1. Цели и задачи урока.
1.1. Цель урока:
- Применить полученные ранее знания для освоения типичных экономических ролей.
1.2. Обучающие задачи:
- Закрепить знание особенностей рыночных конкурентных структур;
- Освоить старшеклассниками типичные социальные и экономические роли в условиях рыночной конкуренции.
1.3. Развивающие задачи:
- Содействовать развитию творческих способностей старшеклассников;
- Развивать познавательный интерес и социальную активность учащихся;
- Способствовать формированию навыков применения экономических концепций и моделей для анализа жизненных ситуаций.
1.4. Воспитательные задачи:
- Содействовать формированию коммуникативной культуры учащихся;
- Воспитывать ответственность подрастающего поколения за экономические решения.
2. Тип урока.
2.1. По основной дидактической цели:
- Урок применения знаний, умений, навыков.
2.2. По способу проведения:
- Урок, основанный на имитации деятельности хозяйствующих субъектов.
3. Формы работы.
3.1. Форма проведения урока.
- Моделирование ситуаций реальной жизни – ролевая игра.
3.2. Формы учебной работы.
- Парная – выполнение ролей домохозяек и товаропроизводителей.
- Коллективная – обсуждение вопросов.
4. Методы обучения.
4.1 Мотивация – стимулирование учения.
4.1.1. Методы формирования интереса к учению:
- Освоение типичных экономических ролей.
- Методы эмоционального стимулирования.
- Использование информационно – коммуникационных технологий.
4.1.2. Методы ответственности в учении:
- Применение учебного поощрения;
- Накопительная система баллов;
- Привлечение учеников к оценочной деятельности.
4.2. Методы организаций учебных действий:
- Словесные: рассказ и беседа;
- Наглядные: слайды;
- Логические: участие в ролевой игре, ответы на вопросы.
4.3. Методы контроля:
- Устный контроль.
5. Средства:
5.1. Информационно – коммуникативные технологии:
- Компьютер, проектор, интерактивная доска, лазерная указка;
- Слайд “Внешняя среда фирмы” (приложение 1).
5.2. Инструкции для домохозяек – 15 шт. (приложение 2)
5.3. Инструкции для товаропроизводителей – 15 шт. (приложение 3)
6. Критерии проверки знаний учащихся:
6.1. Ответы на вопросы учителя оцениваются по накопительной системе.
- Баллов: 1 балл за каждый правильный ответ.
6.2. Ролевая игра оценивается суммированием баллов для каждого участника:
- Научное обоснование – 2 балла.
- Оригинальность ответа – 2 балла.
- Коммуникабельность – 1 балл.
- Ответы на вопросы одноклассников – 2 балла.
Структура урока
Продолжительность урока 40 мин.
1. Организационный момент – 0,5 мин.
2. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели урока – 1 мин.
Учитель объявляет тему урока:
“Социальные аспекты конкуренции”, акцентирует внимание учащихся на взаимосвязи этой темы с предыдущими уроками, с жизненными ситуациями. Кроме того, учащиеся узнают цель урока: применить знание экономической теории к выполнению ролевой игры.
3. Проверка домашнего задания – 8 мин.
Учитель задаёт несколько вопросов на повторение, ответы на которые оцениваются по накопительной системе баллов:
- Назовите признаки рыночных структур.
- Перечислите типы рыночных структур.
- Каковы особенности совершенной конкуренции?
- Чем характеризуется монополистическая
конкуренция?
- Назовите особые признаки олигополии?
- Чем отличается монополия от других рыночных
структур?
- В каких отраслях существуют те или иные
рыночные структуры?
4. Осмысление учащимися содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий – 4 мин.
4.1. Объяснение схемы “Внешняя среда фирмы” и выявление социальных факторов, влияющих на поведение покупателей и товаропроизводителей.
На деятельность фирмы оказывают влияние конкуренты, государственные законы, спрос на продукцию. Потребительский выбор товаров и услуг зависит от уровня доходов, которые снижаются в условиях инфляции и безработицы. Возможность приобретения товаров длительного пользования зависит от ссудного процента. Товаропроизводитель должен учитывать эти факторы, а также психологию покупателя. Поведение потребителя в значительной степени определяют личные факторы: возраст, тип личности, образ жизни, а также социальные факторы: семья, референтные группы, социальные роли и статусы. Референтные группы - это группы людей, оказывающие прямое или косвенное влияние на поведение людей: друзья, соседи, коллеги по работе.
Социальная роль – это набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица.
Каждой роли присущ определённый статус, отражающий степень положительной оценки её со стороны общества.
Рассмотренные факторы влияют не только на покупателей, но и на руководителей, работников, владельцев фирм.
4.2. Объяснение ролевой игры.
Учитель объясняет, что учащиеся во время урока должны придумать жизненные ситуации, в которых будут выполнять роли домохозяек и товаропроизводителей. С этих позиций надо оценивать особенности рыночных структур. Задания выполняются парами. Критерии оценок написаны на доске. Необходимо внимательно изучить инструкции для домохозяек (приложение 2) и (или) инструкции для товаропроизводителей (приложение 3)
5. Самостоятельная творческая работа – 24 мин.
5.1. Освоение ролей домохозяек и товаропроизводителей в условиях разных рыночных структур. Подготовка к устному ответу.
5.2. Выступление учащихся.
6. Обобщение и систематизация результатов выполненной работы, сопоставление задач урока с итогом, выставление оценок – 1,5 мин.
7. Постановка домашнего задания – 1 мин.
Ответьте на вопросы письменно:
- Как влияют на ваш потребительский выбор
референтные группы?
- Какие социальные роли выполняет человек в
течение жизни?
- Приведите примеры разного социального статуса.
Приложение 1 можно получить у автора статьи.