.
Возможно на этом этапе использовать прием “собери стихи”: тексты стихов делятся на части, каждая часть записывается на отдельный листочек. Дается задание: кто быстрее и правильнее “соберет” стихи. Для работы предлагаются следующие строки:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно бело косынкой,
Подвязалася сосна.
С. Есенин.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
А. Пушкин.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней,
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей белой пухлой ватой
Все убрал кусты.
А. Фет.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
И. Никитин.
Дети читают стихи, выбирают из них наиболее образные выражения, которые характеризуют русскую зиму.
- Какова природа зимой? В чем красота зимнего наряда? Как падает снег?
II. Подготовка к сочинению.
1) Обсуждение возможного плана сочинения.
- Перед нами стоит задача описать красоту русской зимы. Что вы должны написать в своем сочинении?
2) Рассуждения детей о том, как лучше передать приметы зимы, ее красоту, какие образные выражения можно употребить в сочинении.
- Что можно сказать о зиме?
Зима – это прежде всего снег. Как изображает снег художник? (Серебристый, синеватый, белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал, украсил ветви деревьев. Снег лежит на крышах домов).
- И это обилие снега придаст величие русской природе. Все кругом становятся необыкновенным и сказочным.
3) Работа над планом.
(Словарные слова. Дети используют записи, которые сделали на экскурсии).
Пришла зима. Холодно, сильный, порывистый ветер.
Признаки зимы:
а) Небо: синее, лазурное, белые пуховые, затянуто
облаками, низкие, снеговые, мохнатые.
б) Осадки: снег, иней, искрится, переливается,
белое, покрывало, белоснежная.
в) Растения: покрыты инеем, надели снеговые шапки,
белые мохнатые шубки, Зеленеют ели, в нарядном
снежном уборе.
г) Животные: тишина, пробежит, не заметить следы
на снегу, улетели в теплые края, спит в берлоге.
- Что вам нравится в ясную морозную погоду?
(Дети дают устные описания березы в инее, искристого сияния снега в воздухе, деревьев, покрытых снегом, зимних узоров на стеклах).
4) Упражнения в распространении текста.
- Прочитайте тексты на доске.
(Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на коньках).
- Данный текст полностью раскрывает красоту русской зимы? Почему нет? Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему. Ответим на вопрос: Какая зима? Теперь добавим слова к сказуемому: Куда пришла волшебница зима? Когда приходит зима? Какие предложения у нас получились?
(После дождливой осени, в декабре, к нам пришла волшебница зима. С неба летят, кружатся и падают мягкие, мохнатые снежинки. Пушистый снег, словно белым покрывалом, укрыл землю. Сосны и ели стоят в белых шубках, а береза в пышном, искристом платьице. Иней на деревьях сверкает разноцветными огоньками. А дети радостно катаются на коньках и санках).
5) В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово. Чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, безошибочного написания.
Физкультминутка.
- А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
III. Составление плана сочинения.
- Из каких частей должно состоять сочинение?
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
- Мы должны сначала представить зиму так, как мы ее видим, понимаем, чувствуем; передать, как меняется природа зимой. Как зима влияет на ваше настроение? Замечаете ли вы красоту зимы? Ваши сочинения будут разные, так как каждый по-своему видит зиму.
IV. Работа над эпиграфом.
V. План.
- Причина (наступила) зимы.
- Волшебница зима (признаки зимы).
- За что я люблю зиму? (Или Хорошая ты зимушка-зима!)
VI. Запись сочинения учащимися.
VII. Чтение готовых сочинений.
VIII. Итог урока.
Примеры детских сочинений на тему “В чем красота русской зимы”?
1. Наступила морозная зима, стало холодно. Подул сильный порывистый ветер.
С неба летели, кружились и падали на землю мохнатые снежинки. Мороз нарисовал на окнах красивые узоры. Выпал пушистый снег, словно белым покрывалом, укрыл землю. Хлопья снега лежали на деревьях. Сосны и ели стояли в белых шубках. Иней на березе сверкал разноцветными огоньками. На катке радовались голоса детей.
Хороша ты зимушка-зима! Я люблю русскую зиму за то, что она дарит нам много радости.
2. В декабре пришла волшебница-зима. Она окутала березки серебристым инеем, а ели и сосенки одела в белые мохнатые шубки.
Выпал пушистый белый снег и покрыл землю. В нарядном снежном уборе стояли деревья. Окна были разрисованы красивыми узорами. В ясную морозную погоду я видел, как в воздухе искрились снежинки. Это было очень красиво! Я люблю русскую зиму за ее красоту.
3. Был чудесный январский день. Ярко светило солнце. На небе не было ни облачка, ни тучки.
Маленькие елочки стояли в нарядных пушистых белых шубках. Мохнатые сосны одели высокие меховые шапки. Красиво серебрится иней на ветках берез и рябин. Земля покрыта белым пуховым одеялом. Давно улетели в теплые края птицы. Медведь залег в берлогу до весны.
Тихо и красиво кругом. Мне нравится это время года.