Задачи:
- Выявить способ изготовления изделия нового вида, освоить прием сборки модели “Бабочка”. Закрепить умение чтения простейших эскизов. Формировать практические умения точного выполнения работы по алгоритму.
- Развивать наблюдательность , техническое мышление, воображение.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности.
Объект труда : изготовление поделки “Бабочка”.
Опыты, наблюдения: анализ и установление алгоритма конструирования объекта
Упражнения: резание ножницами, элементы конструирования, нанизывание на проволоку мелких по размеру деталей, закручивание проволоки перевивом.
Ход урока
1-й этап. Организационный момент. Этап самоопределения к деятельности
Долгожданный дан звонок
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.
2 этап. Актуализация знаний и мотивация.
– Ребята, вы любите слушать сказки? (Слайд.) В некотором царстве, в некотором государстве был город Художников. Обнесен этот город был высокой стеной, а единственные ворота охранял Цыпленок, который любил признаваться в любви, но не всем. Он не пускал в город детей, живущих по соседству и требовал пропуск. Пропуском служили подарки, но не всякие, а выполненные своими руками по определенным условиям.
Презентацию можно взять у автора статьи.
– Ребята, когда людям дарят подарки? (Праздник и хорошее настроение.) Цыпленок отвечал за хорошее настроение и никого с плохим настроением в город не пускал.
– Какой подарок считается самым дорогим? (Сделанный своими руками.)
– Художники часто любовались природой. Как вы понимаете слово “любоваться”? (Восхищаться, наслаждаться ее красотой.)
Художники любили копировать (повторять) природу, фиксировать (сохранять) ее характерные черты в своих изделиях, в творчестве. Люди часто хотят быть похожими на художников и отображают в своих изделиях то, что они видят в природе. Их изделия дают нам представление о том, что человека восхитило и удивило в жизни.
– Что такое наслаждение? Чем можно наслаждаться в жизни? (Теплом, прохладой, светом, цветом, звуком, запахом, прикосновением и т. д..)
– Вот вы лежите на солнышке, а мимо пролетают …, …, …., …. Какой из пролетающих объектов для вас самый удивительный и привлекательный?
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла. (А.А. Фет)
– Включайте свои видеокамеры. Записываем. (Презентация бабочки, компьютер, проектор.)
Ого, какие кадры вы записали!!! Вот это красота!
Какие чувства вы испытываете, глядя на бабочку.
– Бабочка – символ легкости, красоты, изящества, мысли, души.
– Ребята , а хотите побыть художниками? Готовы ли вы изготовить своими руками такую красоту?
3-й этап. Постановка учебной задачи.
Давайте откроем художественную мастерскую, где изготовим красивых бабочек.
– Какой материал нам больше всего подходит? (Картон.)
– Итак, мы будем сгибать, вырезать. Мы это умеем? (Да.)
– Тогда за дело. Вот образец работы. Вам нужно вырезать и собрать бабочку. С чего начнем? Давайте сделаем пробу. Дети вырезают , но собрать не могут. (Сгибать умеем, вырезать умеем, а как скреплять не знаем.)
– Где и почему возникло затруднение? (При сборке бабочки с проволокой не получается скрепления.)
– Что нужно сделать для преодоления затруднения? (Проанализировать, научиться выполнять новый прием.)
– Как назовем новый прием? (Скрепление соединение проволокой.)
– Ребята, тема нашего урока “Конструирование. Скрепление проволокой.
– Значит, какова цель нашего урока? (Освоить новый прием конструирования – скрепления проволокой.)
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
4-й этап. “Открытие” детьми нового знания. Строим новый способ действий.
– Рассмотрите изображение бабочки. Что вы можете сказать о ней?
– Есть ли в изделии линия симметрии? (Да.)
– Проанализируйте, из каких деталей состоит бабочка? (Картонная деталь – образ бабочки с двумя отверстиями, проволока, бусинки.)
– Давайте понаблюдаем каким образом у нее появилось такое удивительно красивое брюшко?
(Проволока прошла через проколы, бусинки нанизаны на проволоку, проволока закреплена перевивом-закрутим.)
– В какой последовательности выполняется бабочка?
- Вырезать
- Найти проколы
- Протянуть проволоку,
- Нанизать бусинки,
- Закрутить проволоку,
- На усиках закрепить бусинки).
– Расскажи по рисункам, как выполняется этот прием?
(Один говорит – все показывают движением.) (Проволока проходит через отверстие в картоне снизу вверх и закрепляется перевивом. Остаток проволоки – усики.)
5-й этап. Первичное закрепление. Решение типовых заданий. Новый способ фиксируется в речи.
– Расскажи по рисункам, как выполняется этот прием?
– Дайте определение каким образом нужно при сборке продеть проволоку. Сделайте вывод. (Проволока проходит через отверстие в картоне снизу вверх и закрепляется перевивом. Остаток проволоки – усики.)
Один проговаривает, затем хором.
6-й этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (инструкционной карте). (4–5 минут.)
Учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ действий и убеждаются, что новый способ действий ими освоен.
Проведем такую операцию с кругом.
7-й этап. Включение в систему знаний и повторение.
Пора включать новый способ в систему знаний. Сборка бабочки. Ребята, художники рисуют мелом, углем, красками, гуашью, а вы нанесите рисунок по своему желанию (аппликация, фломастер).
8-й этап. Рефлексия деятельности (итог урока).
– Что нового узнали? (Можно пользоваться проволокой.)
– С каким приемом познакомились?
– Где можно использовать такой прием? (Изготовление открытки, поделки.)
– Что можно еще сделать, овладев этим приемом? (Спрятать заплатку, дырку в стене, украсить гардины прикрутить оторванную пуговицу.)
– Каковы результаты класса, ваши собственные?
Хлопните в ладоши, если вы оценили свою работу на самый высокий балл.
Щелкните пальцами, если вы считаете, что могли бы сделать эту работу лучше.
Топните, если вы считаете, что у вас ничего не получилось и вам нужно вернуться к закреплению нового приема.
Презентация
- У павлиньего глаза глазчатые пятна служат для устрашения хищников.
- Некоторые личинки голубянки живут прямо в муравейнике. Они подкармливают муравьев своим сладким соком и получают защиту от врагов.
- Крапивница часто залетает в помещение, чтобы впасть в зимнюю спячку. Это бабочки, которые обитают в Кемеровской области.
- А вот парусник – бабочка тропиков. Некоторые их них откладывают личинки на апельсиновых деревьях и появившиеся гусенички пахнут апельсином.